Fender Bass

и  с  т  о  р  и  я

На вопрос о том, кто же первым придумал электрогитару, когда была сделана первая гитара с цельным корпусом нет бесспорного ответа. Но зато однозначно известно, кто первым заменил громоздкий, капризный, непростой в освоении контрабас простым, надежным электроинструментом в виде гитары. Эту революцию совершил Leo Fender

Истоки

Без сомнения, музыкальный инструмент бас-гитара, впервые появившийся в 1950 году нес в себе абсолютно новую концепцию, поскольку предшественниками бас-гитары можно считать лишь акустические этнические инструменты, существовавшие на протяжении многих столетий. Наиболее "приближенным" по времени к появлению бас-гитары был инструмент Mando Bass фирмы Gibson, произведенный в двадцатых годах. Это была своеобразная золотая середина между контрабасом, виолончелью и акустической гитарой. Само собой, что этот инструмент был весьма далек от самого понятия бас-гитары; с последней его объединяло наверно лишь назначение работать в басовом диапазоне.

Бас-гитара же, появившаяся в середине прошлого столетия, несла в себе идеи, реализованные в электрогитаре Broadcaster/Telecaster, только-только запущенной в массовое производство. Fender Bass был очень схож со своим предшественником Broadcaster’ом: похожие формы, тот же принцип головки грифа, с колками по одной стороне, и, наконец, бридж, с двумя седлами-платформами, по одной на каждые две струны, которые, в свою очередь, проходили сквозь корпус.

Важно понять, что последующий взрыв интереса и к электро-, и к бас-гитарам являлся прямым следствием универсальности тех идей, которые были положены в основу этих инструментов. Середина прошлого века была без преувеличения точкой отсчета для целой новой эры производства струнных инструментов, также как еще через двадцать пять лет мир открыл для себя такой инструмент, как синтезатор.

В отличие от контрабаса, который все-таки следует отнести к семейству скрипки, бас-гитара являлась прямым следствием развития гитары. Этот ладовый инструмент позволил сохранить в общей мере гитарную технику, так что гитаристы могли без проблем брать бас в руки и незамедлительно начинать игру. Конечно, одних идей Бродкастера/Телекастера для полноценного существования бас-гитары было мало, и ее создатель Лео Фендер продолжал долгое время биться над различными техническими проблемами, встававшими на пути развития бас-гитары. И без сомнения, знаменательно то, что вместе с Лео различных решений, более или менее удачных, искал и весь остальной музыкальный мир - те, кого позже назовут бас-гитаристами.

Рождение инструмента

После изобретения цельнокорпусной модели электрогитары Broadcaster тремя годами ранее, Кларенс Лео Фендер вместе со своей небольшой сотрудников собирались к 1950 году выпустить на рынок новый инструмент – что-то среднее между электрогитарой и контрабасом. Эта идея родилась из многочисленных бесед Лео с различными музыкантами. В конце сороковых Фендер создавал стил-гитары и усилители, когда и рождались подобные революционные идеи, которым способствовало появление различных новинок, как, скажем, появление в каталоге Fender цельнокорпусной электрической испанской гитары.

Как вспоминает сам Лео, первый цельнокорпусный инструмент был сделан в 1943 году (сейчас он хранится в Музее Славы в Нешвилле, штат Теннеси). Самому ему было гораздо интересней экспериментировать со звукоснимателями, но как бы то ни было, отцом бас-гитары стал все же Фендер. Поскольку создание инструмента шло просто на пустом месте, например, струны взятые от контрабаса, обматывались специальными стальными проводами, чтобы заставить звукосниматели реагировать на них. Большая проблема была и с колками, ведь единственные возможные колки, продававшиеся в магазине, были для контрабаса. Цель была создать такой инструмент, который можно было бы как комфортно использовать на сцене, так и комфортно перевозить, например, в легковом автомобиле.

Важным фактором в пользу бас-гитары была его громкость. Контрабас просто утопал среди шума остального оркестра и требовалось непосредственная замена этого инструмента или его кардинальное улучшение.

Также, бас-гитара должна была в точности воспроизводить все, что следовало на ней сыграть, и это слово "точность" (precision), стало решающим в концепции звука от бас-гитары. По сравнении с Бродкастером, бас-гитара, конечно, имела большие размеры, соответственно натяжению и калибру струн – 34 дюйма, вместо бродкастеровых 25 1/5. количество струн было сокращено с шести до четырех, а также была произведена большая работа по отладке калибра каждой струны. Также был адаптирован под четыре струны бридж инструмента, заимевший своеобразные седла, на которых должны были устойчиво размещаться каждые две струны.

Сложным оставалось положение с колками – контрабасовые, имевшиеся в наличие музыкальных магазинов, конечно, не могли быть установлены на довольно тонкую и узкую головку грифа бас-гитары. Столкнувшись с этой проблемой, Лео Фендер попросил фирму Kluson о помощи с конструированием бас-гитарных колков.

Подобных "подводных камней" при создании бас-гитары было очень много, начиная от моделирования звукоснимателя и заканчивая покрытием корпуса. И, пожалуй, главным, что подталкивало Лео Фендера к созданию нового инструмента было его удивительное чутье в том, что нужно музыкантам. Развитие "белого" блюза, неотъемлемой частью которого был небольшой состав ансамбля, и в следствие этого необходимость в кардинально новом звуке коллектива, последующее появление рок’н’ролла – все это было бы невозможно без появления без сомнения революционного инструмента, созданного Кларенсом Лео Фендером.


читать далее :    1  |  2  |  3 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.