ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Произошедший в 1959 году переход на грифы с палисандровой накладкой не означал исчезновение потребности некоторых музыкантов в кленовой накладке. Вопреки распространенному заблуждению, грифы с кленовой накладкой производились – в основном на Telecaster – и до того, как они официально снова попали в каталоги Fender в конце 60-х. Один из самых ранних известных экземпляров относится к 1963 году, но можно допустить и существование более ранних. Тем не менее, до 1967 года Telecaster с кленовым грифом из двух частей производились только по специальным заказам и в ограниченных количествах. В конце концов, по многочисленным просьбам, кленовые накладки официально появились в каталоге, как вариант за дополнительные 5% к стоимости. Хотя этот вариант был теоретически доступен для большинства гитар Fender, в период с 1967 по 1970 год, им пользовались преимущественно покупатели Telecaster...

Весной 1969 года "заказная кленовая накладка" перестала быть отдельной накладкой, и Fender вернулись к цельным кленовым грифам для Telecaster. Строгости ради, отметим, что кленовый гриф (с заглавных букв –"Maple Neck") перед тем, как появиться в 1969 году на Telecaster, а позже на других гитарах, первым вернулся на Telecaster Bass в 1968 году. В результате возвращения цельного кленового грифа фабрике пришлось вернуться к установке анкера с тыльной стороны, и для стандартизации производства этот метод стали применять и на грифах с палисандровой накладкой. Это объясняет, почему после 1969 года на них появились "бурундуковая" полоска и вставка над верхним порожком.

С 1965 года Fender выпускали несколько моделей Custom с черной (вместо белой) окантовкой, в основном на гитарах со светлой окраской, таких как бело-желтая. В 14 номере Fender Facts за июль 1967 года, впервые было продемонстрировано тремоло Bigsby в роли дополнения к гитарам Telecaster. Тремоло Bigsby можно было заказать фабрично установленным – в этом случае в корпусе не просверливались отверстия для струн – или в качестве комплекта для самостоятельной установки. В обоих случаях оригинальный бридж с 3 седлами заменялся на бридж Jaguar с 6 седлами.

1967 – это также год, в котором Fender начали эксперименты с целью уменьшить вес Telecaster. Желание облегчить гитару без сомнения возникло по коммерческим соображениям, чтобы решить с одной стороны проблему неоднородности параметров ясеня, а с другой, конкурировать с такими моделями того времени, как Gibson SG. Поэтому на фабрике фрезеровали дополнительные полости под накладкой, просто чтобы уменьшить массу древесины, не затрагивая внешний вид гитары. Очень небольшое количество таких "жульнических" Telecaster было сделано летом 1967 года, но эта попытка не нашла одобрения. Затем последовал более амбициозный проект "полого Telecaster", который в итоге завершился появлением в середине 1968 года модели TELECASTER THINLLINE.

Без сомнения, рождение Thinlinene – результат усилий Roger Rossmeisl (отдел разработки) и Virgilio Simoni, главы отдела заготовки и шлифовки корпусов. Корпус был, как у Telecaster, если не считать измененной для соотвествия новому "полуакустическому" дизайну формы накладки. В корпусе с обратной были выточены пустоты, самая большая из которых была видна через эф в верхней половине корпуса. С точки зрения грифа, электроники и фурнитуры модель была идентична стандартному Telecaster 68 года, но весила вдвое меньше чем он.

Новая модель появилась в прайс-листе в июле 1968 года по цене $319.50, хотя, как ни странно, она отсутсвует в каталоге 1968 года, потому что тот был сверстан годом раньше (обычная для того времени практика Fender). Чтобы подчеркнуть идею легкой, почти акустической гитары Thinline сперва выпускался только с натуральным покрытием, демонстрировавшем ясень или махагон и имел кленовый гриф (из двух частей). В ноябрьском выпуске Fender Facts за 1968 года гитары это было названо "стильной естественностью". В 1969 модель также стала выпускаться в трехцветном санберсте с возможностью заказа палисандровой накладки.

В 1968 увидели свет еще два дополнительных варианта Telecaster PAISLEY RED и BLUE FLOWER. Основанные на стандартных моделях с кленовым грифом, эти два Telecaster должны были выражать эстетику рожденного в Сан-Франциско движения хиппи. Текст в соответствующей листовке Fender был выдержан в духе эпохи: "Paisley Red пульсирует в вашем ритме и переливается завораживающим калейдоскопом фигур и оттенков… Blue Flower – это пестрое полотно лиловых и зеленых узоров…". Оба покрытия достигались путем наклеивания на переднюю и заднюю стороны корпуса узорчатых обоев, которые потом заливались полимерным лаком. Успех новых моделей был однако не столь впечатляющим, как украшающая их графика (в то время украшавшая и варианты Telecaster Bass). Обе модели были сняты с производства в конце 1969 года, когда звук San Francisco стал двигаться в сторону тяжелого рока принесенного такими группами как Led Zeppelin. Не очень подходящий по стилю к сцене конца 60-х, Paisley Red Telecaster остался в истории только как часть фирменного стиля James BURTON. Последние экземпляры модели (такие, как у James) производились уже не с отдельной кленовой накладкой, а с цельным кленовым грифом.

Третьим новшеством, появившимся в начале эры CBS, был ROSEWOOD TELECASTER, разрабатывавшийся как специальная гитара для George HARRISON. Невозможно отрицать тот факт, что в 60-е, продажи гитар Gretsch и Rickenbacker (и в чуть меньшей степени, Gibson и Epiphone) существенно выросли благодаря пику битломании. Однако, Fender никак не ассоциировались с BEATLES, пока George не засветился со Stratocaster в телефильме Magical Mystery Tour, вышедшем в декабре 1967 года. В знак признательности Fender подарили George HARRISON спецаильно сделанный целиком из палисандра Rosewood Telecaster в 1968 году. Инструмент можно слышать на альбоме "Let It Be" ("Get Back!"), кроме того, George использовал его в знаменитом выступлении на крыше офиса Apple в январе 1969 года. Позже он подарил его Delaney Bramlett. В начале 1969 года Rosewood Telecaster появился в каталоге Fender и стал при цене $375 самым дорогим Telecaster, из всех выпускавшихся до того. Электроника была такая же, как у стандартных Telecaster, и единственным отличием, кроме палисандра, была трехслойная черная накладка. Первые образцы имели весьма тяжелый корпус из цельного палисандра, но Fender быстро перешли к изготовлению корпуса из двух полых палисандровых половин, приклеенных к центральному тонкому кленовому слою. В отличие от гитары George, с грифом из двух частей, серийные инструменты имели гитары из цельного палисандра, похожие по конструкции на цельные кленовые грифы. Из-за стоимости палисандра и непростой технологии изготовления, модель выпускалась в ограниченных количествах. В результате Rosewood Telecaster в период 1969 и 1972 появлялся в прайс-листе эпизодически. Например, в середине 1970 года его производство было временно прекращено. И совершенно однозначно, модель окончательно сняли с производства примерно в середине 1972 года.

В 1969 году модельный ряд Telecaster насчитывал не менее шести основных вариантов, не считая возможности выбора узоров Paisley и Floral или заказных расцветок, установки тремоло Bigsby и двух вариантов накладки. Иными словами, в то время это была самая развитая серия у Fender, и при этом самая долгоживущая. Каталоги конца 60-х подчеркивали: "Это гитара, с которой все начинается. Ритм-н-блюз и кантри звучат на Telecaster, лучше, чем на какой-либо другой гитрае" или "сольный звук, которому нет равных".

С середины 60-х, Telecaster приобрели новых приверженцев в самых разнообразных музыкальных стилях. В ранний период The Who, Pete TOWNSHEND играл на паре Telecaster свой "Мaximum R&B", а Ray DAVIES зажигал "You Really Got It" с The Kinks. Mike BIOOMFIELD не только приобрел статус уважаемого блюзмена, но и задал новую моду на установку хамабакра в нековую позицию у Telecaster. Во время своего тура 1965-66 года Bob DYLAN выходил на сцену с Telecaster, а такие певцы как Willie NELSON или Waylon JENNINGS начинали с этой гитарой в руках свой путь к славе. Игравшие в Yardbirds Jeff BECK и Jimmy PAGE пробудили к жизни первые ростки тяжелого рока, играя на Esquire и Telecaster. И для игры ритма и соло, Telecaster оставался в фаворе и через 20 лет после своего рождения.

На рубеже 70-х Fender выросли и сами. Количество персонала выросло до 950 человек, а производственные площади в Фуллертоне перевалиди через 30000 кв. м. После покупки компании CBS вложили $2.7 млн. в новый корпус рядом со старыми мощностями Fender, чтобы существенно расширить объемы производства. Головной офис отдела продаж FENDER MUSICAL INSTRUMENTS в первое время оставался в Санта-Ана, где он находился еще со времен RTEC и FENDER SALES. После того, как Don Randall покинул компанию весной 1969 года, новое здание с площадями 15000 кв. м., стало единой штаб-квартирой Fender, а старый адрес был забыт. Шло время перемен...

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

70-е часто считают самым мрачным периодом в эре CBS, когда инструменты Fender утрачивали качество и характеристики, создавшие им репутацию. Во время 70-х произошло много перемен, и, как позже признавала сама компания (!), не всегда к лучшему.

Перемены начались с отказа от прошлого, например, в конце 1969 года был снят с производства ESQUIRE с одним звукоснимателем. То, что в 50-х продавалось, как "экономичный современный инструмент", в 60-х становилось ненужным и требовалось во все уменьшающих количествах. Кроме того, изначальная идея расширения модельного ряда уже не имела такого значения при наличии таких модерновых моделей, как Mustang.

Следующими в очереди на вылет из каталога, стали в 1972 году ROSEWOOD TELECASTER и CUSTOM с окантованным корпусом. И снова, в основе решения лежали чисто экономические соображения, потому что Rosewood Telecaster был слишком дорогим в производстве, а Custom продавались не очень хорошо. В то время FENDER стремились продвигать "оригинальный" Telecaster цвета Blond. Как гласила знаменитая реклама "Telecaster 1948 года и Telecaster 1972 года: вы видите идентичных близнецов". Другая реклама 1976 года гласила: "Парящий, сладкозвучный Telecaster", представляя инструмент в образе орла, и даже упоминала, что "его, ранее не слышанный крик, раздался с высот в 1946 году"! Таким образом, последние Custom с белой окантовкой были выпущены весной 1972 года, незадолго до того, как Fender задействовали это название для нового, совершенно другого инструмента под тем же именем.

В начале 70-х также произошло радикальное сокращение палитры заказных расцветок, приведшее в итоге и исчезновению всяких упоминаний о них. В 1975 году помимо Blond и санберста в число "стандартных" расцветок входили только белый, черный, натуральный и ореховый. Исчезли автомобильные расцветки, одолженные от G.M. и Ford, но это была вина не только CBS. В моде были натуральные, а не сплошные цвета, и многие музыканты даже ошкуривали корпуса гитар, чтобы удалить с них всю краску. Поэтому натуральный и ореховый цвета были представлены Fender в 1972 году, чтобы воспользоваться этим новым модным веянием, а от таких классических цветов, как Lake Placid Blue или Candy Apple Red отказались.

Помимо эстетики – это, в конце концов, дело вкуса – Fender также разработали (и рекламировали) свой "плотный блестящий лак". Полиэстер, наверное, лучше пригоден к индустриальному массовому производству и более стабилен, чем нитроцеллюлоза, но более толстое полимерное покрытие придало Fender 70-х более "пластмассовый" вид. Лаковые покрытия с их постепенным старением отныне принадлежали прошлому.

Однако, последней каплей, то есть самой отталкивающей характеристикой, появившейся на гитарах Fender в годы CBS, по мнению многих, была система "Tilt Neck". Будучи консультантом в CBS Musical Instruments, Leo Fender придумал то, что назвал "грифом с переменным наклоном, с опорным винтом и фиксацией". Предназначением этого приспособления было регулировать угол наклона грифа при помощи маленького шестигранного винта, вместо того, чтобы вставлять маленькие прокладки в стык. Одновременно винт регулировки анкера переехал с пятки грифа и превратился в "пулю" над верхним порожком. Концепция была привлекательна для музыкантов, но ее реализация повлекла к переходу на крепление грифа на трех винтах, вместо обычных четырех. Это новшество вызывало подозрения в надежности крепления грифа, и повлекло нелестные комментарии в адрес инструментов CBS. Патент на систему Tilt Neck был получен Leo Fender 29 декабря 1970 года, и в 1971 года уже выпускались первые электрогитары Fender с новым приспособлением. Вопреки прилагаемым к патенту чертежам, стандартный Telecaster не был среди них, но другие варианты модели, выпускаемые позже в 70-е, все имели систему Tilt Neck.

Блюзовый бум 60-х и последовавший за ним переход к тяжелому року, вывел на передний план хамбакеры с двумя катушками в стиле Gibson с их певучим звуком и большим сустейном. Как Fender позже писали в листовке "Хамбакеры уменьшают заводки и добавляют мясистые низы и середину". В конце 60-х, однако, звук Fender ассоциировался, прежде всего, с ярким звуком синглов, и CBS MUSICAL INSTRUMENTS испытывали коммерческую потребность в расширении количества вариантов звукоснимателей. В это время Seth LOVER, который придумал в середине 50-х знаменитые хамбакеры Gibson, уволился с работы в Каламазу в 1967 году. Когда Dick Evans, бывший сотрудник Gibson, работавший потом в Фуллертоне, узнал про это, он пригласил Seth в Калифорнию. Как нетрудно догадаться, Seth Lover был нанят Fender и разработал для компании первые звукосниматели с двумя катушками (в гитарном и басовом вариантах).

В сравнении с классическим хамбакером конца 60-х, новый звукосниматель Fender отличался расположенными "шашечкой" регулируемыми сердечниками и очень высоким выходом (омическое сопротивление больше 10кОм). Новый хамбакер Seth Lover был доработан в течение 1970 года и впервые появился на инструментах Fender во второй половине 1971 года. Сначала единственными потребителями новых звукоснимателей были Telecaster (если не считать недолго прожившую модель Starcaster). В конце 1971, года при помощи двух хамбакеров и системы Tilt Neck обновили серию THINLINE. Кроме того, второй вариант полуакустической модели, представленный впервые в феврале 1972 года, имел видоизмененную накладку, стратовский бридж с 6 седлами и надпись "Thinline" на верхней половине головы грифа. Сперва у него были такие же основные типы окраски, как у оригинала, то есть, ясень, махагон и санберст, но в махагоновом варианте, прежде чем от него отказались, было сделано очень немного экземпляров.

В середине 1972 года Fender произвели более капитальный пересмотр старой модели и выпустили новую версию TELECASTER CUSTOM с одним хамбакером в нековой позиции.

Несмотря на старое имя Custom, гитара была на самом деле совершенно другим инструментом, имеющим со своим предшественником мало общего кроме формы и бриджевого сингла, поэтому код этой модели был изменен с 11-1400 на 11-0700. Во всех отношениях Custom II задумывался как гибрид, сочетающий лучшее из двух миров. Ранее, такие музыканты, как Mike BLOOMFIELD или Albert LEE уже ставили хамбакеры в нековые позиции своих Telecaster и Fender просто сделали этот процесс стандартным в новых Custom 1972 года. Кроме того, гитара имела систему Tilt Neck и увеличенную черную накладку с 4 регулировками и трехпозиционным переключателем. Первые серийные модели имели стандартный бридж Telecaster, который вскоре был заменен на вариант с 6 седлами для лучшего интонирования.

В погоне за новыми клиентами, Fender выпустили третью модель с хамбакерами в январе 1973 года под названием TELECASTER DELUXE. Рекламируемые как вершина модельного ряда Telecaster, Deluxe были во многих отношениях сочетанием характеристик других гитар Fender. У них был стратоподобный гриф (с большой головой) и системой Tilt Neck, бридж с 6 седлами, который мог быть установлен и в тремоло варианте (отменено в 1974 году). Гитара сохранила общие контуры Telecaster, но имела сзади вырез в стиле Stratocaster. С точки зрения электроники он имела два хамбакера, как и в обновленных Thinline, которые крепились на черной накладке, как у Custom, с 4 регулировками и трехпозиционным переключателем. В двух словах, TELECASTER DELUXE был по сути "стратоподобным Telecaster с хамбакерами". Как и Thinline II он был доступен исключительно с "белым" цельным кленовым грифом, в то время как Custom можно было заказать как с "белым" грифом, так и с палисандровой накладкой.

Три Telecaster с хамбакерами, наверное, привлекли к Fender в 70-х новую группу клиентов, но они все же не смогли перетянуть традиционных покупателей Gibson, в особенно в тот момент, когда Les Paul переживали взлет популярности. Кроме того, за исключением, быть может "гибридного" Custom, они точно так же не смогли впечатлить закоренелых приверженцев Telecaster. Гитарист Rolling Stones Keith RICHARDS добавил Custom в арсенал своих любимых инструментов, но и остался верен своему '54 Telecaster с установленным хамбакером Gibson. Точно также поступили Terry KATH из Chicago и Andy SUMMERS, который прославился в Police. В итоге, серия Thinline была снята с производства в 1979 году, а от Deluxe и Custom отказались в начале 1981 года.

В 70-х, помимо спецификаций гитар, нелестные сравнения с эпохой "до CBS" подпитывало то, что ценовая политика Fender не отражала реалий рынка, а сама компания производила инструменты невысокого качества. В этом десятилетии экономика, несомненно, пострадала от нефтяного кризиса и темпов инфляции, но политика больших накруток CBS взвинтила цены на неоправданную высоту. Стандартный Telecaster с палисандровой накладкой имел цену по прайс-листу $283 в 1973 году, а к 1980 году она взлетела до $635 (+224%!).

Благодаря ослаблению доллара на мировом рынке, спрос на экспорт был велик, и в Фуллертоне производились большие партии инструментов. Но их качество падало из-за нехватки должного контроля и инвестиций в производственные мощности. Например, было принято решение использовать только один тип дерева (ясень) для электрогитар, но при этом отдел закупок не принимал в расчет вес древесины. В результате, гитары того периода в целом – самые тяжелые из всех, когда-либо выпущенных Fender. Установка нового оборудования для большей производительности также повлияла и на дизайн некоторых моделей. Касательно гитар Telecaster, внедрение станков с ЧПУ (вместо старых, работавших по шаблонам) принесло небольшие, но малоэстетичные изменения в контуре корпуса. Таким образом, инструменты 70-х во всех отношениях сильно способствовали шумихе вокруг "vintage" моделей до CBS.

Несмотря на все обстоятельства, рабочие лошадки Telecaster оставались в фокусе внимания таких артистов, как Roy BUCHANAN, Ted GREENE, STATUS QUO, Bruce SPRINGSTEEN, Joe STRUMMER (THE CLASH) или OSMOND BROTHERS! На пороге 80-х, однако, потеря доли рынка, в сравнении с конкурентами, не говоря замедлении роста прибыли, заставили CBS нанять новый топ-менеджмент с целью обновления Fender в духе происходящего в музыкальной индустрии.

ЗАКАТ ЭРЫ CBS

В начале 1981 года John McLaren и Bill Schultz, работавшие в Yamaha стали президентами CBS MUSICAL INSTRUMENTS и FENDER соотвественно, а вице-президентом по продажам и маркетингу был назначен Roger Balmer. Приглашение на новое место работы включало в себя список насущных вопросов, которые надо было оперативно решить. Внутренний отчет за май 1981 года констатировал увеличение жалоб на качество и производственные дефекты, исходящих от зарубежной и национальной дилерских сетей, и сетовал на политику высоких прибылей при недостаточном внимании к продукции. В своей служебной записке на имя Bill Schultz, директор производства Chuck Van Liew жаловался на то, что за исключением 1977 года, фабрике в Фуллертоне постоянно урезали капитальный бюджет. В приложении к записке перечислялся список необходимой модернизации станков на сумму $2.5 млн.

CBS заработали в 70-х на Fender много денег, но крайне малая доля прибылей была инвестирована в развитие компании. В период с 1971 по 1980 год, годовые продажи марок FENDER/ROGERS/RHODES выросли с $18.8млн до $60.5млн, со средней прибылью до вычета налогов боле $9 млн. При этом капитальные инвестиции едва достигли $6.75млн, а в разработку было вложено всего-навсего $0.6 млн.. (то есть менее 1.4% от продаж за весь этот период). Несомненно CBS давно пора был вложить некоторый капитал в свое музыкальное подразделение, и новый менеджмент немедленно разработал планы по восстановлению конкурентоспособности Fender. В связи с этим из Yamaha переманили еще и Dan Smith, который был назначен директором по маркетингу электрогитар и басов.

Тем временем, навигалась летняя выставка, и требовалось показать новые модели, чтобы доказать, что Fender двигается вперед, ососбенно с учетом того, что модели Deluxe и Custom были сняты с производства. Еще до рокировки менеджмента компания, наконец-то осознала, что известные музыканты обычно хотят играть на старых гитарах "до CBS", а не на более новых. Поэтому в 1980 году было решено воссоздать классический Telecaster, и под руководством Freddie Tavares началась разработка реплики модели '52 года. В итоге, на июньской NAMM 1981 года был представлен VINTAGE TELECASTER - модель ограниченной серии (3000 гитар), чье производство было запланировано начать в августе. Однако, если бы Freddie Tavares побеспокоился изучить оригинальные спецификации, он бы обнаружил, что представленный на выставке прототип, который был изготвовлен на стандартной производственной линии, имеет неправильный контур корпуса (и неправильный горчичный цвет!). Когда Dan Smith заступил в должность в августе 1981 года, он немедленно прекратил производство этой модели Telecaster.

Другим вариантом, появившимся в июне 1981 года был BLACK & GOLD TELECASTER. Выпускаемый в вариантах с "белым" грифом или кленовой накладкой B&G был обычным Telecaster, выкрашенным в черный цвет (включая голову грифа) и оснащенным позолоченной латунной фурнитурой. Его массивный бридж с шестью седлами имел крупный гребень для увеличения сустейна в соответствии с модой. Иными словами B&G во многом был "Шехтеризованным Telecaster", использующим латунную фурнитуру, которую Fender начали выпускать годом ранее, чтобы занять нишу на растущем рынке аксессуаров и запчастей. В отличие от реплики Vintage, эта модель пошла в производство только летом 1981 года и продержалась с "неправильным" корпусом почти 9 месяцев.

Когда Dan Smith стал директором по маркетингу в августе 1981 года, его попросили быстро составить 5-летний план, направленный на то, чтобы поднять продажи, разработать новые продукты и поправить пошатнувшийся было имидж Fender. В сентябре план был утвержден председателем и исполнительным директором CBS Inc., Thomas Wyman, и первым шагом была модернизация фабрики в Фуллертоне. Как вспоминает Dan: "Нашей первоочередной целью было восстановить доверие дилеров и музыкантов к Fender. Единственным способом добиться этого было поднять уровень качества на прежний уровень! Мы попросту закрыли фабрику и стали заново учиться делать гитары Fender, такими, какими их хотели видеть". К концу года количество производимых в день гитар упало с 250/300 штук до единиц, потому что иначе нельзя было полностью переделать производственный процесс.

С точки зрения продуктов, первыми воплощенными проектами были реплики Vintage и обновление серийных моделей. Во второй половине 1981 года Dan Smith и старший разработчик John Page провели интенсивное исследование, по итогам которого сделали современные реплики нескольких "старых" гитар и басов. Полная серия, включающая в себя, '57 и '62 Stratocaster, '57 и '62 Precision Bass, '62 Jazz Bass и ... '52 Telecaster была представлена в январе 1982 на зимней NAMM, но производство началось намного позже в том же году. К тому моменту VINTAGE TELECASTER уже имел правильные очертания корпуса, и больше не был ограниченной серией, а производился в полном объеме и комплектовался сертификатом аутентичности (и набором фурнитуры в современном стиле). Как результат возрождения классического дизайна Telecaster, расцветка Blond стала недоступной для всех остальных вараиантов.

Одновременно появился, пересмотренный STANDARD TELECASTER с правильными очертаниями корпуса, шестью стандартными и семью заказными расцветками. Чтобы громко провозгласить об изменении отношения Fender к рынку, Dan Smith также выпустил самый, быть может, роскошный каталог Fender, с красочными изображениями известных приверженцев Telecaster, таких как James BURTON, Steve CROPPER, Albert LEE, Roy BUCHANAN и Ted GREENE.

Следующим проектом была серия Elite, разработка которой началась во второй половине 1981 года, и была полностью завершена через целых 18 месяцев. Концепция Elite была амбициозной попыткой сочетать традиции и современные технологии, и в фокусе разработки была обновленная электроника, лучшая регулировка грифа и более функциональная фурнитура. В целом, идея заключалась в том чтобы сделать более универсальные, современные по духу инструменты.Что касается ELITE TELECASTER, целью было еще раз попытаться переманить приверженцев Gibson, что с готовностью признает Dan Smith: "Это была попытка выйти на тех, кто играет на Gibson, от этого взялся переключатель в стиле Les Paul и хамабкеры".

Elite Telecaster, таким образом, был задуман как "мясная", громкая гитара с двумя хамбакерами, трехпозиционным тумблером, четырьмя регулировками, и белой окантовкой спереди. Кроме того, гитара имела все новые характеристики серии Elite, такие как анкер Bi-flex, более плоскую накладку (радиус 12") с ладами jumbo, массивный литой бридж с установкой струн сверху, а также активную электронику со специальными контурами MDX и TBX. На летней NAMM 1983 были показаны сразу три версии: ELITE TELECASTER с хромированной фурнитурой, GOLD ELITE TELECASTER с позолоченной фурнитурой и перламутровыми бутонами колков и WALNUT ELITE TELECASTER с корпусом и грифом из американского черного ореха, накладкой из черного дерева, позолоченной фурнитурой и перламутровыми бутонами колков. Кроме того, в планах был вариант с тремоло и 22-ладовым грифом, но из-за того, что CBS решили отказаться от Fender в середине 1984 года, он так и не увидел свет.

Во многих отношениях серия Elite продемонстрировала творческий потенциал обновленных Fender, но из-за достаточно сильного консерватизма, присущего гитарному миру, она не стала, как задумывалось, вехой в истории компании.

С появлением моделей Elite отпала необходимость в Black & Gold Telecaster, но Fender анонсировали так же обновленный STANDARD TELECASTER с анкером Bi-flex и более плоской 12" накладкой грифа. В сравнении с предыдущими вариантами, однако более существенными отличиями были новый бридж с шестью удлиненными седлами Elite (без крышки) и установкой струн сверху и отсутствие медной пластины в основании бриджевого звукоснимателя. Комбинация всех этих составляющих дала новый тип Telecaster, с более подчеркнутой серединой, но со звуком и духом, нехарактерными для стандартного Telecaster.

Помимо демонстрации инженерной мысли, главной целью Fender было производство Telecaster с доступной ценой, и на самом деле, при цене $550 с кейсом, гитара была существенно дешевле предыдущей стандартной модели, которая в январе 1983 года имела цену $820. Выбор окраски был ограничен четырьмя основными цветами, но в конце 1984 года была выпущена ограниченная партия из 75 гитар, с окраской под мрамор красного, золотого и синего цветов (по 25 каждого цвета с прилагающейся футболкой в тон).

В рамках полного пересмотра продуктовой линейки, Dan Smith затеял четвертый проект, который, впрочем, так и не пошел в серию: ULTRA TELECASTER. Задуманная как топовый инструмент, гитара должна была иметь сквозной гриф, накладку из черного дерева с фигурной инкрустацией, хамбакеры и тремоло. Было сделано всего два прототипа - один из дерева коа, а другой из слоев ореха и клена, но ограничения производства, а также желание CBS избавиться от Fender, заморозили проект (хотя имя несколькими годами позже было возвращено к жизни в модели Ultra Stratocaster).

Последним этапом стратегии, разработанной в 1981 году, было создание "офшорного" производства для противостояния клонам и копиям гитар Fender, производимым в Японии (или где-нибудь еще). Для восстановления позиций в начальной ценовой категории требовались бюджетные гитары, но обстановка в США не способствовала такому проекту. В декабре 1981 года Fender вступили в переговоры с японскими компаниями KANDA SHOKAI Corp. и YAMANO MI'S Co. с целью создания FENDER JAPAN Co. Ltd. Американо-японское совместное предприятие было основано в марте 1982 года, и в Японии, на фабрике FUJI GEN началось производство гитар под маркой Fender.

Эти "японские" инструменты предназначались прежде всего для местного рынка, но также экспортировались в Европе, где несколько запутали продавцов и покупателей. Поэтому для инструментов, продававшихся за пределами Японии, в конце 1982, был возвращен к жизни бренд Squier, который принадлежал FENDER MUSICAL INSTRUMENTS с 1965 года (сперва он назывался "Squire"). В тот период японские модели должны были удерживать долю рынка Fender за рубежом, и не предназначались для продаж в США. Однако, рост курса доллара заставил американский менеджмент осознать, что для конкуренции на внутреннем рынке требуется агрессивная ценовая политика. Как позже вспоминает Dan Smith: "Наконец, в 1983 году мы почувствовали, что должны привозить эти гитары в США, чтобы конкурировать с теми, кто вторгся на нашу долю рынка. Мы перепробовали все что можно, чтобы производить в США гитары ценой менее $500, и это было просто невозможным!". В конце 1983 года Squier Telecaster стал продаваться в США с каталожной ценой $369 (без кейса, в то время, как его американский собрат стоил $589).

Эта офшорная стратегия - безусловный объект для критики, со стороны тех, кто полагает, что настоящий Fender может быть только американским. Но, если отвлечься от эмоций, то эти японские инструменты помогли Fender удержаться на плаву, после того, как CBS начали устраняться. Несмотря на множественные усовершенствования, происшедшие с 1981 года Fender так и не смогли продемонстрировать хорошую прибыль. Объявив в 1984 году подразделение Musical Instruments одной из причин своих неважных финансовых показателей CBS, сообщили в июле Bill Schultz, что Fender выставляется на продажу.

Среди потенциальных покупателей были такие серьезные игроки как KAMAN Corp. или I.M.C., но CBS отдали приоритет выкупа менджементу компании в главе с Bill Schultz. После многих недель слухов и пересудов в первый день зимней выставки NAMM 1985 года, был опубликован пресс-релиз о том, что пописан протокол о намерениях с группой инвесторов, представляемой Bill Schultz, и работа над окончательным соглашением находится в завершающей стадии. Контракт на продажу был подписан 8 февраля 1985 года, и сделка была завершена 12 марта того же года. Продлившись два десятилетия, "эпоха CBS" отошла в прошлое!

1985-2005 НАЗАД, К КОРНЯМ

Большая фабрика в Фуллертоне не входила в сделку в CBS, потому что стоимость зданий, земли, оборудования, а также масштабы этой собственности превосходили и потребности и возможности новых владельцев Fender. При этом, в начале 1985 года Bill Schultz в опровержение слухов и кривотолков заявлял, что производство Fender будет продолжено, как в США, так и за рубежом. Поэтому оставался открытым вопрос, где именно в США и что именно будет производиться? Когда CBS приступили к продаже Fender в 1984 году, персонал был резко сокращен с 700 до 200 человек, а позже и до "разумного количества" в 100 человек, когда фабрика в Фуллертоне фактически закрылась в начала 1985 года. Временное прекращение производства сопровождалось к резким снижением цен на складские запасы американских гитар (например, $699 за Gold Elite вместо $1059), а также массированным заполнением каталога японскими гитарами. В июне штаб-квартира обретших независимость FENDER MUSICAL INSTRUMENTS Corp. была перебазирована в близлежащий городок Бри. В течение лета после рассмотрения различных вариантов в Южной Калифорнии, подходящее место для производства было найдено в городе Корона. В конце октября 1985 года, Fender были снова готовы производить американские гитары, хотя и в более ограниченных количествах.

В 1985 году доллар достиг небывалых высот относительно других валют, и это означало в первую очередь то, что американские гитары были не очень конкурентоспособны на экспортном рынке. Поэтому было решено сократить местное производство, и делать упор преимущественно на офшорные модели. Первыми гитарами, выпущенными в Корона были самые популярные Vintage Reissue, а именно '57 и '62 Stratocaster. Но при всего 10 работниках в цехе, производилоь от силы пять гитар в день, не сравнить с 200, производимыми до ухода CBS. Несмотря на очевидный упор на Stratocaster, в январе 1986 года с прайс-листе снова появился VINTAGE TELECASTER. Он поначалу производился в малом количестве, отчасти из-за ограниченного объема производства, отчасти из-за того, что у Fender были затруднения с отбором легкого ясеня.

Следующим американским Telecaster в каталоге стал AMERICAN STANDARD, официально представленный на зимней NAMM 1988 года. Разработанная старшим инженером George Blanda, модель была придумана еще до Stratocaster той же серии, но ее выпуск был отложен до конца 1987 года из-за ограничений производства. Благодаря более благоприятным курсам валют (т.е. падению доллара), Fender обнаружили, что ситуация располагает к расширению производства американских гитар. Поэтому говорящее за себя название серии должно было отличать ее от японских гитар, также продвигаемых компанией.

По сравнению с вариантом 1983-85 годов, новый Standard имел несколько отличий, такие как 9.5" радиус накладки, 22 лада, переделанный бридж с прессованными стальными седлами, контур TBX. Гитара также имела ольховый корпус и гриф с матовым лаком. Как и у предыущей модели, бриджевый датчик не имел медной пластины в основании, давая более "серединистый" звук, чем у реплики '52 года.

Быстро наращивая производство, чтобы угнаться за спросом на свои американские модели, Fender постоянно набирали новых сотрудников (нередко, бывших работников CBS) и арендовали дополнительные площади в промышленном комплексе Corona. В начале 1987 года производство перевалило через 100 гитар в день и, по всему, должно было расти с такой же головокружительной скоростью. Идя на встречу многочисленным просьбам музыкантов, Fender также создали в начале 1987 года подразделение CUSTOM DESIGN GUITAR & MANUFACTURING, которое возглавили Michael Stevens, известный мастер из Остина, Техас, и John Page, бывший старшим инженером департамента разработок Fender. Новое подразделение поселилось в Corona, рядом с фабрикой. Изначальной задачей Custom Shop было изготовление эксклюзивных гитар Fender, а также изготовление нестандартных комплектющих для серийных моделей. Новый бизнес сразу же стал успешным, и его рамки вскоре расширились до производства ограниченных серий специальных моделей и изготовления инструментов на заказ. Соответветственно, по мере роста объема работ к Mike и John постепенно присоединились такие мастера, как like Jay Black, Fred Stuart, Larry Brooks и Yasuhiko Iwanade и некоторые другие.

Если говорить о Telecaster, то первым проектом этого плана в Custom Shop была модель 40TH ANNIVERSARY TELECASTER, представленная в июне 1988 года. Поводом для выпуска модели стал тот факт, что Telecaster фактически появился на свет 1948, еще под именем Broadcaster. Это была памятная модель с уникальными характеристиками. В целом основанная на серии American Standard, модель 40th Anniversary имела окантованный ясеневый корпус с симметричным кленовым верхом, грифом из узорчатого клена с абалоновыми маркерами, с накладкой на корпус из пластика под черное дерево и позолоченной фурнитурой. Впрочем, из-за проблем с технологией позолоты, седла бриджа остались непокрытой нержавеющей сталью, что придало всей сборке вид часов Rolex.

Модель 40th Anniversary выпускалась только в трех видах окраски - двухцветном санберсте оттенка Antique, натуральном и прозрачном красном - каждый из которых демонстрировал роскошный кленовый верх. Это была действительно ограниченная серия и в период с лета 1988 до начала 1990 с максимальной тщательностью было изготовлено всего 300 экземпляров. Каждый имел соответствующий серийный номер от 1 до 300 и специальный сертификат.


читать далее :    1  |  2  |  3  |  4  |  5 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.