Marshall JCM 2000 TSL 60

JCM 2000 TSL - это самая продвинутая на сегодняшний день (из массово выпускаемых) серия усилителей Marshall. В нее на данный момент входят 60- и 120-ваттные головы и комбо, в которых Marshall постарались вложить максимум универсальности, сохранив при этом характерный маршалловский звук и более чем конкурентоспособные для компании с мировым именем цены.

TSL расшифровывается, как Triple Solo Lead, что означает, что усилители этой серии - трехканальные. То есть, в них три канала с независимой регулировкой гейна и громкости, что очень удобно при выстраивании звукового баланса при игре живьем.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются 60Вт модели. Усилители подобного уровня мощности – "рабочие лошадки" рока, уверенно "пробивающие" на больших площадках, и в то же время, не слишком буйные по меркам студий. Поэтому, пристальному рассмотрению подвергнем именно 60Вт семейство TSL. В него входят головы TSL 60 и комбо двух форматов: 1х12 (TSL 601) и 2х12 (TSL 602).

Поскольку с точки зрения собственно усилителя все три продукта идентичны (разница только в том, что, в силу компоновки, органы управления на передней панели комбо расположены "вверх ногами" по сравнению с головой), будем говорить преимущественно про TSL. Итак, это 60-ваттный полностью ламповый усилитель с 4 лампами ECC83 (12AX7) в секции предусиления и 2 лампами EL34 (производства Svetlana).

Допускаетcя подключение до двух кабинетов с сопротивлением 16 (не более одного в комплекте) и 8 ом. Сопротивление выходов переключается. В комбо используются динамики Celestion Wolverine, разработанные по специальному заказу Marshall, но параллельно с ними или вместо них можно подключить внешний кабинет, следуя тому же правилу.

Имеется общий мастер-выход DI с эмуляцией кабинета и параллельная петля эффектов с регулировкой микса и переключением уровня сигнала (адаптация под педали или рэковые процессоры). DI (разъем XLR) допускает подключение как к микрофонным балансным, так и линейным балансным и небалансным входам XLR и Jack, но правильных схем распайки в руководстве, к сожалению нет (как и еще некоторой полезной информации). За это стоит попенять производителю, но это не беда, поскольку в руководстве на TSL 100, которое в формате PDF можно скачать сайта Mashall, все это есть. Эмуляция получается достаточно качественной, а поскольку положение мастер-громкости не влияет на уровень этого сигнала, можно записываться в полной тишине.

Три канала переключаются кнопками на передней панели, а также ножным переключателем. Пятикнопочный переключатель подсоединяется через разъем типа DIN и позволяет также включать/выключать петлю эффектов и ревербератор.

Встроенный пружинный ревербератор имеет независимые настройки глубины для чистого и перегруженного звука. Реверберация, наверное покажется серферам недостаточно глубокой, но учитывая, какую музыку обычно играют на Marshall, ее вполне достаточно.

Мастер-секция (то есть секция общих для абсолютно всех каналов настроек) включает в себя регулировку громкости, presence, микса петли эффектов (0 - означает практически чистый сигнал, 10 - полностью обработанный) и кнопку Deep. Deep добавляет резонанса на низах, позволяя добиться весьма глубокого звука, и (на перегрузе) рыка. Наиболее актуальна кнопка Deep в случае комбо (особенно 1х12), поскольку позволяет максимально, насколько это вообще возможно, приблизить его звучание к стеку 4х12”. В случае же стека, кнопка позволяет выбирать между традиционным или более модерновым стандартом звучания.

Что касается звука, то главное отличие серии 2000 от предыдущих поколений Marshall – это чистый канал.

Традиционно усилители Marshall считались усилителями исключительно для перегруза. Чистый звук в них появился достаточно поздно, потому что иногда нельзя обойтись без него на концерте, и обладатели Marshall с ним, скажем так, мирились, не более того. Но в сериях 2000 (включая AVT, DSL и TSL) Marshall удалось существенно улучшить чистый звук.

В TSL 60 канал чистого звука имеет регулировку гейна и собственный трехполосный эквалайзер, который схематически расположен до гейна, что является "фендеровским" стилем. В результате положение ручек эквалайзера влияет не только на окраску тембра, но и на уровень гейна и его структуру.

Чистый звук у TSL 60 при небольшом гейне имеет хорошую ясность, и при этом сочность и полноту. Увеличивая гейн, мы плавно переходим в область того, что называется breakup - границы между чистым и подгруженным звуком. При этом яркость звука уменьшается. Эта особенность указана в руководстве, и там рекомендуется компенсировать это настройками эквалайзера.

Если прибавить громкости (своей индивидуальной ручки у чистого канала нет, надо орудовать в мастер-секции) и заставить секцию усиления прокачаться как следует, то брейк-ап вплотную придвигается к области кранча и блюзовые соло становятся особенно сочными.

Говоря о чистом звуке, стоит отметить, что его качество очень сильно зависит от того, какой используется кабинет. Самые распространенные "черные" кабинеты 1960, рассчитаны в первую очередь на хэви-металлическое звучание. Но если подключить "пестрый" кабинет 1960Х c динамиками Celestion "Greenback", то чистый канал проявляет свой характер, который можно охарактеризовать как нечто среднее между "твидовым" и "плекси" звуком на 100%.

Секция перегруза включает в себя два канала - Crunch и Lead. Имея, независимые настройки громкости и гейна они делят один на двоих трехполосный эквалайзер, который схематически стоит уже после гейна.

Поскольку при всех различиях звук на обоих каналах характерно маршалловский, достигнуть компромисса настройке не является какой-то проблемой. Также на работу обоих каналов влияет кнопка Tone Shift, которая существенно подрезает середину. Причем, если при отключенной кнопке убрать середину на эквалайзере, а при включенной - ее выдвинуть, это будет по тембру не одно и тоже, хотя в целом доля середины окажется примерно одинаковой.

Канал Crunch начинает с достаточно четкого драйва, примерно с того же момента, где своего предела достигает полная перегрузка на чистом канале, только жестче и насыщеннее. Плавно продвигаясь по гейну мы проходим весь спектр типичного маршалловского кранча. Как характерно для Marshall, за счет громкости можно продвинуться дальше, причем скорее всего вам захочется даже немного убрать гейн.

Канал Lead реально добавляет не очень много гейна. Максимум канала Crunch примерно составляет две трети от гейна канала Lead. Правда, степень гейна и насыщения на Lead выше даже в самом начале хода соответствующей ручки.

На Lead можно вполне играть и жесткий ритм. При большой громкости это очень хорошо получается при крайне небольшом (на треть, не больше) гейне. В целом можно сказать, что теперь у Marshall есть тот звук, который в моделях предыдущих серий получали при помощи "подогрева". Кроме того, можно получать достаточно насыщенный перегруз не выкручивая громкость до упора, и это особенно актуально при съеме сигнала в линию.

Если говорить о характере звука на перегрузе в целом, то точнее чем "маршалловский" звук не скажешь. При всех нововведениях, TSL 60 все же не звучит, как hi-gain'овые головы типа Soldano или 5150, или как стенобитный Mesa/Boogie. Просто Marshall придумали, как вписать свой фирменный звук в современные каноны студийного и концертного микса. Если захочется звук "примоднить", можно воспользоваться педалями, но все же это усилитель для тех, кому нужен звук Marshall.

У 60-ваттных TSL60 есть, как уже говорилось, старшие 120Вт братья - голова TSL 100 (да, почему-то именно 100) и комбо 2х12” TSL 122. Помимо того, что у них на две лампы (в секции мощности) и на 60 ватт больше (что позволяет прокачивать динамики сильнее, и иметь больший запас "чистой" мощности), есть еще ряд функциональных отличий, которые могут быть принципиальны при выборе старшей или младшей модели.

У TSL 100 нет мастер-громкости, зато есть своя независимая ручка громкости на чистом канале. Не очень удобно, так как, чтобы просто снизить общую громкость, придется крутить все три ручки сразу. Это, правда, не лишает нас возможности "тихо" подключаться через DI, так как TSL 100 имеет кнопку Output Mute, отключающую преамп от секции мощности (она не снимает необходимость в подключении нагрузки).

Чистый канал имеет кнопку Mid Boost, что позволяет добиться большего на нем драйва.
Чистый канал имеет свою независимую кнопку Deep.
Читый канал имеет свою независимую петлю эффектов и регулировку микса.
Каналы Lead и Crunсh имеют независимые трехполосные эквалайзеры.
Имеется кнопка VPR (Virtual Power Reduction), которая позволяет достичь насыщения ламп мощности при небольшой громкости.
Имеется отдельный выход для кабинетов с импедансом в 16 Ом, и два переключаемых выхода 4/8 Ом. (Подключение трех кабинетов не допускается.)

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.