ИСТОРИЯ TELECASTER

C 1951 года Telecaster выпускался во множестве вариантов, которые нередко отличались не только простыми косметическими деталями или специфическими технологическими ограничениями. Некоторые из них имеют между собой общего только имя и очертания корпуса. За более чем полвека существования Telecaster превратился из одной модели в несколько. Чтобы было удобнее классифицировать модели, обзор развития Telecaster разделен на три части в соответствии с тремя основными эпохами в истории Fender: эра Leo Fender, эра CBS и период после ухода CBS до наших дней.

ПЕРВЫЕ TELECASTER С ЧЕРНОЙ НАКЛАДКОЙ

И Telecaster и Esquire сохраняли свои ключевые характеристики с 1951 года до середины 50-х. В перспективы, их наиболее характерными чертами – по крайней мере с косметической точки зрения – являются желтоватый соломенный цвет ("butterscotch") корпуса с черной накладкой. Последнее предопределило прозвище первых Telecaster "черная накладка". Комбинация этих двух элементов действительно определяет внешний вид моделей начала 50-х, которые за свой звук многими почитаются за вершину классического Telecaster. Поэтому становится понятным, почему переиздания "vintage" Telecaster, которые Fender начали выпускать в начале 80-х, являются репликами модели 1952 года.

Кроме своей примечательной окраски, это покрытие хорошо тем, что оно наглядно демонстрирует выраженный рисунок волокон ясеня, который более поздние варианты белой окраски скрывают. Как правило, корпуса начала 50-х считают цельными, но это не так. Они крайне редко изготавливались из одного куска. Обычно корпуса сделаны из двух, а иногда и трех кусков, тщательно подобранных по рисунку и грамотно покрашенных так, чтобы выглядеть единым целым. До середины 1954 года единственным заметным изменением, произошедшим с Telecaster, была переделка электроники, которую Leo Fender сделал в 1952. Ручка регулировки, которая вначале была ручкой "баланса" или "микса" превратилась в обычную регулировку тембра, как на Esquire. В результате этой модификации стало невозможно комбинировать звук двух датчиков, поскольку Leo сохранил на переднем положении переключателя фиксированный "низкий" тембр. Таким образом, второе поколение Telecaster "с черной накладкой" имело регулировку тембра, но она работала только в среднем (нековый звукосниматель) и заднем (бриджевый звукосниматель) положениях. Эта распайка обеспечивала то, что в каталоге называлось "отрывистый ритмовый звук", "сочный концертный звук", "яркий сольный звук". Кроме того, в 1952 году симметричный кейс с утолщением на конце был заменен на прямоугольный коричневый, скорее всего по практическим соображением.

Выставка NAMM 1951 года несомненно дала старт электрогитарам со сплошным корпусом и продемонстрировала лидерство Fender в этой области, но ситуация в то время была нелегкой для производителей инструментов. Злободневной темой была Корея. 1 октября был принят закон, ограничивающий гражданское применение таких критически важных металлов, как сталь, медь и алюминий. В редакторской колонке сентябрьского выпуска "Musical Merchandise" были такие пессимистические комментарии, как: "Практически все соглашаются с тем, что в будущем многое пострадает, в том числе и музыкальные инструменты, которые содержат важные материалы". В то же самое время инфляция и увеличение налогов ударило по карманам и сбережениям покупателей.

Влияние корейской войны не стало препятствием тому, что вскоре Fender достигли пределов производительности. К моменту прекращения боевых действий в середине 1953 года производители струнных инструментов с ладами, обнаружили, как писал Music Trades Magazine, "невозможность удовлетворить непредвиденный рост спроса этой весной". В начале 1953 года Fender купили в восточном Фуллертоне 3,5 акра земли, чтобы построить три новых фабричных корпуса. Кроме того, успех инструментов Fender был таков, что очень быстро перерос основной бизнес RTEC, по-прежнему, занимавшихся радио и электронным оборудованием. Поэтому обеими сторонами была основана компания FENDER SALES, Inc., которая стала заниматься всей дистрибуцией Fender с июня 1953 года. В ее офис, расположенный, как и у RTEC, в Санта-Ана просто переехал персонал, отвечавший за маркетинг музыкальных инструментов, образовав тем самым новую организацию с теми же представителями на всех территориях.

Вначале FENDER SALES в равных долях принадлежали Don Randall (который стал президентом компании), Leo Fender, Francis Hall (владелец RTEC) и Charlie Hayes (руководитель продаж отдела Fender в RTEC). Однако, после того, как последний погиб в автокатастрофе в июне 1955 года, долю Francis Hall выкупили Don и Leo, ставшие единоличными, равноправными владельцами FENDER SALES. Увеличение производственных мощностей и собственная маркетинговая организация должны были дать почти двукратный рост в ближайшие полгода. Подстегиваемые броским лозунгами, такими как "Выделитесь из толпы, купите Fender сейчас!" или "Не упускайте шанс попробовать выдающиеся инструменты Fender", продажи действительно быстро росли.

"Электрическая" музыка в целом шла семимильными шагами в 50-х, а концепция сплошного корпуса находила все больший отклик у производителей, таких как GIBSON и VALCO ("National"), последовавших моде.

В середине 1950-х главными, проповедниками электрогитар Fender, были музыканты кантри-энд-венстерн, но не только они. Переход от традиционного "Миссиссиппи" блюза к "электрической" форме, рожденной в таких городах, как Чикаго и Детройт, раскрыл новые перспективы для гитар Fender. Часто именуемый "отцом чикагского блюза", молодой McKinley Morganfield, известный как MUDDY WATERS, вскоре сделал Telecaster своим бессменным инструментом для слайдовой игры.

Другие блюзмены, такие как BB KING или Clarence "Gatemouth" BROWN также потянулись к электрогитарам из Фуллертона. Однако, первым в длинной череде "героев Telecaster" был, без сомнения, неповторимый Jimmy BRYANT, который вскоре стал одним из основных эндорзеров Telecaster у Fender наряду с Alvino REY, Arthur SMITH и Jimmy DOYLE.

НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1954 год известен в основном, как год рождения Stratocaster, но он также знаменует изменение ряда характеристики Telecaster. К концу года бакелитовая черная накладка на корпус была заменена однослойной белой, а несколькими месяцами спустя латунные седла были заменены на стальные. Fender также изменили процесс покраски в цвет "blonde", о чем свидетельствует вид сохранившихся Telecaster и Esquire, выпущены после 1954 года. Характерный оттенок "butterscotch" сменился более сливочным цветом, который вскоре превратился в белесый цвет. Наконец, в 1954 голу серийный номер перекочевал с пластины бриджа на анкерную пластину на грифе.

В то же самое время гитары Fender получили более надежную (и привлекательную) защиту, потому что появились новые "твидовые" кейсы (т.е. покрытые "авиационной багажной тканью"). Первые твидовые кейсы примерно год имели "карман" в середине и отдельную подставку под гриф. С середины 1955 внутренности были переделаны и "карман" переехал в левый нижний угол. Кроме того, в 1954 году в качестве экономичной альтернативы предлагался утепленный чехол из кожзаменителя.

Помимо этих косметических изменений, в 1955 году произошла более радикальная модификация. Бриджевый датчик был переделан, и на смену сердечникам заподлицо пришли профилированные. Эта модификация, наверное, является побочным эффектом усовершенствования звукоснимателей Stratocaster. Leo Fender хотел избавиться от основного недостатка своего звукоснимателя – неравномерного съема струн.

С лета 1955 года бриджевый датчик изготавливался с профилированными сердечниками. То есть, вопреки распространенному заблуждению, звукосниматели с плоским профилем существовали целый год после ухода черных накладок.

Наконец, круглый "поленообразный" гриф гитар начала 1950-х мутировал к 1955 году в выраженный V-образный профиль, и до начала 1958 года "лодочные грифы" были правилом для большинства инструментов Fender. Массивные ручки с круглой верхушкой были заменены в 1956 году на более легкие, с плоским верхом, а маленький цилиндрический колпачок на переключателе был заменен на большую "шляпу". К концу 1956 года гитары Telecaster больше не выглядели и не звучали так же, как модели начала 1950-х.

Тем временем, бизнес у Fender был чрезвычайно успешен, они находились на гребне бума "электрической" музыки. Компания приобрела много дилеров, благодаря прогнозам дальновидного Don: "Рынок "электрической" музыки до сих пор находится на ранней стадии развития, бизнес его только распробовал, его перспективы практически безграничны. Магазины, в полной мере пользующиеся сегодняшним, постоянно растущим интересом к электрическим инструментам, не только получают сегодня большие продажи, они прочно утверждаются на рынке, который обещает огромный потенциал прибылей в будущем". FENDER SALES вскоре разработали мощный мерчандайзинг, включая баннеры, транспаранты, постеры эндорзеров, витрины, стойки под каталоги и брошюры.

В вышедшем к июльской NAMM 1955 года Down Beat Magazine Don Randall сказал следующее: "Fender нелегко угнаться за спросом на электрогитары". Каждый год линейка продуктов пополнялась новыми моделями, но производство отставало от творческого гения Leo Fender и маркетингового таланта Don Randall. В 1954 году, чтобы решить этот критический вопрос, Leo нанял промышленного инженера Forrest White. Официально назначенный начальником производства в 1955 году, Forrest White должен был полностью наладить производственный процесс в Фуллертоне.

Более эффективная работа фабрики была необходима потому, что ситуация на рынке кардинально изменилась после рождения рок-н-ролла. На сцену вырвалось целое новое поколение музыкантов – профессионалов и любителей – и они как правило выбирали для своего рок-н-ролла инструменты Fender. Среди них был молодой человек по имени James BURTON. В 16 лет он записал вместе с Dale Hawkins песню Suzie Q и вскоре стал культовой фигурой как музыкант, и как приверженец Telecaster.

Рок-н-ролл также породил спрос на "заказные расцветки" гитар, которые до той поры заказывали только отдельные кантри-музыканты, напрямую с фабрики через Leo Fender. В достаточно консервативной среде, загипнотизированной "холодной войной", играть на красной гитаре было не очень модно! Однако, в 1956 году, за дополнительные 5% к стоимости можно уже было заказать специальную расцветку по выбору музыканта. Позже Fender стали предлагать собственный набор дополнительных расцветок на основе популярных автомобильных цветов. Как вспоминает George Fullerton: "Никто тогда не делал цветные инструменты, поэтому для нас это была возможность выделиться, которой мы хорошо воспользовались".

Этой возможностью, однако, пользовалось не так много музыкантов и Telecaster 50-х заказных расцветок сейчас практически недоступны. Впрочем, известно о существовании нескольких, и это задокументировано. В 1957-58 годах было сделано также несколько образцов в таком же двухцветном санберсте, что и Stratocaster или Precision Bass. Санберст сам по себе не был редкостью для фабричного производства, но для Telecaster и Esquire, стандартно выпускавшихся в расцветках "blonde" это был заказной цвет.

Обе модели к середине 1959 года претерпели несколько серьезных модификаций, среди которых стоит особо отметить тип установки струн. В конце 1958 года исходная технология установки струн сквозь корпус была заменена новым бриджем с установкой струн сверху. Это позволило экономить на производстве, поскольку не требовало просверливания отверстий и установки в них гильз. Новая технология, уже примененная в P-Bass в середине 1957 года не пользовалась особым успехом на Telecaster и Fender вернулись к изначальному варианту в конце 1959 года. В течение 1958 года грифы постепенно стали более плоскими в районе пятки, и гитары Fender конца 50-х демонстрируют в целую более аккуратную работу, что является результатом приобретения новых станков и инструментов.

Несмотря на то, что изображено на иллюстрациях в каталогах 1957 и 1958 года, черная накладка не вернулась в конце 50-х. FENDER SALES просто обнаружили, что светлые Telecaster с белыми накладками не очень хорошо смотрятся в черно-белом изображении (например, в каталоге 1955 года). Поэтому раскопали несколько черных накладок и установили их на гитары конца 50-х, чтобы сделать более привлекательные фотоснимки для каталога, несмотря на то, что в прилагаемом описании было указано, что "инструмент имеет белую накладку"!

В 1959 году было завершено строительство четырех дополнительных корпусов фабрики в Фуллертоне, производственные площади которой теперь приблизились к 5000 кв. м. В конце 50-х компания Fender росла, как снежный ком, и к концу десятилетия на фабрике работало уже крепко за сотню человек. Весной Leo Fender назначил Forrest White вице-президентом и генеральным менеджером, а George Fullerton стал вице-президентом по производству.

РОЖДЕНИЕ ПАЛИСАНДРОВОЙ НАКЛАДКИ

1959 год – поворотная точка в ранней эпохе истории Telecaster. В этом году изначально цельный кленовый гриф был временно снят с производства и заменен на более традиционный гриф из двух частей с отдельной палисандровой накладкой. Первой электрогитарой Fender с палисандровой накладкой был Jazzmaster, представленный на летней NAMM 1958 года. Эта новая характеристика появилась в результате коммерческого запроса от FENDER SALES. Как вспоминает Freddie Tavares: "Наши дистрибуторы были сами по себе и время от времени вносили предложения на основе своих маркетинговых идей. Им захотелось палисандровую накладку, у всех же есть, почему у нас нет?". Они получили, что хотели, в 1959 году, однако это сопровождалось решением перевести на палисандр все гитары. Такой радикальный поворот был, скорее всего, обусловлен проблемой износа лакированных кленовых грифов в сочетании с реакцией дилеров на новый гриф Jazzmaster. Как бы то ни было, с лета 1959 года, гитары Telecaster производились с палисандровыми накладками грифа.

Fender последовательно перепробовали несколько типов палисандровой накладки. Самый первый вариант, просуществовавший до середины 1962 года, укладывался на ровную поверхность грифа. Его обычно называют "шпалой", потому что слой палисандра очень толстый. Затем фабрика сделала стык с накладкой скругленным и уменьшила ее толщину так, что к середине 1963 года, она выглядела как шпон. Целью этих экспериментов было найти наилучшее согласование палисандра и клена, так чтобы оба материала не конфликтовали, будучи склеенными вместе. Палисандр имеет большую плотность, поэтому толщину накладки в итоге сильно уменьшили. Переход к палисандровой накладке повлек за собой изменение технологии установки анкера, который более не устанавливался с тыльной стороны, а укладывался сверху, перед тем, как наклеить накладку. Это также повлияло на радиус грифа за верхним порожком. Но необходимо отметить, что первые прототипы новых грифов были сделаны с установкой анкера сзади, поэтому на иллюстрациях в каталогах 1959 года видны ореховые вставки над верхним порожком. И, наконец, в соответствии с тенденциями того времени, появление палисандровой накладки совпало с переходом на более плоский в области пятки гриф.

Одновременно с отказом от цельного кленового грифа произошел отказ от "твидовых" кейсов. Багажное покрытие было заменено на толекс, более прочный виниловый материал, производимый General Tyre & Rubber Co. В 1959 кейсы имели коричневый цвет, который в 1963 году был заменен на белый, а в 1965 – на черный.

Помимо перехода на палисандровую накладку летняя выставка NAMM 1959 продемонстрировала дебют CUSTOM TELECASTER и ESQUIRE. Задуманный как делюксовые варианты стандартных моделей, они отличались тем, что Fender называли "специальной обработкой корпуса", то есть санберстовым цветом с контрастирующей белой окантовкой и трехслойной белой накладкой. Если не считать ольхового корпуса, то в остальном их характеристики были идентичны "стандартным" Telecaster и Esquire середины 1959 года. Однако, становится понятным, что палисандровая накладка сперва предполагалась, как еще одна "специальная характеристика", но потом было принято решение, распространить ее на весь модельный ряд электрогитар. В письме к дилерам, распространенным перед выставкой FENDER SALES подчеркивали, что "эти две модели отвечают на запросы многих дилеров", что частично объясняет полный переход на палисандровые накладки. Кроме того, можно сказать, что варианты Custom были также попыткой пересмотреть 10-летнюю концепцию Telecaster в эстетике Gibson!

Цвет санберст с контрастной окантовкой сначала был причиной головной боли. Несмотря на то, что у первых Custom санберст выглядит сегодня двухцветным, он на самом деле был трехцветным. Но из-за химических реакций, красная краска быстро выцветала под дневным светом. Что-то было не так с выбранными Fender для покраски в санберст пигментами и фабрика начала эксперименты, чтобы решить проблему. Как вспоминает Bill Carson: "Мы должны были найти решение, и выкрасили много ольховых брусков, которые выложили на крышу, чтобы посмотреть, какие будут выцветать, а какие нет! Красный цвет просто испарялся из-за этих химических реакций". Однако, к 1961 году Fender, наконец, добились устойчивого трехцветного санберста. Фабрика также испытывала серьезные затруднения с тем, чтобы как следует приклеить белую окантовку к кромке корпуса, и ей пришлось консультироваться у MARTIN, чтобы научится правильной технологии.

Белая трехслойная накладка на новых моделях Custom сперва крепилась на пяти винтах, но на серийных экземплярах вскоре использовалось восемь винтов для более плотного прилегания. Пo сравнению с однослойными накладками, трехслойные имели отчетливый зеленый оттенок, часто считающийся признаком возраста. На самом деле, эта характерная деталь обусловлена свойствами нитратного материала, который тогда применялся на фабрике, и даже абсолютно новые 3-слойные накладки никогда не выглядели чисто белыми. С 1959 года они также ставились на Telecaster с заказной окраской, а на стандартные модели ставились белые однослойные накладки, впрочем, уже на восьми винтах.

В начале 60-х заказные расцветки вышли на передний план и стали действительно неотъемлемой частью стиля Fender. В новом каталоге 1960 года было изображение Telecaster, покрашенного "красной краской DuPont", но потом в течение года Fender пришли к собственному набору заказных расцветок. Первая таблица была опубликована в 1961 году и содержала 14 дополнительных цветов, доступных за дополнительные 5% к стоимости. Кроме того, цвет "Blond" (буква "e" в конце слова отпала после 1959 года) по-прежнему был стандартным на обычных Telecaster, но дополнительным для других моделей. Санберст, в свою очередь, был стандартным для новых моделей Custom, но был вариантом за дополнительную плату у обычных Telecaster.

Выпускаемые каталоги изобиловали роскошными "автомобильными" цветами, которые, как правило, украшали не Telecaster, а другие модели. Кроме одного образца в Fiesta Red, Telecaster в основном были изображены в более классических Blond и санберсте. Быть может, потому что FENDER SALES хотели подчеркнуть демократичность инструмента. В начале 60-х самая старшая из электрогитар компании по-прежнему занимала солидную долю в продажах, но считалась очень незатейливой в сравнении с модными Jaguar или Jazzmaster. Кейсы тоже стали стильными, и во втором номере газеты Fender Fact появился дополнительный вариант жесткого кейса из высокопрочного вакуумного стирена цвета ржавчины с анодированной золотистой окантовкой, с ценой $75.

В 1963 году Fender расширили модельный ряд Telecaster и стали предлагать как вариант для стандартных моделей корпус из махагона с красным лаком. Несмотря на то, что MAHOGANY TELECASTER постоянно присутствует в каталогах середины 60-х, эта модель – скорее всего ответ на красные Gibson SG – производилась в небольших количествах и была в итоге снята с производства после 1965 года. В конце 1963 года трехслойную накладку стали ставить на стандартные модели цвета Blond, чтобы приукрасить их внешний вид. Нитратная "зеленая" накладка у Telecaster и Esquire просуществовала до начала 1965 года, после чего этот крайне горючий материал был заменен на обычный белый пластик.

На сцену ворвались новые музыкальные стили, которые расширяли клиентуру Fender. Началась эра серфа, и BEACH BOYS сотоварищи воспевали радости загара, пляжных вечеринок и прогулок с "ветерком" по шоссе Южной Калифорнии. Рекламный слоган гласил: "Fender делает музыку для серфа", что подразумевало гитары ярких модных расцветок. Незатейливые Telecaster и Esquire, не были популярны среди серферов, которым импонировали дерзкие контуры других гитар Fender. Несмотря на то, что в начале 60-х Telecaster, быть может, производились в количествах меньших, чем другие модели Fender, они все равно хорошо продавались.

Мириады американских гитаристов во все глаза смотрели по ТВ цикл "Adventures of Ozzie and Harriet", который шел с 1958 по 1965 года, чтобы снять фразы James BURTON, игравшего у Rickie Nelson. В то же самое время Buck OWENS и Don RICH активно играли на Telecaster, а Merle HAGGARD и Roy NICHOLS тоже дружили с этой моделью. В Мемфисе из студии STAX постоянно раздавались фирменные рваные ритмические рисунки Steve CROPPER, гитариста, игравшего с Booker T, активного сессионного музыканта и одного из самых известных владельцев Telecaster на ритм-блюзовой сцене.

Европа, тем временем, раскрывала объятия для легендарных приверженцев Stratocaster, Shadows и стояла на пороге битломании, и Telecaster еще не пользовались особой привязанностью музыкантов на этом берегу Атлантики, кроме молодого английского виртуоза по имени Albert LEE. В 1964 году успех продуктов Fender в целом был столь велик, что к тому моменту FENDER ELECTRIC INSTRUMENT Co. выросли в одну из крупнейших, если не самую крупную, корпорацию в музыкальной индустрии. Фабрика в Фуллертоне насчитывала к тому моменту уже 17 корпусов, в которых работало более 500 человек.

Leo Fender чувствовал, что достиг потолка, преодоление которого требовало финансовых вливаний в расширение бизнеса и производства. Кроме того, его здоровье ухудшалось, и его преследовала хроническая усталость, как следствие стрептококковой инфекции, которая мучила его целое десятилетие. Он не мог работать также много, как хотелось ему, и как требовало постоянное развитие его компании. Кроме того, хотя гитары и басы продавались великолепно, он мог полагать, что появление транзисторных усилителей несет угрозу его ламповым моделям. Как бы то ни было, в какой-то момент Leo Fender решил отойти от дел и продать свой невероятно успешный бизнес, который он построил менее чем за два десятилетия.

После общения с несколькими местными потенциальными покупателями, предложенными финансовым директором компании, Don Randall - 50% владелец FENDER SALES – был уполномочен Leo Fender на проведение исследования финансового рынка в поисках подходящего покупателя. Don вышел на представителей известной финансовой компании с Уолл-Стрит -Merryll Lynch, которые в свою очередь вывели его на корпорацию COLUMBIA BROADCASTING SYSTEM Inc. (CBS), которая находилась в поисках привлекательных объектов для инвестиций. Переговоры начались во второй половине лета 1964 года, а окончательно сделка на $13.5 млн. (с учетом инфляции огромная по тем временам сумма) была завершена 5 января 1965 года. Компании FENDER ELECTRIC INSTRUMENT и FENDER SALES вошли в состав CBS MUSICAL INSTRUMENTS, подразделения CBS, Inc., и продукты Fender с тех поры продавались от имени FENDER MUSICAL INSTRUMENTS.

ДО И ВО ВРЕМЯ CBS

В глазах большинства маньяков гитары приход CBS – самый драматичный поворот в истории Fender. Многочисленные разговоры о падении качества производства вскоре породили понятие "до CBS", относящееся к инструментам, выпущенным до отхода Leo Fender от дел. Но на самом деле вопрос о "до" и "после" не имеет однозначного ответа.

С точки зрения бескомпромиссных "правоверных" последним годом "до CBS" был только 1964. Для кого-то клеймом эры CBS является штамп "F" на пяточной пластине, появившийся в 1965 году. Зачастую, серийные номера, начинающиеся с "L" считаются признаком гитар, выпущенных "до", хотя они ставились и на инструменты, выпущенные в 1965 году и даже в начале 1966 года. Принадлежность CBS должна рассматриваться особо в каждом отдельном случае, на основе модификаций, произошедших с конкретной моделью (например "большие" головы грифа у Stratocaster). Наконец, оценка может происходить с точки зрения новых технологий производства и/или отказа от типичных для "эры Leo Fender" компоентов (колков Kluson, нитроцеллюлозных лаков, проводников с "тканой" изоляцией).

Что бы ни считать точкой отсчета, один факт остается неизменным: на рубеже 70-х инструменты Fender больше не выглядели, а часто и не звучали так же как их предшественики. Были ли они лучше или хуже, быть может дело вкуса, но многие музыканты едины в том, что они были не столь хороши.

Судьба распорядилась так, что похожий синдром поразил Gibson после ухода Ted McCarty's в 1966 году, а также Gretsch, после того, как их купили Baldwin в 1967 году. Жалобы "они делают их не так, как раньше" привели к появлению в 70-х годах рынка "vintage" инструментов.

Но как бы то ни было, CBS никогда не стремились к ухудшению качества инструментов Fender, и в какой-то степени пытались достичь обратного. После завершения сделки с целью улучшить производственный процесс рядом с имеющимися произвоственными площадями был построен новый корпус площадью 12000 кв. м, оснащенный новым оборудованием. Кроме того, все ключевые персоны, ответственные за успех продукции Fender, остались в новой компании на высоких постах, чтобы обеспечить сохранение традиций. Leo Fender по 5-летнему контракту оставался особым консультантом, а Donald Randall стал президентом и генеральным менеджером CBS Musical Instruments. Что же пошло не так?

Сделка с CBS привела в компанию много новых людей, а вместе с ними, в первую очередь, корпоративную бюрократию и формальный стиль управления, плохо совместимый с этикой Fender. Упор делалася на прибыль и увеличение производительности. Плодились департаменты, отвечающие за каждую мелочь, и общая команда была делать как можно больше и быстрее. В результате, производство за первый год работы обновленной фабрики в Фуллертоне действительно выросло на 45%, но снижение качества и новые спецификации подпитывали слухи, а музыканты замечали разницу между гитарами сделанными "до" и "после". В этой ситуации, первым из топ-менеджмента, кто не выдержал и уволился, был Forrest White, за которым последовал Don Randall, который покинул CBS в апреле 1969 года. Leo Fender разорвал свой 5-летний контракт и ушел, после чего не задержался и George Fullerton.

Что касается гитар Telecaster, то поворотным моментом в отношении споров о "до" и "после" можно считать 1967 год. В этом году старая схема распайки была заменена на более классический вариант, допускающий сочетание двух звукоснимателей. Этот момент часто оставляют без внимания, потому что многие музыканты (в начале 60-х и позже) просто вырезали 1мкФ конденсатор, который ставился между переключателем и ручкой громкости. Кроме того, колки Kluson были заменены на сделанные Schaller по заказу Fender, и более заметный для телекамер черный логотип появился в конце 1967 года. Эксперименты с полимерными лаками, более удобными для массового производства, привели к отказу от нестабильных и неэкологичных нитроцеллюлозных лаков.

Необходимо сказать, когда CBS купили Fender не произошло мгновенного превращения всего хорошего в плохое, а в конце 60-х свет увидели нескольо интересных вариантов Telecaster, а также вернулись "белые" грифы. В то время самая старшая модель электрогитар Fender несомненно считалась более лучшим дополнением к более современным гитарам Jaguar или Jazzmaster, чем Stratocaster. CBS стали искать способы продвижения концепции Telecaster путем производства дополнительных вариантов, чтобы освежить первую модель электрогитары Fender. Соответственно, надо отметить, что заявка на регистрацию торговой марки "Telecaster" была подана CBS 11 декабря 1968 года и была удовлетворена под номером 871,794. В регистрационном бланке указывается, что данное слово было придумано в конце 40-х, и "было впервые употреблено, в том числе и в коммерческих целях в 1949 году или около того".


читать далее :    1  |  2  |  3  |  4  |  5 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.