Fender Telecaster

и  с  т  о  р  и  я


В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ОФИЦИАЛЬНО СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ГИТАРА TELECASTER ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛА СВЕТ В 1948 ГОДУ ПОД ИМЕНЕМ BROADCASTER, ПОСЛЕ ЧЕГО БЫЛА ПЕРЕИМЕНОВАНА В 1950 ГОДУ. ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ НЕОДНОКРАТНО ТИРАЖИРОВАЛОСЬ В ЛИТЕРАТУРЕ FENDER, И ЮБИЛЕЙНЫЕ МОДЕЛИ TELECASTER ВЫПУСКАЛИСЬ В ГОДЫ ЗАКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА 8. ХОТЯ TELECASTER - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРВАЯ В МИРЕ ЭЛЕКТРОГИТАРА СО СПЛОШНЫМ КОРПУСОМ, КОТОРУЮ НАЧАЛИ ПРОИЗВОДИТЬ МАССОВО (И КОТОРАЯ ДО СИХ ПОР ХОРОШО ПРОДАЕТСЯ), ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОДЕЛИ ТРЕБУЕТ БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ОТ LAP STEEL ДО "ИСПАНСКИХ ГИТАР"

Компания FENDER ELECTRIC INSTRUMENT COMPANY была основана в Фуллертоне (Калифорния) Clarence Leo Fender в начале 1946 года после того, как он мирно расстался с Clayton Orr "Doc" Kauffman, своим партнером по недолго просуществовавшей компании K&F. Годом ранее, всего несколькими месяцами до окончания Второй Мировой молодая компания K&F Manufacturing Corp. только-только выпустила первую партию своих гавайских гитар и усилителей. Leo хотел расширять в дальнейшем производство K&F, но Doc Kauffman напротив имел сомнения в жизнеспособности крупного бизнеса в послевоенный период, поэтому он предпочел уйти из предприятия. Поэтому Leo Fender основал свою собственную компанию, которая продолжала производить гитары lap steel и усилители как раз в тот период, когда музыкантам не хватало новых инструментов, потому что крупные производители, такие как GIBSON, не успели переключиться с выполнения военных заказов.

Гитары lap steel и усилители Fender вскоре получили признание среди профессионалов, и линейка стала постепенно пополняться новыми моделями. Хотя некоторое количество продукции продавалось через радиомастерскую, открытую Leo в 1939 году, ее дистрибуция осуществлялась расположенной в Санта-Ана компанией RADIO & TELEVISION EQUIPMENT Co. (RTEC), принадлежавшей Francis Hall. Несмотря на основной род деятельности, отраженный в названии, компания также в небольшой степени была вовлечена в дистрибуцию музыкальных инструментов. В 1946 году RTEC стали эксклюзивным дистрибутором каталога "Fender Fine Line Electric Instruments". Таким образом, схема работы, которая преобладала до сделки с CBS в середине 1960-х, была заложена уже в то время. Компания Fender разрабатывала и производила музыкальные инструменты, а все продажи осуществлялись как отдельный бизнес эксклюзивным дистрибутором.

В конце 1940-х голов Leo Fender был занят разработкой новых продуктов в Фуллертоне, а RTEC пытались построить дилерскую сеть. В начале менеджеры компании работали только в Южной Калифорнии, но Donald Randall, который был генеральным менеджером RTEC, вскоре начал находить дилеров в других штатах, например в Техасе. По правде, несмотря на то, что в глазах публики его всегда заслоняла фигура Leo Fender, Donald Randall сыграл критически важную роль во всемирном успехе Fender, организовав продажи. В 1948 году RTEC впервые показали инструменты Fender на ежегодной выставке, проводимой ассоциацией NATIONAL ASSOCIATION OF MUSIC MERCHANTS (NAMM). Также в национальной отраслевой печати была размещена реклама, приглашающая к дилерству, с броским лозунгом: "Fender – деньги крутятся быстрее, доходы растут".

Кроме того, в 1948 году Leo Fender попросил одного молодого человека, с которым познакомился несколько раньше, помочь ему с ремонтом усилителей и стил-гитар. Молодого человека звали George Fullerton, и помимо того, что он принял участие в создание первой "электрической испанской" гитары Fender, он, наряду с Dale Hyatt, стал ближайшим помощником и другом всей жизни Leo. В те дни термин "электрическая испанская" (Electric Spanish) использовался производителями (например, Gibson в серии ES) для обозначения того, что инструмент имел традиционную, в духе классической испанской гитары, форму, в отличие от стил-гитар или гавайских гитар.

Вскоре после встречи с Doc Kauffman Leo Fender сделал то, что и было самой первой его "испанской" гитарой. Тогда это был просто тестовый экземпляр для испытаний его нового "звукоснимателя для струнных инструментов", в котором струны проходили над индивидуальными сердечниками. Из-за своей необычной формы, гитару часто считают простой стил-гитарой, но у нее был скругленный гриф, и на ней можно было играть, как на обычной гитаре. Звукосниматель и гитара отражены в патентной заявке, поданной Leo и Doc 26 сентября 1944 года (удовлетворена 7 декабря 1948 года, номер патента 2,455,575).

Перед тем, как пойти работать к Leo, George Fullerton, по его воспоминаниям, взял гитару поиграть: "Я взял ее на пару дней, на пробу. Она звучала хорошо, но ее просто невозможно держать… слишком неудобно. Поэтому, когда я ее возвращал, я сказал, что она звучит неплохо, но очень трудно удержать ее на колене. Он ответил – это только начало!". Гитара со сплошным корпусом 1944 года была сделана в первую очередь для тестирования звукоснимателя "direct string pickup", который позже ставили первые стил-гитары Fender Electric Instrument Co. В 1948 году Leo Fender начал собирать свежие идеи насчет первой "настоящей электрической испанской" гитары. Как вспоминает George: "После того как я успел проработать некоторое время, мы увлеклись идеей гитары со сплошным корпусом".

Первая "испанская" гитара с именем Fender разрабатывалась на основе пяти ключевых концепций.

Она должна была быть ПРОСТОЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ, РАБОТЕ И РЕМОНТЕ. По собственным словам Leo Fender: "Все что мы делали, имело удобную для производства и ремонта конструкцию. Когда я поработал в ремонтной мастерской, каждый день сталкиваясь с чужими проблемами, я стал находить такие варианты конструкции, которые вообще бы не нуждались в сервисе. А то, что легко в обслуживании, легко произвести". Freddie Tavares, который присоединился к Leo позже, весной 1953 года и принимал участие в разработке Stratocaster, подтвреждает: "Главной философией Leo Fender было делать все максимально практичным и максимально простым". Не преуменьшая творческий гений Leo Fender, стоит отметить, что это прагматичное стремление к функциональности – суть всех его продуктов.

Кроме того, в конце 40-х, молодая компания Fender просто не могла позволить себе затраты на сложное производственное оборудование, потому что не располагала достаточными ресурсами. Как говорится, необходимость – мать изобретений, поэтому новая гитара должна была производиться на том же оборудовании, что уже использовалось в производстве стил-гитар и усилителей.

Это должна быть гитара СО СПЛОШНЫМ КОРПУСОМ.

"Испанские электрогитары" появились, еще задолго до Второй Мировой, но они были просто "электрифицированными" акустическими гитарами, подверженными обратной связи, с довольно мутным звучанием. Их нельзя было сделать достаточно громкими, что чаще всего оставляло гитару в ансамбле на втором плане (за исключением Charlie Christian или Oscar Moore в конце 30-х). Обратная акустическая связь была проклятием первых электрогитар. По собственным словам Leo: "Мы бились за то, чтобы избавиться от обратной связи, характерной для акустических гитар… Мы не пытались что-то сделать с самой акустической гитарой, мы просто решили придумать что-то, что лучше справится с поставленной задачей".

Поэтому новая гитара не должна была иметь акустических полостей, чтобы избавиться от обратной связи, которая в то время не считалась даже эффектным трюком. Кроме того, имея опыт производства стил-гитар, компания Fender была уже знакома с процессом изготовления инструментов со сплошным корпусом.

Гитара должна иметь СЪЕМНЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ ГРИФ.

Съемный гриф сам по себе не был новой идеей. Он уже использовался на банджо или другими производителями, такими как Rickenbacher, но не на обычных "испанских" гитарах. Leo Fender выбрал гриф, крепящийся на винтах по практическим соображениям: "Я решил, что для клиентов будет лучше, если гриф и корпус будут отдельными деталями. Понимаете, в большинстве случаев, даже если речь идет не о замене, а о ремонте грифа, владельцу намного удобнее снять его, чем возиться со всем инструментом.

Гитара со сплошным корпусом и съемным грифом так же была бы намного проще и дешевле в производстве. Такой тип конструкции также позволял не мучится с проблемой пятки грифа и его углом относительно корпуса. Гриф мог не иметь отдельно приклеиваемой накладки, и можно было ставить лады непосредственно в него. Он разумеется требовал высокого качества дерева, способного противостоять износу, но в целом его производство и ремонт обошлись бы дешевле. Гитара должна иметь ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ С РАЗДЕЛЬНЫМИ ПОЛЮСАМИ.

С точки зрения звука, Leo Fender хотел сохранить в своей новой "испанской" гитаре звучание своих стил-гитар. В то время он старался, усовершенствовать собственный звукосниматель, чтобы обеспечить более равномерный баланс струн, и начал экспериментировать с раздельными магнитными сердечниками. Как он позже говорил в интервью: "Мне кажется, что я был, быть может, первым, кто додумался ставить отдельный магнит под каждую струну. Я обнаружил, что, таким образом, ноты не наслаиваются и более отчетливо слышен вклад каждой струны по отдельности".

Leo был в первую очередь электронщиком, поэтому он перепробовал множество вариантов звукоснимателей, пока не пришел к тому, который, по его мнению, звучал правильно. Всегда стремящийся к функциональности, он обеспечил регулировку высоты датчика, чтобы можно было свободно менять баланс между толстыми и тонкими струнами.

Гитара должна была иметь ПОЛНОСТЬЮ РЕГУЛИРУЕМЫЙ БРИДЖ.

В конце 40-х годов "испанские" гитары имели прижимаемый к корпусу струнами деревянный бридж фиксированного профиля, который регулировался только по высоте. В то время настройка мензуры означала аккуратное перемещение всего бриджа относительно деки гитары. Leo Fender был убежден, что "правильная" гитара, соответствующая запросам музыкантов, должна иметь бридж со встроенной регулировкой высоты и мензуры.

В конце 40-х годов намерением Leo Fender было включить в свою линейку продуктов электрогитару со сплошным корпусом. Но с практической точки зрения это был "испанский" вариант стил-гитары. Идея заключалась в том, чтобы, основываясь на звуке и конструкции стил-гитары, сделать для музыкантов, в частности для кантри/вестерн лучший инструмент. Как он позже признавал: "Идею сделать "испанскую" гитару со сплошным корпусом я почерпнул от стил-гитары. Гитаристы постоянно просили, как бы им звучать погромче, поэтому я решил, что должен сделать что-то для них!".

ПОЛНОСТЬЮ НОВАЯ "ИСПАНСКАЯ" ГИТАРА

В течение 1949 года эти составляющие постепенно воплотились в прототипе инструмента , над дизайном корпуса которого работал George Fullerton: "Мне всегда нравилось рисовать, поэтому я начал работать над дизайном корпуса, очень часто засиживаясь до 2 ночи!". Первый прототип с одним звукоснимателем появился на свет в виде, который потом стал классической формой Telecaster – простой, но элегантный корпус с глубоким вырезом. За это не было бы стыдно даже самому знаменитому дизайну того периода Charles Eames. Помимо этого фундаментального дизайна корпуса гитара имела все составляющие упомянутой ранее концепции, но так же имела и несколько не самых удачных деталей, поскольку это был все же черновой вариант.

Главной отличительной чертой первого прототипа, сделанного в 1949 году была, без сомнения, голова грифа в духе стил-гитары, с симметричным расположением колков. Тогда Leo еще не пришел к асимметричной голове грифа с шестью колками в ряд, что позже стало фирменным знаком Fender. Поэтому по практическим соображениям первый прототип имел два ряда использовавшихся на стил-гитарах колков Kluson. Гитара имела цельный кленовый гриф с 21 ладом и широким верхним порожком (2"), а маркеры были просто нарисованными черной краской точками.

Корпус был сделан из сосны (не ясеня) и покрашен в прозрачный белый цвет, дополненный черной пластиковой накладкой в форме крыла, которая закрывала нижнюю половину корпуса. Гриф крепился на четырех винтах через стальную пластину на пятке. Она была немного больше (2 5/8" x 1 7/8"), чем те, что пошли потом в серию. У гитары уже был характерный бриджевый блок с наклонным звукоснимателем, 3-секционным бриджем и установкой струн сквозь корпус. Как позже отмечал Freddie Tavares: "Задний датчик наклонен по очень важной причине. Если вы извлекаете звук у самого бриджа, все звучит более ярко, но вы теряете глубину. Поэтому причиной наклона было желание дать больше силы басовым струнам, сохраняя звонкость".

Вся конструкция была защищена сдвижной крышкой, сделанной из гнутого металлического листа, которая обеспечивала экранировку звукоснимателя. Гнездо для шнура было расположено с торца корпуса, а ручки громкости и тембра находились на металлической пластине, наклоненной почти так же как и звукосниматель. Leo сперва полагал, что будет более практичным разместить ручки в рабочей зоне руки, но позже, возможно по эстетическим соображениям, он изменил свое мнение. Но обе ручки вначале были расположены так же, как и ручки… Stratocaster! По счастью, этот первый прототип до сих пор цел (его разыскал известный торговец и коллекционер Dave Crocker) и его потенциометры (без сомнений оригинальные) имеют датой выпуска 31 неделю 1949 года, что свидетельствует о том, что гитара была сделана ближе к концу того же года. Гитара по-прежнему принадлежит своему первому владельцу John Hanley, который получил ее в подарок от Leo и George после того, как они перешли к следующей стадии разработок.

От головы в духе стил-гитар отказались в конце 1949 года и на смену ей пришла классическая ныне форма с колками в ряд. Leo Fender скорее всего почерпнул вдохновение в инструментах хорватских музыкантов, которых он видел в Калифорнии. Позже он уточнял, что в основе лежали не просто эстетические соображения, а стремление вести струны прямо на колки, прямой линей от порожка: "Я не хотел, чтобы струны расходились веером, как это бывает с симметричным расположением колков". Также есть мнение, что на Leo в какой-то степени повлиял дизайн грифа гитары сделанной там же, в Калифорнии, в 1947 году Paul Bigsby для Merle Travis. Как бы то ни было, гитара Travis могла убедить Leo, что это одновременно практично и эстетично. Это потребовало некоторой дополнительной работы, поскольку колки, производимые в то время Kluson, не годились для того, чтобы держаться только на одном винте, поэтому на них штамповались "крылышки" по бокам.

Разработка перешла в активную фазу зимой 1949/1950 годов, и в ее процессе появились такие детали, как чуть более узкий гриф, переключатель тембра и новая форма накладки. В отличие от того, что часто утверждают, блок с бриджевым датчиком был запатентован почти сразу после того, как был полностью доделан, потому что Leo Fender стремился защитить свою новую разработку, как это было со звукоснимателем "direct-string" в 1944 году. Патентная заявка на "блок бриджевых компонентов" была подана 13 января 1950 года, до того, как официально была представлена какая-либо "испанская" гитара Fender. Патент был зарегистрирован 30 октября 1951 года (под номером 2,573,254), поэтому у первых проданных гитара на пластине бриджа стоял штамп "PAT.PEND.". На самом деле, серийные модели выпускались с этим штампом еще долго после того, как патент был успешно получен!

Выдержка из приведенного в патенте описания изобретения отражает философию функциональности Leo Fender:

"...Целью моего изобретения является:

Во-первых, создать приспособление такого типа [...] содержащее новый секционный бридж, допускающий индивидуальную регулировку струн.

Во-вторых, создать приспособление такого типа, в котором высота звукоснимателя относительно струн может точно регулироваться.

В-третьих, создать в целом компактный блок, который будучи экономичным в производстве и сборке, является надежным и эффективным в работе".

Чтобы все стадии разработки были полноценными, Leo Fender стремился "обкатать" гитары у профессиональных музыкантов и узнать их мнение. Много раз Leo и George приносили вечерами гитары в клубы, чтобы показать их выступающим там группам в паузах между выступлениями. George вспоминает, как они впервые встретили Jimmy Bryant в клубе Riverside Rancho: "Входит молодой человек, такой красавец парень, и идет прямо к нам, интересуясь что мы с собой принесли. И вот он берет гитару и начинает на ней играть, прямо у края сцены. У группы был в тот момент перерыв. И вот этот юноша играет, пока кто-то не догадывается подтащить усилитель и подключить гитару к нему. Он играл на ней всякие клевые штуки, и вокруг собралось много людей, посмотреть на это. Он, наверное, проиграл на гитаре в одиночку часа два… Группа прекратила играть и все собрались вокруг. Это был Jimmy Bryant... наша первая встреча с Jimmy Bryant. Тогда никто, по крайней мере из тех кого я слышал, не мог играть как Jimmy Bryant".

George также вспоминает, что Dale Hyatt однажды съездил с гитарами в Северную Калифорнию, чтобы попробовать заинтересовать кого-то гитарой со сплошным корпусом. Он уговорил местных музыкантов попробовать гитару на сцене, но инструмент не работал. Dale взял вторую, и она снова не работала.

George вспоминает: "Даже третья гитара не работала, и они уже были готовы выкинуть его [Dale] на улицу. Дело было в том, что происходило внутри, под звукоснимателями. Мы собирали их не зная, что когда пластина привинчена, она пережимает провод, рвет изоляцию и закорачивает сигнал!". Подобные курьезы, ценные замечания и советы, постоянно поступающие от профессиональных музыкантов и преподавателей, помогали Leo доработать спецификации и детали своих инструментов.

В начале 1950 года, модель гитары почти приобрела окончательный вид, но Leo хотел, чтобы его "испанская" гитара имела два звукоснимателя для большей универсальности. Первоначальный вариант с одним звукоснимателем был оборудован специальным переключателем тембра, позволяющим получить глубокий звук помимо натурального звонкого.

В итоге идея переключения на глубокий звук нашла воплощение как в варианте с одним, так и двумя датчиками. В то же время, Leo Fender, который был в первую очередь электронщиком, экспериментировал с различными катушками, чтобы сделать нековый датчик, отличающийся от того, что был разработан для бриджевой позиции. Нековый датчик, с характерно меньшей катушкой был доделан к весне 1950 года. Для экранировки он был заключен в металлический кожух, который крепился четырьмя шпильками к основанию катушки.

Поле того, как во втором квартале 1950 года на фабрику поступили новые материалы и станки, FENDER ELECTRIC INSTRUMENT Co. были готовы к выпуску электрогитары с двумя звукоснимателями. Но в апреле RTEC выбрали для дистрибуции по стране модель с одним датчиком.


читать далее :    1  |  2  |  3  |  4  |  5 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.