ИМЕННЫЕ МОДЕЛИ

Модели с именем известных артистов - неважно, участвовали они непосредственно в разработке или нет - не были чем-то новым во второй половине 80-х. Многие производители давно выпускали такие гитары. За удивительным исключением Fender.

Первой подписной гитарой Fender стал Eric Clapton Stratocaster, но он не был их первой попыткой сделать гитару "с именем". На самом деле, первой именной моделью Fender могла бы стать гитара James Burton. Этот вопрос обсуждался с James еще в середине 1981 года, когда его пригласили на фабрику в Фуллертоне по поводу выпуска реплики '52 Telecaster!

Концепцией именных моделей Fender было создание гитар, идентичных тем, на которых действительно играли артисты. Как объясняет Dan Smith: "Нашей целью было, чтобы вся серия Signature представляла собой такие же точно гитары, как и те, на которых играют музыканты. Мы не собирались делать для продажи что-то, совсем не похожее на то, на чем действительно играет артист". С практической стороны эта концепция породила два типа именных гитар: либо точные копии инструментов, на которых артисты давно играли, либо новые, усовершенствованные модели, разработанные в соответствии с их запросами.

Когда James Burton продолжил переговоры с Fender, он пошел вторым путем, поскольку хотел получить Telecaster с расширенным спектром звучания. К тому моменту James понадобился третий звукосниматель в средней позиции, чтобы получить варианты звучания близкие к Stratocaster. С точки зрения электроники, он заинтересовался в радикально новых датичков Fender серии Lace, которые впервые появились на Strat Plus в 1987 году. Сперва существовала только модель Gold, в духе 50-х годов, но вскоре пояивлись другие модели (Silver, Blue, Red), которые были придуманы, чтобы расширить количество вариантов звучания. После некторого времени проб и ошибок James Burton в итоге выбрал три разных модели Lace, поскольку в каждой он обнаружил, нравящийся ему характерный звук. Потом в модели появился 5-позиционный переключатель со специальной распайкой, обеспечивающий нужные комбинации датчиков.

С точки зрения конструкции, гитара имела корпус из легкого ясения кленовый гриф овального профиля с матовым лаком и радиусом накладки 9.5". James пожелал сохранить гриф в старом стиле с 21 ладами и традиционным анекром вместо стандартного, в то время, грифа 22 ладами и системой Bi-flex. Было принято несколько вариантов окраски, но с 1969 фирменным инструментом James была в первую очередь Paisley Red Telecaster. Поэтому в качестве дополнительного варианта была разработана современная технология окраски в Paisley. В отличие от бумажной наклейки, использованной в 60-х, новый вариант Paisley наносился шелкографией и был более стойким.

James находился в постоянном контакте с отделом разработки Fender (конкретно с George Blanda), делая последние штрихи своей именной модели. Первые прототипы были готовы еще в конце 1988 года, но JAMES BURTON TELECASTER был официально представлен только в январе 1990 года на зимней выставке NAMM. Гитара имела четыре варианта отделки:

~ черный цвет с узором Gold Paisley

~ цвет Pearl White, без рисунков, с позолоченной фурнитурой

~ цвет Frost Red, без рисунков, с черной фурнитурой

~ и, наконец, вариант Candy Red Paisley, в котором прозрачный красный лак наносился на гитару с шелкографированным рисунком Gold Paisley

Наконец, через восемь лет после начала переговоров James Burton подписал 22 ноября 1989 года контракт с Fender, и дал свое имя первой подписной модели Telecaster!

Тем временем, в серии Signature было инициированно еще три проекта с заслуженными исполнителеями на Telecaster. Первый - ALBERT COLLINS TELECASTER, который был точной репликой модел 1966 Custom, исключительно на которой играл (настроив в открытый строй Dm6) легендарный блюзмен Albert Collins. Мастер Custom Shop Larry Brooks сделал прототип, тщательно, до мельчайших подробностей, извучив оригинал, принадлежащий Albert.

Представленная в июне 1990 года, модель Collins имеет корпус из ясеня натурального цвета с белой окантовкой, кленовый гриф с отдельной накладкой и золотой "переходный" логотип Fender. Спецификации и размеры грифа (ширина и толщина), а также фурнитура, тщательно скопированы с оригинала. Гитара отличается хамбакером в стиле PAF в нековой позиции, бриджем с 6 седлами в стиле 70-х, и блестящим наклееным покрытием (т.н. "мексиканский хром") на съемной крышке бриджа. В отличие от модели Burton Signature эта гитара не пошла в серию, а изготавливалась только под заказ по весьма немалой цене $2400!

Следующим проектом серии Signature стала гитара JERRY DONAHUE. Jerry, как и Burton, предпочел разработать новую модель со специальной распайкой. Гитара имела цельный кленовый гриф с легким уклоном в V-образный профиль, и окантованный ясеневый корпус с кленовыми крышками по обе стороны. Гитара была окрашена в двухцветный санберст и снабжена черной накладкой и позолоченной фурнитурой. Помимо хитрой схемы распайки электроника модели отличалась тем, что в нековую позицию был установлен датчик Stratocaster, слегка смещенный ближе к бриджу. Из-за слегка затянувшихся экспериментов с электроникой модель Jerry Donahue была официально представлена несколько позже, чем начатый третьим по очереди проект - DANNY GATTON TELECASTER.

Вышедшая почти одновременно с моделью Albert Collins в середине 1990 года, эта модель точно также была репликой реального инструмента, модифицированного '53 Telecaster использовавшегося многогранным виртуозом на протяжении многих лет.

Модель Danny Gatton Signature была укомплектована специальными рельсовыми мини-хамбакерами, сделанными Joe Barden, которые устанавливалсь в штатные гнезда. Целью хмабакеров было не увеличить уровень сигнала, а обеспечить более "хай-файный" вариант звучания Fender 50-х. Помимо точного снятия характеристики и размеров оригинала мастер Custom Shop Michael Stevens позаботился о том, чтобы скопировать все эргономические нюансы гитары, такие как цирконовые маркеры сбоку грифа (чтобы видеть и чувствовать гриф в полумраке), скошенные седла из нержавеющей стали, пропилы в станине бриджа и изогнутый рычажок переключателя.

Тыльная сторона грифа не была окрашена, чтобы не влиять на скорость игры, а корпус был окрашен в легкий оттенок Blond - наполовину Butterscotch, наполовину Mary Kaye.

По сравнению со своим оригинальным '53 Telecaster, единственным изменением, о котором попросил Danny, был гриф с 22 ладами, чтобы несколько расширить диапазон гитары. Как и модель Collins, Gatton Telecaster производился только по заказу и имел соответствущую цену. При этом стоит отметить, что Michael Stevens и FENDER несмоненно проделали хорошую работу, потому что, получив свою новую именную гитару, Danny взял и обменял свой старый инструмент на 1934 Ford Sedan! Правда, с тех пор, он успел опять видоизменить свою гитару, перекрасив ее в насыщенный золотой цвет, подчеркнутый изящным белым узором.

Может показаться, что в серии Signature был несправедливо забыт, стоявший у истоков Telecaster Jimmy Bryant. Fender исправили это упущение, и в настоящее время в Custom Shop выпускает именную модель Bryant. Эта гитара в целом повторяет классический Telecaster цвета Blonde. На ней даже установлены точные реплики звукоснимателей, стоявших на "Nocaster". Правда, схема коммутации датчиков используется современная. Эксклюзивность внешнему виду придает кожаная тисненая накладка на корпусе, повторяющая графику с обложки диска Jimmy Bryant. Говоря о признании заслуг, нельзя не упомянуть еще одну именную модель - Esquire, посвященный Seymour Duncan, человеку внесшему неоценимый вклад в развитие гитарного звучания. Гитара повторяет принадлежащий лично Seymour Duncan санберстовый Esquire 1954 года и так же выпускается Custom Shop. К точным репликам, из выпускаемых сегодня именных Telecaster относится модель Muddy Waters, повторяющая красный Telecaster легенды блюза, который был собран из корпуса 50-х годов и грифа с палисандровой накладкой 60-х годов.

Нельзя обойти вниманием одну модель, как нельзя лучше демонстрирующую, что любовь к Telecaster переходит из поколения в поколение, из стиля в стиль. Свою собственную модель Telecaster пожелал иметь John 5, гитарист шокирующего и экстравагантного Marylin Manson. По просьбе музыканта голова грифу имеет необычную удлиненную форму с симметричным расположением колков. Стильность инструмента подчеркивается также двойной окантовкой и серебристой накладкой на черном корпусе. Специально для этой гитары был разработан нековый датчик Twisted Tele. Модель выпускается в двух вариантах. Первый имеет фиксированный бридж и полноразмерный хамбакер, установленный в традционную "пепельницу". Это весьма необычно, поскольку у всех остальных выпускаемых Fender Telecaster с хамбакерами в бриджевой позиции используется бридж Stratocaster. Эта модель выпускается как в Custom Shop, так и в серии Artist. Второй вариант, выпускаемый только в Custom Shop, имеет тремоло Bigsby и установленный наклонно мини-хамбакер Seymour Duncan Hot Rails.

СОВРЕМЕННЫЕ TELECASTER

Успех Strat Plus, представленного в 1987 году, заставил Fender задуматься о создании ему в пару Telecaster, то есть Telecaster с датчиками Lace. Однако, как отмечал Dan Smith: "Tele Plus был сделан в ответ на моду на звукосниматели Lace, но мы хотели выйти за границы круга любителей Telecaster!". Разработка под руководством George Blanda началась в конце 1988 года, но новый вариант не был представлен до июня 1990 года. За этот период в поисках интересных вариантов звучания было перепробовано множество комбинаций различных моделей датчиков Lace. Исследование совпало по времени с выпуском Burton Telecaster и Ultra Strat, что в итоге помогло придти к окончательному варианту спецификаций.

TELE PLUS имел Lace серии Blue в нековой позиции и сдвоенную пару Red в бриджевой. В отличие от первых прототипов, серийные гитары имели между ручками громкости и тембра мини-переключатель, который позволял разделять бриджевую пару (т.е. делая подключенные последовательно звукосниматели независимыми), обеспечивая дополнительные комбинации. Модель выпускалась в двух вариантах: Plus Standard и Plus Deluxe, у которой было стратоподобное тремоло, роликовый порожек Wilkinson и замковые колки Schaller. Общим в обоих вариантах был комбинированный корпус из ольхи и ясеня и два варианта грифа с 22 ладами - цельный кленовый или с палисандровой накладкой.

Как уже неоднократно подчеркивалось в предыдущих главах, с начала 50-х между Fender и их вечным соперником Gibson шла непрестанная борьба за завание ведущего американского бренда на рынке электрогитар. В течение десятилетий Fender пробовали реализовывать различные характеристики, чтобы привлечь поклонников Gibson, но сохраняли крепление грифа на болтах. Единственное, что они долго не пытались попробовать - сделать гитару с вклеенным, как у Gibson грифом, просто потому, что методы производства и квалификация персонала не позволяли сделать этого. Открытие Custom Shop для которого было нанято много опытных мастеров, дало Fender технические возможности делать любые типы гитар. Но по-прежнему оставался открытым вопрос, как производить в существенных количествах модель со вклеенным грифом, без капитального переоснащения фабрики и переобучения персонала?

Весной 1990 года John Page, только что назначенный одновременно главой департамента разработки и Custom Shop, и Steve Boulanger инженер Custom Shop, разработали новый метод стыка грифа и корпуса, чтобы преодолеть это препятствие. С этого момента Fender были в состоянии сделать гитару с вклеенным грифом, не прибегая к классическому стыку "голубиный хвост" и необходимости точно выставлять угол наклона грифа. Новый метод - заявка на патент была подана - немедленно был применен в новом семействе Telecaster. При участии Jay Black к летней выставке NAMM 1990 года было быстро сделано два прототипа на пробу дилерам. В считанные недели количество заказов достигло критической отметки и 26 июля 1990 года в прайс-листе Fender официально появился SET NECK TELECASTER.

Sel Neck можно описать как коктейль из классических дизайнов электрогитар Fender и Gibson. Корпус из махагона украшен симметричным разворотом из узорчатого клена, с контрастирующей белой окантовкой, но чтобы сделать гитару легче, чем Les Paul, и улучшить резонанс, в корпусе высверлено 11 1.5" отверстий. Гриф сделан из махагона, усилен для жесткости кленовой вставкой, а голова грифа для пущей стильности окрашена. У грифа с 22 ладами плоская накладка с 12" радиусом, сделанная из черного дерева или бразильского палисандра. Летом 1990 года было выпущено три различных варианта Set Neck Telecaster1990:

~ базовая модель с двумя хамбакерами DiMarzio, палисандровой накладкой, без тремоло

~ промежуточная модель, с накладкой из черного дерева, стратовским тремоло и роликовым порожком Wilkinson

~ топовая модель с тремя звукоснимателями (два хамбакера и сингл), накладкой из черного дерева и тремоло Floyd Rose Pro.

После многих неудачных попыток в прошлом, Set Neck Telecaster, которые изготавливались в Custom Shop были первым успешным компромиссом между идеологиями Fender и Gibson. Менее чем за пять лет, обновленная компания Fender, полностью восстановила линейку Telecaster, и открыла новую страницу в истории самой долгоживущей электрогитары с цельным корпусом. В настоящее время в сериях Classic (Мексика), American Vintage и Custom Shop Time Machine выпускаются все ключевые модели Telecaster, упомянутые в этой книге. Самой популярной репликой, в любом варианте, конечно же, является '52 Telecaster. Несмотря на неважную репутацию 70-х, реплики гитар этой эпохи - оба варианта Thinline, '72 Deluxe и '72 custom имеют свой устойчивый круг поклонников.

В том, что касается стандартного современного Telecaster, то после экспериментов конца 80-х/начала 90-х модель пришла к сбалансированному сочетанию современных и классических характеристик. Обводы ольхового корпуса, "пепельница", классическая пара звукоснимателей - бриджевый с медной пластиной в основании и нековый "футляр для помады" все это остается фирменной маркой Telecaster. При этом гриф имеет комфортный C-образный профиль, а бридж - шесть седел. Для тех, кто хочет большей исторической достоверности, но желал бы не сталкиваться с недостатками ранних этапов разработки, выпускается модель Ash Telecaster, с ясеневым корпусом, цельным кленовым грифом U-образного профиля, репликами старых датчиков, и конечно же внешним видом очень похожим на '52 Telecaster. При этом гитара имеет современный анкер и бридж с 6 седлами. В стандартной американской серии продолжают выпускаться и Telecaster с одним или двумя хамбакерами, но уже не PAF-подобными как в моделях 70-х.

Флагманом среди выпускаемых серийно Telecaster являются гитары из модельного ряда American Deluxe. Эта серия - итог естественного развития серии Plus. Инструменты American Deluxe это максимально возможная в условиях серийного производства реализация идеологии Custom Shop и в том, что касается качества и в том, что касается новаторских решений.

Сегодня в серии American Deluxe имеется три модели Telecaster, каждая из которых несет свою идею и свой подход к звучанию и эргономике. Основную модель American Deluxe Telecaster от стандартной отличает помимо более дорогой древесины и "делюксовой" отделки в первую очередь наличие эргономичного выреза с тыльной стороны корпуса и звукосниматели Samarium Cobalt Noisless, созданные, вернувшимся (заказ Fender очень помог) к активной деятельности Bill Lawrence. Вторая модель, American Deluxe Ash Telecaster, является сплавом vintage идеологии с комфортом и современностью. В двух словах, это'52 Telecaster с фурнитурой и электроникой American Deluxe. Третья модель - с двумя хамбакерами выпускается в двух вариантах с названиями QMT и FMT, отражающими тип кленового верха. Это самый "делюксовый" из всех American Deluxe Telecaster - с полной эргономикой корпуса и замковыми колками, и самый "нетелекастерный", поскольку накладка их черного дерева, кленовый верх и хамбакеры придают явно выраженный гибсоновский оттенок звучания.

Несмотря на довольно существенные внешние и внутренние различия, все три модели объединяет одна общая деталь - система коммутации S1, которая с 2004 года является стандартной характеристикой серии. Кнопка, вмонтированная в ручку громкости (патентованное изобретение Fender), вдвое увеличивает количество вариантов коммутации звукоснимателей, расширяя звуковой спектр гитары. От серии American Deluxe ее унаследовала и модель American Telecaster HH. Это отражает один важный современный принцип Fender: наработки Custom Shop со временем переходят в American Deluxe, а характеристики этой серии постепенно внедряются в стандартные модели.

Завершая рассказ о современных Telecaster нельзя обойти вниманием серию Highway 1. Ход экономических процессов в США в 90-х и начале нового тысячелетия привел к тому, что постепенно цены на Fender, производимые в Америке стали все дальше и дальше отрываться от цен на гитары, производимые на мексиканской фабрике Fender. Между сериями Standard и Classic, производимыми в Энсенаде и серией American, производимой в Корона открылась ниша, уязвимая для конкурентов. Поэтому отделом разработки Fender была создана "дополнительная" американская серия гитар и басов Highway 1, специально для этой ценовой категории. С непростой задачей, создать американский Fender с ценой, не превышающей $1000, удалось справиться за счет экономии на некритичных компонентах и упрощения покраски при помощи применения специальных лаков. Плюс Highway 1 приходит в мягком чехле, а не в жестком кофре.

В целом, серия Highway 1 - это нечто среднее между сериями Standard и American. В них сочетаются, например "американская" электроника и "мексиканский" пластик. Кроме того, в отличие от American, Telecaster серии Highway 1 имеют только 21 лад, а также (что отличает их и от Standard) бриджи с 3 седлами. В серию Highway 1 входят два Telecaster: ольховая модель "стандартного" образца, выпускаемая с двумя типами грифа и Texas Telecaster, которые делается только из ясеня и с цельным кленовым грифом. Правда, в отличие от других современных Telecaster, ориентированных на 1952 год, эта модель имеет звукосниматели, не "классическим", а с "техасским" звучанием, то есть с более мощным выходом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Более полувека спустя после того, как Esquire впервые был официально представлен на летней выставке NAMM 1950 года, Telecaster по-прежнему востребован во всем мире. В каталоге Fender можно видеть огромное количество моделей Telecaster: реплики всех эпох, стандартная серия, "сезонные" модели, American Deluxe, подписные гитары и радикальные эксперименты, такие как выпускаемая Custom Shop модель Flathead c датчиками EMG. И это является лучшим свидетельством того, что самая старая электрогитара Fender играет важнейшую роль в гитарном мире. Telecaster, быть может, никогда не был настолько имиджевой гитарой, как Stratocaster, но он проявил удивительную способность переживать любые поветрия моды. Его долголетие и популярность уже в новом тысячелетии, наряду с другими эпохальными достижениями, является живым свидетельством гениальности Leo Fender.


читать далее :    1  |  2  |  3  |  4  |  5 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.