ИМЕННЫЕ МОДЕЛИ

Выпуск именной модели инструмента уже не был чем-то новым в то время, когда FMI начали выпуск "подписных" гитар. Но как поясняет Dan Smith: "Нашим стремлением было сделать именно такие гитары, какие хотят видеть артисты. Мы не собирались просто сделать что-то с потолка, а именно то, что отражает индивидуальность артиста". Еще до расставания с CBS был начат проект с виртуозом Telecaster JAMES BURTON, но к чести Stratocaster, первенство досталось другой гитарной легенде ERIC CLAPTON.

ERIC CLAPTON

В 1985 году Eric понял, что гриф на его любимом Blackie (собранном из частей трех Stratocaster конца 50-х) не переживет очередной замены ладов. На концерте в Далласе Dan Smith удалось вручить музыканту на пробу два Elite с фикисрованным бриджем, но Eric потребовал гриф профиля V и больше "компрессии" в звуке. Семя модели Clapton было заронено.

Было сделано два прототипа с грифами профиля V и модернизированной электроникой Elite, обеспечивающей буст сигнала на +12дБ. Обе гитары были вручены Clapton весной 1986 года, но артист попросил еще больше компрессии. Это заставило Fender сменить звукосниматели Elite на Lace Gold, которые вместе с новой активной регулировкой средних частот обеспечивали буст на 21дБ, в сравнении с с классическим звуком Stratocaster. Так родилась модель Eric Clapton.

За два десятилетия спецификации инструмента вслед за разработками Fender претерпевали различные изменения, но суть инструмента в целом остается неизменной – это Stratocaster ’57 года, с заблокированным тремоло и активной электроникой TBX и подъема уровня средних частот. С момента появления и до сих пор это одна из популярнейших именных моделей Stratocaster.

YNGWIE MALMSTEEN

В то время, как модель Clapton приобретала очертания, Fender вышли в 1986 году со своим предложением к шведскому гитаристу Yngwie Malmsteen, который в то время уже приобрел статус столпа неоклассической гитары. Соглашение было заключено в начале 1987 года, и на выставках того же года уже демонстрировались прототипы, но серийное производство началось только в середине 1988 года.

Модель Malmsteen – это вариация на тему ольховых Stratocaster '56 года. Изначально она имела два стековых датчика DiMarzio HBS-3 в нековой и бриджевой позициях, утпопленный заподлицо средний датчик, активную электронику TBX, скалопированный гриф и медный верхний порожек и тремоло American Standard. За прошедшие с момента выпуска гитара приобрела "большую" голову грифа в стиле 70-х*, сменила электронику (пассивный тембрблок и именные датчики YJM) и периодически выпускается то с кленовой, то с палисандровой накладкой. Гамма цветов модели Malmsteen слегка варьируется, но классическим ее цветом считается Olympic White.

(* В 90-х также выпускался менее дорогостоящий японский вариант, с "большой" головой, что вносит некоторую путаницу)

ROBERT CRAY

Следующий подписной Stratocaster был создан в соответствии c требованиями Robert Cray, лидера нового поколения блюзменов. Выпущенная в 1990 году модель Cray сочетает в себе характеристики принадлежащих артисту '58 Stratocaster без тремоло и '64 Inca Silver. Модель представляет собой '64 Stratocaster без тремоло со специальными звукоснимателями обеспечивающими более яркое и прозрачное звучание, характерное для стиля музыканта. Гриф с палисандровой накладкой имеет "овальный" профиль. Сначала модель изготавливалась только Custom Shop, потом стала доступна и в серийном варианте.

JEFF BECK

Когда FMI впервые обратились к Jeff Beck с предложением сделать его именной инструмент, он ответил, что не уверен в том, то заслуживает этого! Тем не менее, он выбрал в качестве своего основного инструмента Strat Plus, который неофициально считался его именным инструментом. Через несколько лет Jeff все же передумал и согласился принять участие в разработке Stratocaster, который полностью соответствовал его стилю.

Beck Stratocaster был анонсирован в январе 1990 года, но пошел в серию только через год. Гитара была основана на Strat Plus, с 4 датчиками Lace Gold (два в бриджевой позиции специальный переключатель объединял их в пару для более плотного звука). Гриф в стиле 50-х был подогнан под спецификации Jeff и имел накладку из пао ферро. В настоящее время модель основана на пришедшей на смену Plus серии Deluxe, имеет накладку из палисандра. Электроника гитары на протяжении полутора десятилетий претерпевала изменения. В настоящее время на инструменте используются звукосниматели Hot Noisless (три вертикальных хамбакера в размере сингла). Основными цветами модели являются Surf Green и Olympic White (некоторое время существовал вариант Midnight Purple, Vintage White).

STEVIE RAY VAUGHAN

Проект именной гитары SRV был начат еще до трагической гибели музыканта в авиакатастрофе в 1990 году, из-за которой смог быть реализован только в январе 1992 года, в память об этом гении блюза. Модель основана на любимом инструменте Stevie – "Number One” – потрепанном '59 Stratocaster с грифом '62 года. Легко догадаться, что модель основана '62 Vintage Stratocaster цвета трехцветный санберст. От стандартной модели ее отличают "горячие" звукосниматели Texas Special, белые инициалы SRV на накладке, "леворукое" тремоло в старом стиле, накладка грифа 12", позолоченная фурнитура. Периодически гитара выпускается также в рамках Custom Shop как точная копия (со всеми царапинами, сколами потертостями и т.д. как у оригинала).

Разумеется с середины 80-х в серийном производстве и в рамках Custom Shop выпускалось еще много именных моделей от гитар заслуженных ветеранов таких как Dick Dale и Mark Knopfler, до кумиров нового поколения Tom DeLonge и John 5. Серии Artist и Custom Artist – это живая история живой музыки.

PLUS И AMERICAN DELUXE

Модель STRAT PLUS была разработана с появлением American Standard, поскольку изначально обе модели должны были выпускаться одновременно. Идея заключалась в том, чтобы выпускать "продвинутый" Stratocaster, с активной электроникой, как на прототипе Vintage Plus. В конце 1986 года проект был модифицирован с целью официального дебюта звукоснимателей Lace Sensor.

Модель была также премьерой роликового порожка, разработанного WILKINSON, который уменьшал трение. Использование замковых колков (сперва Sperzel, потом Schaller) предотвращало соскальзывание струн, поэтому можно было отказаться от ритейнеров. Во всем остальном STRAT PLUS повторяли American Standard.

Модель впервые появилась в прайс-листе 1 марта 1987 года, но ее выпуск был отложен на несколько месяцев, отчасти из-за нехватки некоторых компонентов, отчасти по "маркетинговым" причинам. Несколькими месяцами ранее Jeff Beck попросил Fender сделать ему модель '62 Vintage такого же желтого цвета, как грузовичок из фильма "American Graffiti". Компания воспользовалась шансом, чтобы попутно предложить Jeff выпустить именную модель. Поэтому прототип STRAT PLUS изготавливался с прицелом на Jeff Beck и имел цвет "Graffiti Yellow". Но Beck в тот раз отказался, поэтому модель вышла под именем только STRAT PLUS.

Успех модели, подвиг FMI, на выпуск в январе 1989 года DELUXE STRAT PLUS. Первый вариант, производившийся примерно в течение года был идентичен стандартному Plus, за исключением других моделей звукоснимателей Lace. Через год комплектация датчиков снова изменилась, а чтобы облегчить гитару, корпус стал "сэндвичем" из слоя ольхи между двумя слоями ясеня. В январе 1989 года была также представлена модель DELUXE AMERICAN STANDARD с тремя Lace, но она просуществовала всего год.

Пиком серии Plus стал выпуск в январе 1990 года STRAT ULTRA (название держали в рукаве еще с 1980-х!). Модель имела четыре звукоснимателя (пара в бриджевой позиции), а также новое тремоло Deluxe с массвиным рычагом (без пластикового наконечника) на защелке и устройство Hipshot Trem-Setter.

Эта система с пружиной обратного хода и точной подстройкой обеспечивала точный возврат тремоло в исходное положение. После выпуска Strat Ultra модель DELUXE STRAT PLUS также комплектовался Hipshot Trem-Setter. Внешнему виду и конструкции Ultra уделялось особое внимание. Центральный слой ольхи был с двух сторон покрыт узорчатым кленом, а накладка грифа из черного дерева имела абалоновые маркеры.

Постепенно более привлекательное во всех отношениях с маркетинговой точки зрения слово "Deluxe” вытеснило слово "Plus”, и "элитная" серия Fender во второй половине 90-х стала называться AMERICAN DELUXE.

Как и гитары PLUS, серия American Deluxe является своеобразным подиумом для всех новых разработок Fender. На этих гитарах состоялась, например, премьера звукоснимателей Vintage Noisless, которые эксклюзивно ставились только на American Deluxe пару лет, прежде чем попали в открытую продажу по каталогу "Strings, Parts And Accessories". При этом стоит отметить, что в отличие от Plus, серия American Deluxe в большей степени тяготеет к "классике". Отошли в прошлое эксперименты с материалом и активной электроникой.

Новые, эксклюзивные, изготавливаемые Bill Lawrence, звукосниматели Samarium Noisless Cobalt – максимально на сегодняший день возможное сочетание бесшумности и классического синглового звука. В отделке гитар серии доминируют "vintage” мотивы. Появились модели с "V”-образным профилем грифа. Разумеется, не обходится без технологических нововведений.

Пятка грифа у American Deluxe Stratocaster "подрезана" для более удобного доступа к последним ладам. Гриф покрыт двумя типами лака – матовый на собственно грифе и накладке (у моделей с цельным кленовым грифом) и блестящий на голове грифа. С 2004 года в серии American Deluxe используется электроника S1 – вмонтированная в ручку мастер громкости кнопка добавляет к 5 стандартным вариантам коммутации датчиков еще 5. (С 2005 года система S1 используется и в некоторых моделях American Standard).

Кроме того, на моделях American Deluxe HSS устанавливается новое тремоло Fender Deluxe, которое известно как "Fender Floyd Rose”. Но это уже тема отдельного рассказа.

FLOYD ROSE & HUMBUCKER

Еще с середины 80-х FENDER JAPAN в ответ на запросы нового поколения гитаристов выпускали Stratocaster с тремоло Floyd Rose и хамбакерами. В 1989 году было решено выпускать "шреддерские" гитары и в США.

Американская модель CONTEMPORARY STRATOCASTER появилась в июле 1989 года и выпускалась около двух лет. Модель имела тремоло по лицензии Floyd Rose, хамбакер DiMarzio в бриджевой позиции, 22 лада, палисандровую накладку 12" и тембр-блок TBX.

В середине 1989 года FMI также выпустили американские варианты HM Strat (H.M. - Heavy Metal), c 1988 года производившегося в Японии. Выпускавшийся с различными конфигурациями звукоснимателей из хамбакеров DiMarzio, синглов American Standard и Lace, HM Strats отличался 24-ладовым грифом, покрашенной в черный цвет головой, и немного уменьшенным более "острым" по очертаниям липовым корпусом.

В середине 1990 года HM Stratocaster были заменены на более продвинутый вариант HM STRAT ULTRA. Как можно видеть из названия , модель имела некоторые характеристики Strat Ultra, такие как 4 датчика Lace, два слоя узорчатого клена, накладку из черного дерева. HM Ultra продержались в каталоге два года, после чего были сняты с производства.

В январе 1991 года FMI во всеуслышание объявили о начале сотрудничества с FLOYD ROSE, изобретателем тремоло с двойной фиксацией струн. Результатом этого хода стало появление в 1992 году FLOYD ROSE CLASSIC STRATOCASTER. Гитара имела ольховый корпус, палисандровую накладку или цельный кленовый гриф и следующие характеристики:

  • Хамбакер DiMarzio PAF Pro в бриджевой позиции
  • Два сингла American Standard в средней и нековой позициях
  • 22 лада и радиус накладки 9.5"
  • Колки лого в vintage стиле
    И, разумеется тремоло Floyd Rose!
  • Несмотря на все изобилие новых моделей Stratocaster, появившихся после 1987 года, F.M.I не успокаивались и выпустили серию Set-Neck. Весной 1990 года JOHN PAGE и STEVE BOULANGER разработали новую систему вклеивания грифа, лишенную недостатков старой технологии "голубиного хвоста". Сперва летом 1990 года появились Telecaster с вклеенным грифом, потом дело дошло до Stratocaster.

    Модели SET-NECK STRATOCASTER и SET-NECK FLOYD ROSE STRAT пошли в серию в конце 1992 года и были представлены в январе 1993 года. Обе модели имели узорчатый кленовый топ и гриф с 22 ладами и накладкой из черного дерева. Set-Neck Stratocaster в остальном повторял Strat Ultra, а Set-Neck Floyd Rose Strat - модель Floyd Rose Classic. Обе гитары производились Custom Shop как самый "продвинутый" Stratocaster.

    После того, как хамбакеры и тремоло Floyd Rose перестали быть остро модными характеристиками, от Stratocaster снова стали ожидать "классичности". В итоге, сегодня концепция "хэви-металлической" гитары у Fender полностью реализуется только в серии Showmaster.

    Американские Stratocaster с одним или двумя хамбакерами имеют стандартное тремоло, моделей с Floyd Rose среди них нет. И только, как уже говорилось, в серии American Deluxe есть модель с аналогом Floyd Rose от Fender (но без топ-лока, а с замковыми колками и роликовым порожком). А Stratocaster с Floyd Rose и хамбакером выпускается сегодня только в Мексике.

    НАРОДНЫЙ FENDER

    В 1987 году Fender открыли фабрику в мексиканском городе Энсенада. Первоначальная цель заключалась в том, чтобы перенести за пределы зоны действия американских налоговых законов, профсоюзных соглашений и пр. производство "мелочей". Первые годы мексиканская фабрика Fender занималась тем, что обслуживала заказы каталога "Strings, Parts & Accessories”. Но, постепенно ей стали поручаться все более ответственные заказы. С одной стороны это было логическим итогом развития новой фабрики, с другой стороны произошло изменение отношения Fender к своему совместному производству в Японии.

    Изменение экономической конъюнктуры в мире привело к тому, что японское производство с каждым годом становилось все более дорогостоящим. Компании начали выводить производства своих бюджетных серий в другие страны азиатского региона. Исключение составляли разве только те производители, у которых американские инструменты было очень дорогими. В ходе этого объективного процесса торговая марка Squier постепенно полностью покинула Fender Japan. Тем не менее, в силу тех же экономических тенденций, дорожало производство Fender в США. Возникла необходимость в поставке гитар Fender, которые заполняли бы все увеличивающийся ценовой разрыв между Squier и американскими Fender.

    Как показала практика, продукция Fender Japan была не лучшим выбором для решения этой задачи. Она была слишком "японской", производилась на арендуемых производственных мощностях, и в силу удаленности от головного офиса плохо поддавалась общему контролю. Вполне закономерным решением проблемы было развитие производства гитар в Мексике. От фабрики в Корона ее отделяло всего пять часов езды, можно было без проблем обеспечить самое тесное взаимодействие и снабжение материалами и комплектующими.

    Первые эксперименты с производством Squier были весьма успешными, (хотя в силу экономических причин развивать именно эту марку на мексиканской фабрике не стали) и во второй половине 90-х линейка гитар, производимых в Fender Mexico сравнялась по объему с американским производством.

    Поскольку деревянные части гитар поставлялись в Эспенада из США, по качеству "мексы" часто были близки к американским гитарам. Чтобы не вызывать внутренней конкуренции и более явно разделять американские и мексиканские модели, Fender стали выпускать мексиканские гитары с 21 ладами и (в случае Stratocaster) с тремоло на шести винтах, в то время как американские выпускаются с 22 ладами и тремоло на двух винтах (за исключением моделей, копирующих старые инструменты).

    На волне успеха мексиканских гитар, Fender пошли на следующий смелый эксперимент – выпустили в июле 2002 года серию Highway 1. Поводом для выпуска серии стало увеличение "зазора" между мексиканскими и американскими моделями (и снова мировая экономика) и в этот зазор Fender постарались вписать серию Highway 1 – американские гитары по цене ниже $1000.

    Достигнуто это было за счет использования во многом той же фурнитуры, что на мексиканских Fender, использование не жесткого, а мягкого кейса и разработки экономичной технологии покраски. Чтобы визуально отличать Highway 1 от соседей по ценовой линейке, были выбраны матовые лаки оригинальных расцветок. Вопреки сомнениям скептиков, Highway 1 органично вписались в модельный ряд Fender и успешно продаются во всем мире.

    Что касается Fender Japan, то предприятие продолжает функционировать, но обслуживает, как и было в дни его основания практически только японский рынок. На экспорт время от времени идут различные экзотические модели – либо именные гитары такие как Ritchie Blackmore Stratocaster в комплектации отличной от модели Custom Shop, либо гитары оригинальных расцветок – Paisley Strat, либо смелые эксперименты, такие как 12-струнный Stratocaster!

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

    Возможно, кому-то покажется, что рассказ о Stratocaster обрывается внезапно, но в этой истории рано ставить точку. Отметив свой полувековой юбилей, Stratocaster по-прежнему остается неувядающей классикой.

    Сохраняя философию заложенную 50 лет назад великим Leo Fender, модель постоянно развивается и совершенствуется и не теряет актуальности невзирая на все прихоти музыкальной моды.

    Fender Stratocaster - это один из эталонов звучания, конструкции и дизайна электрогитары, с которым неизбежно сравниваются инструменты других моделей и производителей, на который ориентируются саунд-продюсеры и музыканты.

    История Stratocaster пополняется новыми увлекательными страницами, возможно свое имя в них впишет кто-нибудь из тех, кто читает ее сейчас.


    читать далее :    1  |  2  |  3  |  4  |  5 




    актуальная информация


    релиз нового журнала


    веб-колонка главного редактора


    веб-колонка для бассистов


    гитаристы на наших страницах


    путь великих гитарных брендов


    статьи и обзоры о гитарах


    обзоры гитарной техники


    актуальная гитарная музыка


    повышение мастерства


    подшивка вышедших журналов


    размещение рекламы в журнале


    вся информация об издании


    полезное скачивание


    небольшие ролики про гитарное




    #1[01]2005   - Этот материал был опубликован в первом номере Guitars Magazine.




    Рейтинг@Mail.ru

    ©  Guitars Magazine   Все права защищены.
    Сайт создан и поддерживается собственной
    веб-службой журнала Guitars Magazine.