История электрогитары.
1975. PRS.

автор статьи : Сергей Тынку

В 1975 году Paul Reed Smith сделал свою первую гитару - это была практически полная (включая форму головы грифа) копия "однорогой" Gibson Les Paul Special красного цвета. Но логотипа Gibson на ней не было.

В том же году второй гитарой что сделал Paul была "двурогая" одно-датчиковой версия первой - то есть копия Les Paul Junior (также красного цвета).

В "гибсоновских" каталогах Junior всегда была самая дешевая наименее популярная гитара. И более того в 70-ых годах Gibson ее не производили - возможно поэтому она привлекла внимание Smith - это как-будто найти "на помойке" никому не нужный дизайн и пытаться вдохнуть в нее жизнь. В 1975 году было сделано еще несколько "двурогих" копий лесполов.

Уже на следующий год (в 1976) у Пола появился первый именитый гитарист - это был Peter Frampton. За ним в 70-ых годах мелькнули такие имена как Ted Nugent и Al Di Meola - им тоже были сделаны гитары. Тогда это были просто мастеровые инструменты молодого энтузиаста, творившего на второго этаже родительского дома.

Суть всех последующих гитар была доработка двурогого дизайна Les Paul Junior/Special. В свое время Gibson получили его как наиболее дешевый вариант в своей линейке, максимально упростив. Paul занимался обратным процессом.

Для начала он сделал корпус выпуклым как это принято на Les Paul. Далее чуть чуть заострил "рога" - это выглядело изящнее. И поставил хамбекеры, чего никогда не было на Les Paul Special/Junior. Для того чтобы стать настоящим Les Paul не хватало одной мелочи - кленового топ. И Paul пришел к тому чтобы ставить его на свои гитары, выбирая наиболее красивые с точки зрения рисунка древесины заготовки.

Новый инструмент был фактически копией обычного Les Paul Standard, но в двумя рогами. Нужна была какая-то особенность чтобы отличаться от Gibson. И тогда Paul придумал ставить ставить стратоподобные тремоло на свои гитары. Так в 1980 году родилась первая гитара, которую Paul сделал для Carlos Santana. А потом и все остальные Santana.

В будущем на основе "сантановских" контуров была придумана наиболее распространенная ныне PRS форма моделей Custom/Standard. Верхний рог и сам корпус как-будто удлинились.

Гитары стали менее похожи на Gibson, однако призрак этого бренда будет преследовать Smith всю оставшуюся жизнь. Во-первых, он стал делать модели с одним рогом (за которые на него даже подавали в суд), во вторых у него стало появляться много гитар с фиксированным бриджем, в-третьих он привлек к своей работе Ted McCarty, который работал в 50-ых годах на Gibson и по одной из версий является "истинным отцом" модели Les Paul, в отличие от артиста, который просто предоставил свое имя и советы.

Однако, не смотря на все старания PRS стать вторыми Gibson у них не получилось этого. Ибо конкурировать с Gibson Les Paul по части звука, имиджа и исторического вклада - это абсолютно бесполезное занятие. Другое дело "гламурность" - в этом плане у PRS все пошло как нельзя удачно - изобилие перламутра, яркие экзотические цвета, килограммы перламутра - иногда на таких гитарах страшно играть - они выглядят как ювелирные изделия. "Инструменты для юристов и дантистов" называют PRS в Америке, намекая на представителей высоко-оплачиваемых профессий пакующих гитары для красивых интерьеров дорогих домов. Это очень сильно отличается от Gibson, за состаривание которых платятся серьезные деньги и наиболее дорогие модели - они выглядят как будто ими дрались. А вы можете представить себе PRS со ржавым железом и потертым расцарапанным корпусом?

Но самих PRS это слабо волнует - в настоящее время это просто бизнес-проект. В отличие от похожих по истории бутиковых Mesa Boogie (с которой у PRS очень хорошие отношения), компания PRS стремится влезть на все участки рынка - они пробуют делать усилители, торгуют датчиками "вразвес", делают дешевые версии в Азии и занимаются производством гитар всех типов, включая например стратоподобные, джазовые, акустики и т.д.

Ну а что Gibson? Все движения PRS привели к тому, что они стали делать "двурогие лесполы" в нормальном дизайне - с хамбекерами и красивым кленом. Слон и моська.

P.S. Одним из наиболее забавных примеров противостояния Gibson и PRS можно увидеть на примере двух заклятых подруг из американского шоу-бизнеса. Голая Кристина Агилера, использующая украшенный кленом и перламутром PRS просто для фотосессий в гламурные журналы и Мадонна, которая играет на концертах на простом недорогом Les Paul Standard черного цвета




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное






Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.