ESQUIRE

Модель с одним звукоснимателем появилась под названием "ESQUIRE" во втором номере каталога Fender Fine Line Instruments, опубликованном RTEC весной 1950 года. Это была единственная "испанская" гитара в каталоге, и не было никакого упоминания о возможности варианта с двумя звукоснимателями. Рядом с изображением инструмента и кейса был напечатан текст, красочно описывающий новшества инструмента в следующих выражениях:

"Нечто абсолютно новое в области электрических "испанских" гитар…";

"Характеристки, далеко опережающие конкурентов…";

"Новый тип конструкции, который существенно расширяет применение инструмента…";

"Новый тип цельного грифа, более удобный и более надежный…";

"Новый регулируемый бридж Fender [...] одно из самых важных изобретений в гитаре сегодня…".

Практические преимущества описывались детально:

"Гриф съемный и может быть заменен владельцем примерно за десять минут…";

"Можно играть на крайне большой громкости без риска возникновения обратной связи…";

"Музыкант может регулировать высоту каждой струны над грифом и ее длину, обеспечивая точное интонирование…".

Двумя неделями позже Esquire был продемонстрирован на 49-й выставке NAMM, в июле 1950 года, в Чикаго. Согласно отраслевой прессе того периода (Music Dealer и Musical Merchandise) вариант с одним звукоснимателем был единственной официально показанной моделью и имел каталожную цену $139.95 плюс $39.95 за кейс.

Самой характерной чертой 1950 Esquire был черный лак и белая накладка. В рекламе за май 1950 с участием Spade Cooley в руках Jimmy Wyble находится черный Esquire, хотя фотография могла быть подретуширована, чтобы гитара совпадала с моделью в каталоге. На последних страницах того же каталога есть фотография Spade Cooley's Orchestra, на которой Jimmy Wyble играет на светлой гитаре. Другие фотографии музыкантов того же периода, а также инструменты 1950 года, сохранившиеся до наших дней, также демонстрируют, что первые "испанские" гитары Fender имели преимущественно цвет "blonde". Почему же в каталоге 1950 года изображен черный Esquire?

По всем соображениям Leo Fender несомненно предпочитал полупрозрачный цвет, потому что, он скорее всего, хотел воспользоваться популярностью модной в конце 40-х отделки мебели – протравленной и отбеленной. На самом деле, некоторые стил-гитары уже производились в Фуллертоне с окраской "blonde" до 1950 года. Кроме того, несмотря на то, что первые образцы гитары делались из сосны, это был слишком мягкий и недешевый материал для профессионального инструмента. Поэтому Leo вскоре перешел на то, что позже в каталогах называлось "чистой светлой древесиной", то есть, ясень. Таким образом, черный цвет мог появиться только по инициативе RTEC, скорее всего, чтобы новые "испанские" гитары визуально выделялись на фоне существующих продуктов. Кроме того, не исключается вариант, что в 1950 Esquire могли выпускаться с сосновыми корпусами, поэтому черный прозрачный лак был более привлекательным вариантом, чем простая белая окраска.

При близком рассмотрении, фотографии в каталоге и журналах 1950 года открывают две отличительных детали первых черных Esquire. Во-первых, на голове грифа нет ритейнера для первой и второй струн, во-вторых у гитары нет трехпозиционного переключателя тембра, а есть кнопка, откровенно напоминающая "органную кнопку", которую Fender ставили до 1948 года. Как бы то ни было, черные Esquire 1950 года, без сомнений, являются сегодня самыми редкими представителями семейства Telecaster! Это приводит к заключению, что их очевидно никогда не производили в больших количествах, а, скорее всего, было сделано два-три образца в исключительно рекламных целях. Рекламируя черный Esquire с одним звукоснимателем, Donald Randall просто пытался приукрасить действительность...

В то же время, несмотря на отсутствие официального анонса на июльской выставке, вариант Esquire с двумя звукоснимателями производился в Фуллертоне еще до лета. Если один образец и взяли в Чикаго, то его прятали за кулисами. В целом Don Randall придерживался мнения, что более простая гитара с одним датчиком будет – по крайней мере на первых порах – более привлекательной и продаваемой на рынке, на котором сегмент электрических музыкальных инструментов был еще в незрелом состоянии.

Leo Fender, напротив, предпочитал более передовую модель с двумя звукоснимателями, несколько экземпляров которой были сделаны для прямых продаж местным музыкантам. Как он позже вспоминал: "Randall хотел, чтобы я сделал модель с одним звукоснимателем, и хотел назвать его Esquire. Поэтому он появился в каталоге и прайс-листе, а Broadcaster, он же Telecaster- нет. Но Broadcaster мы сделали первым".

Для точности Leo следовало бы пояснить "сделали в больших количествах", чтобы подкрепить свое заявление, потому что с формальной исторической точки зрения Esquire (с одним или двумя датчиками) на самом деле вышел первым в 1950 году 1950. Однако ни один вариант не выпускался в существенных количествах, и обе гитары сегодня исчезающе редки, хотя задокументированно существование нескольких Esquire с двумя звукоснимателями. По сравнению с последующими моделями они отличаются:

~ цельным кленовым грифом без анкера, то есть, без регулировочного винта у пятки

~ корпусом без маленького пропила между карманом для грифа и гнездом для некового датчика.

Они также отличаются аппликацией на голове грифа с серебрянным "макаронным" лого Fender, отсутствием ритейнеров (хотя некоторые владельцы того времени ставили их позже), стальным бриджем, жестяной пластиной под бриджевым звукоснимателем и, конечно же, повсеместным использованием винтов под плоскую отвертку. Как правило на грифе или корпусе не проставлено никаких дат, и единственный элемент, дающий намек на точный возраст – маркировка потенциометра (например, 137006 = февраль 1950 года, в случае Esquire под номером #0013). Судя по очень немногим, дошедшим до сегодняшнего дня образцам, большинство из них было сделано из ясения и имели цвет "blonde" с черной накладкой. Кроме того, они продавались в симметричном кейсе по форме, обычно с ярлыком "Bulwin Mfg.Co. Costa Mesa Calif." во внтуренном кармане. Первые кейсы Bulwin имели покрытие в косую полоску или темно-коричневый кожзаменитель и красную полкладку.

Как бы то ни было, споры между Leo Fender и Don Randall о количестве звукоснимателей на новой электрогитаре быстро затмил более животрепещущий вопрос, возникший после июльской выставки 1950 года.

THE BROADCASTER

Будет справедливым сказать, что "испанские" гитары Fender, представленные в 1950 году на выставке в Чикаго, не стали сенсацией дня. Don Randall и Charles Hayes, которые работали на стенде RTEC, скорее всего не ожидали, что на них посыплются заказы, но они, по крайней мере, могли проверить реакцию дилеров и конкурентов. Последние охотно упражнялись в остроумии по поводу нового инструмента, называя его "доской", "туалетным сидением со струнами" или "веслом"!

Если говорить серьезно, то вскоре стали обращать внимание на то, что гриф новой гитары не имел анкера. Это приспособление, впервые усовершенствованное работником Gibson Thaddeus McHugh в начале 1920 годов, после применялось (в регулируемом и нерегулируемом вариантах) на большинстве профессиональных гитар. Don Randall быстро понял, что нереально пытаться продавать профессиональные гитары, даже такой радикально новаторской конструкции, если у них нет анкера. Вернувшись после выставки в Калифорнию, он начал постоянно ставить этот вопрос перед Leo Fender.

До лета 1950 года "испанские" гитары, которые выпускал Leo Fender, все имели довольно массивный цельный кленовый гриф с выраженным V-образным профилем. Leo был убежден, что гриф из горного клена был достаточно прочным, чтобы противостоять натяжению струн и без анкера. Как утверждает легенда, чтобы доказать это, он, тестируя гриф на фабрике, положил гриф между двумя стульями, и поставил на него человека. Поэтому Leo Fender поначалу не соглашался с Randall, когда тот говорил ему, что неплохо было бы поставить в гриф анкер.

Споры продолжались несколько недель, и ходят слухи, что они на некоторое время привели к напряжению отношений между Leo и его дистрибьютором. В этот период "испанские" электрогитары временно отошли на задний план, и производство сфокусировалось на стил-гитарах и усилителях, спрос на которые в то время рос. Очень небольшое количество гитар с двумя датчиками и без анкера (и возможно без логотипа на голове грифа) были проданы прямо с фабрики, чтобы заработать немного денег, но это было мало по любым меркам.

Как после вспоминал Freddie Tavares: "У Leo была привычка думать медленно и последовательно – никаких озарений – просто непрерывный неторопливый мыслительный процесс". Может быть, поэтому Leo Fender в итоге передумал и решил ставить в гриф анкер. Принимая в расчет установку Leo на непосредственный контакт с музыкантами, не исключено, что некоторые профессиональные музыканты, общавшиеся с фабрикой в Фуллертоне, убедили его в преимуществах точки зрения Randall. Или, быть может, один из грифов без анкера все же повело. Как бы то ни было, Leo передумал, при этом, убедив Donald Randall, что модель с двумя звукоснимателями будет более подходящим продуктом для прорыва на рынок.

В конце 1950 года, "испанская" электрогитара Fender с двумя звукоснимателями была официально запущена в национальную дистрибьюцию под именем "Broadcaster" и каталожной ценой $ 169.95 (плюс $39.95 за кейс Bulwin). Поскольку после летней выставки марка Esquire ассоциировалась, прежде всего, с моделью с одним датчиком, было решено придумать новое название для "новой" гитары с двумя звукоснимателями. Как позже вспоминал Don Randall: "Это была первая ударная модель гитары Leo Fender и я думал и думал, как ее назвать. Я, наконец, решил что название должно иметь "эфирный" смысл и назвал гитару Broadcaster". Это было правильным решением, подчеркнуть, таким образом, современность нового инструмента в эпоху, когда музыка так сильно зависела от "эфира" (радио и телевидения), который доносил ее до публики.

В поддержку начала продаж Broadcaster в отраслевых журналах оперативно разместили цветные вкладки, которые также выполняли роль приложений к каталогу. Под слоганом "Новый стандарт электрогитар Fender", на них был изображен Broadcaster в перспективе, а также четыре дополнительных снимка крупным планом. Многочисленные новшества гитары были подробно описаны во врезках с заголовками в рамочках. И FENDER и RTEC были убеждены, что имеют на руках радикально новаторский продукт, и что было самое время быстро превращать это преимущество в коммерческий успех. Esquire с одним датчиком на время отложили, чтобы компания Fender могла сосредоточиться на производстве Broadcaster.

В отличие от предыдущей модели, Esquire без анкера, Broadcaster производились в больших количествах, поэтому их и провозглашают первыми в мире электрогитарами со сплошным корпусом, которые стали производиться серийно. При этом стоит поговорить о цифрах. В 1950 году в Соединенных Штатах было продано четверть миллиона гитар, включая большое количество укулеле. "Испанские" электрогитары еще не производились в сравнимых количествах, и даже такая крупная компания, как Gibson, выпустила в том году от силы 1400 электрогитар. Действительное количество выпущенных Broadcaster остается предметом споров, с разбросом оценки от 50 до 500 и больше. Учитывая производственные мощности и количество персонала в Фуллертоне в конце 1950 года, сомнительно, что за те шесть месяцев, что просуществовала модель, могло быть выпущено более чем 200 Broadcaster. Кроме того, США только ввязались в войну в Корее (20 июня 1950 года) и на производителей потребительской продукции с большим сроком службы были наложены ограничения по расходу таких материалов как сталь, медь и алюминий. Это, например, объясняет, почему Fender вначале испытывали трудности в заказе колков Kluson.

В сравнении с предшествовавшим Esquire с двумя звукоснимателями, Broadcaster отличался цельным кленовым грифом с регулируемым анкером. Благодаря примененному методу установки анкера (сзади), гриф имел заметную деревянную вставку на тыльной стороне (т.н. "полоска бурундука") и за верхним порожком.

Кроме того, ясеневые Broadcaster имеют маленький канал между карманом для грифа и гнездом переднего датчика, для того, чтобы осуществлять регулировку анкера. Круглый ритейнер укреплен рядом с серебряным "макаронным" логотипом Fender, а седла бриджа сделаны из меди. Все винты, включая винт анкера, имеют прямой шлиц. Наконец, некоторые из первых Broadcaster не имеют никаких отметок о дате производства ни на корпусе, ни на грифе, но большинство имеет. Когда началось серийное производство, работники Fender стали ставить с октября 1950 года карандашные отметки о дате изготовления на корпусах и грифах. Но, в то время как FENDER и RTEC готовились пожинать успех новой электрогитары с цельным корпусом, им внезапно пришлось отказаться от имени Broadcaster.

TELECASTER

В начале 1951 от имени "Broadcaster" пришлось отказаться по настоянию FRED GRETSCH Mfg. Co. Эта нью-йоркская компания выпускала серию барабанов под похожим названием, хотя и с несколько другим написанием ("Broadkaster"). В феврале 1951 GRETSCH уведомили RTEC , что они уже владеют торговой маркой с именем Broadcaster. В те дни GRETSCH были солидным именем в музыкальной индустрии и намного более крупной компанией, чем FENDER (По иронии судьбы сегодня бренд Gretsch принадлежит Fender). Кроме того, RTEC старались поддерживать хорошие отношения с другими производителями, а спор по поводу торговой марки Broadcaster не принес бы ничего хорошего репутации инструментам Fender. Именно поэтому Don Randall потребовал немедленно снять имя Broadcaster с "испанских" гитар Fender. Требовалось найти новое название...

В самом начале 50-х новой манией в Штатах стало телевидение. В 1951 году на руках уже было шесть миллионов приемников и еще более пяти миллионов было изготовлено только в течение этого года, несмотря на все ограничения, наложенные Корейской войной. Кроме того, многие полагали, что развитие телевидения стало огромным подспорьем музыкальной индустрии в целом. Как подчеркнул исполнительный секретарь NAMM William Card: "Чудо середины столетия, телевидение, оказало самый благоприятный эффект на продажи музыкальных инструментов". Don Randall легко и быстро сложил телевидение и Broadcaster, получив название "Telecaster". Однако, чтобы избежать накладок с новым именем, RTEC позаботились о том, чтобы убедиться в "незанятости" торговой марки, прежде чем ставить ее на "испанские" гитары Fender. В апреле 1951 года с именем Telecaster все прояснилось, и вскоре оно появилось в рекламе Fender, размещенной RTEC в отраслевых журналах. Цветная вкладка, описывавшая гитару с двумя звукоснимателями, была модифицирована, и название Telecaster было напечатано поверх закрытого белой краской имени Broadcaster.

Недоразумение с именем Broadcaster не остановило производство "испанских" электрогитар на фабрике в Фуллертоне. В ответ на требование GRETSCH, Leo Fender просто отрезал спорное имя с наклеек, которые ставились на голову грифа. Некоторое время модели с одним датчиком выпускались только с именем Fender на голове грифа. Этот переходный период теоретически длился до тех пор, пока новая "чистая" торговая марка не появилась на публике, но Leo Fender был не из тех, кто разбрасывается имуществом. Фабрика Fender продолжала использовать обрезанные наклейки от Broadcaster, пока их запас не иссяк примерно в августе 1951 года. Гитары 1951 года, с единственным именем Fender на голове грифа с тех пор получили много прозвищ, среди которых самым популярным стало "No-Caster". Формально это имя не является законной торговой маркой Fender, но среди коллекционеров и поклонников Fender оно приобрело в целом полуофициальной статус.

Переходные модели, первые "No-Caster" были во многих отношениях схожи с Broadcaster, а более поздние имеют те же характеристики, что и первые, официально названные Telecaster (например, канавка между звукоснимателями и менее высокие ручки). Но если отвлечься от нескольких незначительных косметических деталей, Broadcaster, No-Caster и первые Telecaster, сделанные в 1951 году – те же самые электрогитары. У них была одинаковая типичная электроника без "настоящей" регулировки тембра и их 3-позиционный переключатель звукоснимателей работал следующим образом:

~ в переднем положении работал только нековый датчик, с фиксированным низким тембром без возможности регулировки ("мягкий, глубокий ритмовый звук")

~ в среднем положении работал только нековый датчик с естественным тембром без возможности регулировки ("прямолинейный ритмовый звук")

~ в заднем положении работали оба датчика одновременно, причем звук некового плавно подмешивался при помощи так называемой ручки тембра к звуку бриджевого звукоснимателя ("звук для соло")

Эта специфическая распайка была изменена только в 1952 году.
Помимо появления имени Telecaster, другим итогом недоразумения с GRETSCH и именем Broadcaster стало то, что Leo Fender решил официально зарегистрировать новаторскую конструкцию своей "испанской" гитары. Патентная заявка на "новую, оригинальную и художественную конструкцию гитары" была подана 23 апреля 1951 года под номером 164,227. В тексте заявки не было напрямую сказано, что это гитара со сплошным корпусом, но прилагаемые чертежи были достаточно наглядными в этом отношении.

В начале года Fender и RTEC также возродили Esquier с одним звукоснимателем, чтобы расширить выбор "испанских гитар". С технической стороны дела обе модели отличались только количеством датчиков и соответствующей электроникой (хотя у обеих гитар 3-позиционные переключатели выглядели одинаково). Во всем остальном, Esquire 1951 года имел тот же корпус и гриф, что и модель с двумя звукоснимателями и даже имел гнездо под отсутствующий нековый датчик. Что касается цены, то модель с двумя датчиками выставлялась за $189.50, в то время как Esquire стоил $149.50. К обеим гитарам прилагался кейс по форме за $39.95, который с середины 1951 года имел светло-коричневое покрытие "под крокодила" и золотисто-коричневое внутреннее покрытие. Разница в $40 никак не отражала разницу в цене между двумя инструментами, особенно если учесть, что нековый датчик для Telecaster вскоре появился в каталоге как запасная часть по цене $21! Другими словами, Fender (или RTEC) не применяли одинаковые мерки к двум моделям. Какова бы ни была формула ценообразования, за ней стояли соображения RTEC о необходимости расширения ценового диапазона между двумя моделями, чтобы более эффективно войти на растущий рынок "испанских" электрогитар. Для начала это сработало хорошо, хотя Esquire за все годы существования производился в меньших количествах, чем Telecaster.

В сравнении с вариантом, изначально представленным в 1950 году, новый Esquire отличался электроникой, которая была призвана имитировать звуковые возможности более дорогой модели с двумя звукоснимателями. Похожий 3-позиционный переключатель работал следующим образом:

~ в переднем положении задавался низкий тембр

~ в среднем положении шел естественный звук датчика с настоящей регулировкой тембра

~ в заднем положении – звукосниматель коммутировался напрямую с выходом, в обход регулировки тембра.

Благодаря сочетанию распайки со спецификаций звукоснимателей Fender начала 50-х, некоторые из первых Esquire стали лучшими "визгунами" из всех, что когда-либо покидали Фуллертон! В июле 1951 года Telecaster и Esquire были представлены на ежегодной выставке NAMM в Чикаго. И соответственно, вклейка 1950 года с Broadcaster была снова переделана, на этот раз под две модели, и была издана во всех отраслевых журналах, выпущенных к выставке. Несмотря на спад потребительского спроса из-за корейской войны, Leo Fender и Don Randall были уверены, что у их "испанских" гитар со сплошным корпусом радужное будущее. Хотя, они, несомненно, не догадывались, что и полвека спустя Telecaster останется одной из самых почитаемых электрогитар со сплошным корпусом. В 1951 году был задан курс не только на радикальные перемены в производстве гитар, но и во всей музыкальной индустрии в целом.


читать далее :    1  |  2  |  3  |  4  |  5 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.