Jackson Soloist
автор статьи : Александр Авдуевский

Многие поворотные моменты в истории электрогитары обусловлены случайностями и стечением обстоятельств, иногда отходом от всех правил. Нарушение правил эксплуатации усилителей породило овердрайв и дисторшн. Наплевав на все традиции изготовления гитар, Лео Фендер поставил производство на конвейер, и результат оказался превосходным. Невинный розыгрыш Рэндалла Смита дал рождение Mesa/Boogie… Рождение торговой марки Jackson тоже было незапланированным событием.

Историческая встреча

В конце 1970-х – начале 1980-х годов, эпоха случайных открытий в производстве гитар завершилась. В индустрии наступило время переосмысления. Новое поколение мастеров и инженеров, придирчиво анализировало легендарные модели гитар, выясняя, что в них действительно результат гениального озарения, а что все-таки случайный атавизм. Стали возникать небольшие компании, специализирующиеся на выпуске "переосмысленной классики". На их пользу работала и смена музыкальных поколений и то, что гиганты индустрии переживали тогда не лучшие времена.

В плеяду "новых" компаний входило детище Wayne Charvel, носившее его фамилию и специализировавшиеся на выпуске гитар, условно категоризируемых как "Hot-Roded Stratocaster". То есть "тюнинговый" Stratocaster, в целом повторяющий оригинальную модель, но имеющий "модную" комплектацию, например такую, как на гитаре большого любителя поэкспериментировать с инструментами Eddie Van Halen.

В число ключевых фигур Charvel входил Grover Jackson. Был он человеком уважаемым, и как говорится, "круто затусованным", прекрасно знакомым со всеми представителями кипевшей в начале 80-х, калифорнийской сцены.

Среди его друзей-музыкантов был и Randy Rhoads, который как раз получил работу у Великого и Ужасного Ozzy Osbourne. Взлет карьеры, стал для Rhoads и началом творческого взлета. Работа с такими монстрами как сам Ozzy, Bob Daisley, Lee Kerslake, необходимость подтверждать статус лидеров бурно возрождавшегося heavy-metal – все это стимулировало творческий поиск музыканта. И, конечно же, в этом поиске он хотел раз и навсегда решить вопрос с инструментом.

Вкусы Randy были весьма конкретны. Он бы большим фэном двух гитар – Gibson Flying V и Gibson Les Paul Custom и просто мечтал найти гитару, которая сочетала бы в себе достоинства этих двух инструментов, но отличалась от них. Поскольку ни в одном магазине ничего подобного не было, он обратился к Grover Jackson, с просьбой сделать ему такой инструмент. Grover Jackson постарался максимально выполнить требования музыканта и через некоторое время уже любовался на результат своих трудов. Но он испытывал какое-то чувство дискомфорта, не хватало какого-то решающего штриха. Не было логотипа на голове грифа. Корпоративная этика диктовала необходимость написать на грифе Charvel, но инструмент настолько не вписывался во всю производимую компанией линейку и был настолько личным произведением мастера… Пришлось, не долго думая, поставить собственный "автограф". Стандартным рукописным шрифтом. Скромно и со вкусом – Jackson.

Инструмент был сделан, и Randy был счастлив, пока не заметил, что все считают, что он играет на Flying V. При всей своей скромности, как и всякий гитарист он не был лишен определенного тщеславия, и хотел, чтобы было видно, что он играет на гитаре, сделанной специально для него. Чтобы она отличалась от стандартной V. В присутствии Randy (свидетельства очевидцев расходятся только в том, был ли музыкант непосредственно у станка или все же ждал за дверью мастерской) Grover Jackson безжалостно сделал на заготовке корпуса асимметричный вырез. Результат был одобрен музыкантом, и на свет появилась вторая гитара с надписью Jackson.

Вперед к Soloist

Ставя свою фамилию на гриф гитары, Grover Jackson вовсе не собирался превращать ее в торговую марку. Но тогда он еще не осознавал до конца, какое огромное влияние Randy Rhoads имеет на умы и сердца нового поколения металлистов. Насколько дизайн гитары отвечает эстетике жанра. И конечно, он не мог предвидеть, что блистательная карьера музыканта вскоре трагически оборвется, и как результат, все связанное с Randy Rhoads, станет предметом культа. И что спрос на гитару-"стрелу" с надписью Jackson будет огромным.

Одновременно бизнес, построенный на тюнингованных стратах стал переживать не лучшие времена. Сам Wayne Charvel (который был в первую очередь мастером, а менеджером – уже по необходимости) устал от деловой суеты. Да и сам по себе "тюнинг" был уже не столь актуален.

В итоге Grover Jackson выкупил у основателя компании бизнес, права на торговую марку и завершил процесс организации помимо Custom Shop, серийного производства. После чего со спокойным сердцем продолжал выпускать как гитары идеологии Charvel, так и воплощать идеи Custom Shop в серию под логотипом Jackson.

На рынке гитар "для металлистов" Grover Jackson был не одинок, братья-конкуренты (почти в буквальном смысле родственники, все хорошо знали друг-друга, переходили из компании в компанию, такая была "Санта-Барбара") тоже не дремали. Надо было как-то выделяться, и совершенно очевидно возникла идея выпуска модели, которая сочетала бы в себе все лучшее, что породила "вторая волна" начала 80-х, и одновременно воплощала идеологию компании с двумя продуктовыми линейками.

Таким инструментом стала модель Soloist, которая с одной стороны сохраняла "стратокастерные" традиции в дизайне, а с другой стороны имела все характеристики, которые в начале 80-х были в основном прерогативой инструментов класса Custom Shop. Название модели, конечно, дань времени, когда на подъеме был "шред", разумеется, Soloist отменно проявляет себя и в задачах ритм-гитариста. Сегодня его смысл заключается в том, что на английском языке называется емким словом "playability".

Сквозной гриф это и более певучий звук и одновременно повышенный комфорт доступа к последним ладам. Сегодня сквозной гриф уже не исключительно Custom Shop характеристика, как в начале 80-х, но тем не менее, он остается серьезной проб. Форма в духе Stratocaster – конечно не так стильно по имиджу, RR, Kelly или King V, но зато наиболее сбалансированного - как с точки зрения дизайна, так и эргономики - решения пока что не придумано. Впрочем, дань агрессии в дизайне тоже отдается - в виде инкрустации на грифе в форме "акульих плавников". Не обошлось без исторически сложившегося влияния Gibson – накладка из черного дерева, окантовка на грифе. Дополняет общую картину Original Floyd Rose – "автомат Калашникова" среди тремоло систем.

Наличие Soloist очень существенно укрепило репутацию Jackson среди "серьезных металлистов". Простой и понятный дизайн, превосходные характеристики, комфорт, звук – действительно всеобъемлющий символ качества, убеждающий в том, что даже гитары самого радикального дизайна от Jackson будут не просто имиджевой игрушкой, но серьезным профессиональным инструментом. На Jackson "подсаживались" целые группы такие как Megadeth и Anthrax, андегранудные "экстремальщики" ни на секунду не задумывались на чем играть, да и достаточно консервативные группы, такие как Iron Maiden присовокупляли гитары Jackson к своему арсеналу. Хэви-метал был на гребне, у музыкантов водились серьезные деньги (не супер-доходы поп-звезд, но достаточные чтобы не экономить на инструменте), которые они вкладывали в гитары. Немногие это знают, но у Jackson никогда не было большого количества эндорзеров. Были артисты, которые рекламировали конкретные модели, но большинство фотографий из каталогов Jackson всегда были и остаются просто портретами музыкантов, потративших свои кровные на инструмент. В России давними и весьма искушенными коллекционерами Jackson являются Владимир Холстинин и Дмитрий Четвергов.

Вариации на тему

Как и многие производители, Jackson на протяжении лет всячески варьировали характеристики гитар Soloist. Менялась комплектация звукоснимателями, менялось количество ладов у моделей c двумя хамбакерами (22 или 24). Неизменным атрибутом серии оставался только сквозной гриф. В последние годы компания явно предпочитает меньше экспериментировать с отдельно взятыми моделями, просто увеличив их количество. Кроме того, периодически в ограниченном количестве (обычно к выставке NAMM) выпускаются так называемые "spot models", с нетипичными характеристиками.

Модели SL1 и SL2H продолжают начатые в 80-х традиции. Это классические Soloist с кленовым грифом, ольховыми "ушами" корпуса, и тремоло FR Original. Модель SL1 имеет конфигурацию H-S-S с переключателем на 5 положений, хамбакером Seymour Duncan TB-4 JB у бриджа и двумя стековыми "виртуальными синглами" SD Classic Stack. SL2H отличается тем, что у нее конфигурация H-H, и соответственно трехпозиционный переключатель хамбакер SD SH-1 ’59 у грифа. Несколько неожиданный выбор поскольку традиционно Jackson ставят в пару к JB звукосниматель SH-2 Jazz, который помощнее чем SH-1. Но отдача у самой "деревяшки" SL2H более чем достаточна для того, чтобы SH-1 выдавал в руках хорошего музыканта мощный, сочный тон. При этом достигается большая универсальность звучания в отношении чистого звука.

Для тех, кому роскошь американских Soloist слишком обременительна финансово, выпускается японская модель SL3. Экономия достигается за счет японского производства, технологии производства сквозного грифа (на "американцах" берется дерево радиального распила), использования палисандра вместо черного дерева и лицензионного тремоло. Поскольку SL3 является альтернативой сразу двум моделям, то конфигурация датчиков на ней является неким усреднением их параметров. Это H-S-S, как и SL1 но с рельсовыми хамбакерами SD Hot Rails у грифа и в средней позиции.

Остальные модели сегодняшней линейки Soloist Jackson плавно заполняют все пространство от "суперстрата" до, если можно так выразиться "супергибсона". SL1 и SL2H выпускаются в модификациях SL1T и SL2HT, c фиксированным бриджем в стиле Tune-O-Matic, но без стопбара, а со струнами, пропущенными сквозь корпус (как у культовой гитары Gibson Flying V 58 года).

При этом сам материал остается тем же – клен+ольха. Еще одним "гибридным" вариантом является SL2H MAH – SL2H, с грифом и корпусом из махагона. Но с нетипичным для гибсоновской традиции тремоло. Еще дальше по пути в сторону упомянутой традиции движутся SLS (Soloist Slim) и SLATQH. Само собой, они не копируют гитары конкурентов, и имеют несколько нехарактерный для них дизайн. SLATQH – полностью махагоновый инструмент с фиксированным бриджем (струны сквозь корпус) и звукоснимателями SH-14 у бриджа и SH-2 у грифа. SLS отличается наличием кленового верха на корпусе, двусторонним расположением колков, бриджем в духе Fender fixed и звукоснимателями SD Pearly Gates у бриджа и SH-1 у грифа.

Бюджетная категория в этой группе Soloist представлена гитарой SLSMG. Этот махагоновый инструмент имеет обтекаемый легкий корпус, накладку из черного дерева, фиксированный бридж (струны сквозь корпус). Буквы MG в названии модели обусловлены тем, что на ней установлены звукосниматели EMG HZ.

Таким образом, приверженцы серии Soloist могут собрать себе приличную и очень разнообразную коллекцию инструментов для самой разной музыки. И если есть желание, можно выбрать самые разнообразные расцветки от различных оттенков сплошного цвета, металлик и прозрачных лаков до экзотических текстур Eerie Dess Swirl и "гремучей змеи", молний, черепов и т.д. Поскольку четкой грани между серийным производством и Custom Shop у Jackson нет, для серийных моделей стандартный список расцветок составляет 30-40 пунктов.

Стоит заметить, что на протяжении всего времени существования торговой марки Jackson, не особо искушенные гитаристы регулярно путали серию Soloist с серией Dinky, которая тоже основана на принципе суперстрата, только с привинченным грифом. Периодически возникала некоторая внутренняя конкуренция в линейке, и прочие недоразумения. Поэтому Jackson с недавних пор для ясности стали выпускать американские Dinky с активными звукоснимателями EMG 81/85, а японские с Duncan Designed и EMG HZ. Таким образом, американские модели SL и DK хоть и близки по цене, но имеют свои особенности, а японские SL и DK наглядно разведены по цене и характеристиками.

Мировой стандарт

Не секрет, что современные технологии позволяют любым производителям выпускать удачные инструменты любого типа. Однако, оригинальные модели по-прежнему остаются эталоном с которым сравнивают аналоги. Все знают, что является эталоном "классической электрогитары с хамбакерами", "классической электрогитары с синглами", "модерновой высокотехнологичной электрогитары"… Точно так же Soloist остается символом суперстрата, и влияние этой модели на "сквозняки" от основных конкурентов (Ibanez и ESP) несомненно.

Три года назад Jackson вошли в группу компаний Fender Musical Instruments, и судя по тому, как активно стало развиваться серия Soloist, традиции заложенные в начале 80-х Wayne Charevel и Grover Jackson (ныне независимые производители) сохранены и преумножаются.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[01]2005   - Этот материал был опубликован в первом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.