Эндорзмент на оборудование – это практически неотъемлемая привилегия всех музыкантов "главного калибра" в мире. Сегодня даже "подписные" модели становятся весьма распространенным товаром на витрине. И именно поэтому история появления на свет усилителя Joe Satriani Peavey JSX™ настолько нетипична.

  PEAVEY JSX JOE SATRIANI

задача воплощения / наше "расследование"

  Потребовалось два десятилетия, множество альбомов и туров, чтобы гитарный гуру Joe Satriani задумался о необходимости "личной" модели гитарного усилителя. Но зато, когда решение созрело, законодатель гитарного саунда, гитарный герой и наставник таких звезд как Kirk Hammett и Steve Vai точно знал, куда обратиться.

Как выясняется, он всегда подумывал насчет Peavey. Перечитывая старые планы записи своих альбомов, Joe понял, насколько активно он использовал такие усилители Peavey, как Classic®, 6505® и многие другие все эти годы, начиная с Surfing With the Alien до Engines Of Creation и последней работы Is There Love in Space.

Решая задачу воплощения любимых звуков Joe в одном усилителе, Peavey прошли непростой путь, приведший к созданию именной модели JSX. Joe Satriani делится подробностями "гонки за идеальным усилителем", в которой ему пришлось участвовать, чтобы получить свой трехканальный, заслуживший награды усилитель Peavey JSX.

Когда Joe Satriani обратился к менеджеру по усилителям Peavey Instrument, Bill Xavier, со своими идеями насчет нового усилителя, тот незамедлительно привел его к James Brown. Нет, не к крестному отцц соул, а главному инженеру по усилителям Peavey, который разработал JSX в то время, пока Satriani был в туре G3 вместе со Steve Vai и Yngwie Malmsteen. Satriani тестировал прототипы прямо "в бою" и сообщал о своих наблюдениях Brown, который продолжал дорабатывать звучание усителя путем подстроек и модификаций схемы.

JSX имеет прочную конструкцию и внешний вид "гастрольного бойца". Расположенные на массивной передней панели переключатели имеют увеличенные тумблеры, а хромированные ручки из литой меди усиливают общую солидность. Благодаря имиджу "крутого парня" JSX стильно смотрится на любой площадке, а его прочная отделка способна пережить все передряги гастрольной жизни.

Satriani неравнодушен к хрому, поэтому Peavey отлили цинковую хромированную рамку из двух частей, обрамляющую овальный логотип JSX. Между обеими составляющими образуется S-образное отверстие для дополнительной вентиляции, спрятанных за перфорированной решеткой ламп.

На находящихся внутри трех печатных платах собрано большинство компонентов. Каждый потенциометр надежно крепится к корпусу, а гнезда ламп мощности также привинчены к корпусу. Монтажные платы соединяются при помощи четырех коротких шлейфов и нескольких аккуратно стянутых экранированных кабелей и проводов. Техники оценят просторную, удобную для обслуживания компоновку. Для более агрессивного звука на JSX устанавливаются лампы EL34, но он без проблем допускает установку 6L6. Небольшой ползунковый переключатель рядом с лампами мощности, меняет ток смещения в соответствии с типом ламп.

Даже будучи прокачанным мощными хамбакерами, канал Clean остается абсолютно чистым. Педали дисторшн звучат динамично, читаемо и сфокусировано, а чистый звук сочится сочной серединой и обертонами. Располагая буквально неограниченным динамическим диапазоном, канал Clean способен выдержать самое жестокое истязание струн, но при этом звучит живо и красочно в традиционном пальцевом звукоизвлечении и виртуозном тач-стайле.

Канал Crunch – это логическое продолжения канала Clean, с большим гейном, но артикулированным звучанием и хорошей динамикой на. При исполнении быстрых пассажей каждая нота прорезает с четким разделением в общем потоке. Переключатель Fat особенно эффективен в случае гитары с синглами, поскольку усиливает напор по низам и рык, не внося лишнего гула или каши. Кроме того, вообще удивительно насколько хорошо JSX удается работать как с деликатными синглами так и с мощными хамбакерами. Любая гитара, подключенная к усилителю звучит плотно, сфокусированно и детально.

Канал Ultra отвечает за область хай-гейна, отличаясь в первую очередь способностью обеспечивать большое количество раскаленного сустейна, сохраняя при этом читаемость, перкуссивность и динамику атаки. Это мощное реактивное сопло, выстреливающее каждой нотой в публику, и в этом заключается разница между усилителями которые звучат как закомпрессированная каша, и усилителями, которые могут эффективно доносить музыку до зрителей. Чтобы вас действительно услышали, каждая нота должна, каждый нюанс вашего звука, должны покинуть сцену и дойти до ушей слушателей. И в этом заключается сущность JSX, предназначенного для общения со зрителями, а не для того, чтобы гитарист отрывался наедине с собой, накрытый волной неразборчивого рева.

Стильный дизайн, широкий спектр артикулированного звучания и доступная цена – сочетание, которое делает Peavey JSX труднодостижимым для конкурентов. При том, что сегодня не наблюдается недостатка в трехканальных хай-гейновых усилителях, JSX выделяется на общем фоне благодаря своей непоколебимой читаемости и характеру. Сотрудничество Satriani и Brown безусловно принесло невероятно успешный плод.

Главный инженер по усилителям Peavey Instrument, James Brown, имеет послужной список, в который входит создание предусилителя Rockmaster и усилителей Classic 50, Triumph, VTM, Ultra, 5150 (совместно с Eddie Van Halen, ныне модель называется 6505) и Triple XXX. В процессе разработки JSX Brown тесно сотрудничал с Joe Satriani. Он рассказывает, как родился усилитель

JAMES BROWN О PEAVEY JSX

"Работать с Joe было очень просто, потому что он весьма отчетливо представлял, что он хочет", - говорит Brown, - "Ему нравились каналы Clean и Crunch усилителей Triple XXX, поэтому мы решили взять эту модель в качестве основы для разработки JSX.

Мы достаточно много времени потратили на доработку канала Clean. Я сместил центральную частоту регулировки среднего диапазона, модифицировал яркость канала, а для регулировки высоких частот использовал логарифмический потенциометр - который меняет тембр более равномерно, чем линейные – чтобы она работала в духе классических усилителей. Поскольку в JSX три канала, я мог полностью оптимизировать канал Clean для чистого, открытого звука. В JSX на канал Clean можно подавать очень сильный сигнал, а он не будет перегужаться, и это очень полезно при работе с педалями.

Joe считает, что канал Crunch в Triple XXX имеет очень хороший хай-гейн, поэтому он стал основой для канала Ultra в JSX. Чтобы улучшить читаемость, я уменьшил количество низа в предусилителе. Его можно восстановить, переключателем Fat, но это реализовано несколько другим путем, чтобы была более тугая атака, и я так же уменьшил чувствительность, потому что на вкус Joe канал звучал излишне скомпрессированно. Мы экспериментировали с различным количеством гейна и средними частотами, чтобы получить мощный, но артикулированный и тугой хай-гейн.

Что касается звука, канала Crunch, то Joe всегда очень нравился средний гейн канала перегруза на Classic 50, поэтому я модифицировал этот канал так, чтобы он был похож Classic 50. Это подразумевало существенное уменьшение гейна, и мне пришлось подрегулировать активный эквалайзер канала Crunch так, чтобы он больше совпадал с ограниченным диапазоном пассивного эквалайзера Classic 50.

Что клево в JSX, так это то, что если выставить все ручки на всех каналах на 5 – то есть точно вверх по середине – и выкрутить до упора низы на обоих каналах перегруза, то вы получаете звук, очень похожий на звук Joe."


Начнем с начала. Что привело Вас к партнерству с Peavey?

Я долгое время избегал проектов моего именного усилителя, но не мог не заметить, что более двух десятилетий использовал усилители Peavey чаще, чем любые остальные. Они были частью арсенала, который включал в себя также аппарат 60-х и 70-х годов. Я пытался объединить все комбинации звука, которые использовал на записях, в своем гастрольном комплекте, но оказался в ситуации, в которой мой концертный аппарат полностью отличался от студийного. В условиях студии я легко использовал 15 различных усилителей и кабинетов. Разумеется, невозможно сделать то же самое в туре.

Я стал задумываться над своим оборудованием, и почему я не могу приблизиться к звукам, которые я получал в студии. Я начал вести переговоры с несколькими компаниями, которые обращались ко мне в прошлом, и как ни странно, именно с Peavey я не разговаривал. А как выяснилось, люди с Peavey пытались выйти на меня, а я об этом даже не подозревал. Я получал сообщения на автоответчике с просьбами перезвонить на Peavey, и думал: "Я же ничего не заказывал, зачем они звонят", - или - "Я итак уже все купил", - потому что все свое оборудование Peavey я купил, как и все, в магазинах.

Потом я стал понимать, что некоторые компании хотят, чтобы я поставил свое имя на усилитель, который они уже сделали, или они не хотят прислушиваться к тому, что я хочу, и воплотить это оперативно. Я знал, что если найду компанию, в которой работают люди, думающие, так же как и я, то тогда, возможно мы найдем общий язык, в отношении того, каким должен быть усилитель. Мои требования не были какими-то необычными. Я искал то, что хочет большинство музыкантов - отличный звук, широкий спектр гейна, возможность иметь несколько каналов с максимально возможным количеством настроек.

Поэтому я разыскал номер Peavey и позвонил! (смеется) Мне, наверное, следовало попросить об этом своего менеджера, но это был один из дней, когда я сидел, играл и вдруг подумал: "Слушай, ты должен позвонить в компанию, и если тебе ответят, то это будет критерий их отношения к тебе. Если они услышат меня и ответят, это сразу все скажет".

Достаточно занятно, что до появления JSX Вы не были приверженцем определенного усилителя.

По большому счету, вся моя карьера достаточно странная. Я играл группе, стараясь, как и все, добиться успеха с песнями. А в итоге совершенно случайным образом стал инструменталистом. И когда я приходил на запись, то понимал что для того, чтобы эти инструментальные работы не надоедали, надо разнообразить звук при помощи усилителей и расстановки микрофонов. И всякий раз, как я заканчивал запись, я смотрел на список всего, что мы использовали, и думал: "Вытащить все это на сцену невозможно". И даже, если я так поступал, то все равно звук был не таким же, потому что очень многое зависит от расстановки микрофонов. Я считал, что если я подпишусь под рекламу усилителей, меня это только ограничит, потому что я не видел достаточно универсальных для меня усилителей.

Моя роль, как гитариста в проекте Joe Satriani – играть на гитаре, и я стараюсь аранжировать материал как рок-альбом, со множеством разных гитарных звуков от песни к песне. Мне не хочется иметь один-единственный "фирменный" звук в каждой вещи. Я почерпнул это у Hendrix. Он не зацикливался на одном звуке, говоря: "Вот это и есть звук Hendrix". На каждой песне он предлагал что-то новое, и даже подход к сведению был разный на каждой песне, поэтому у него было много разных вариантов гитарного звучания. В целом это стиль узнаваем, как саунд Hendrix, но на самом деле, на тех нескольких альбомах, что он выпустил, записаны сотни различных гитарных звуков. Peavey выпустили множество разнообразных усилителей: транзисторных, TransTube®, ламповых и от полностью модерновых до усилителей с vintage звучанием.

И, пролистывая свой блокнот со списком всех усилителей, которые я использовал на всех своих блокнотах, я обнаружил, что 6505 и Classic 50 попадаются чаще всего. И что любопытно, в самых разнообразных ситуациях. Каждый усилитель использовался не только, скажем, для соло, но для мелодий, ритмов, гармоники, слайд-гитары, открытого строя, семиструнок – поэтому меня осенило: "Это же очевидно, почему я раньше этого не замечал?".

В общем, в результате всех этих размышлений, я вступил в очень продуктивный диалог с Peavey, и вскоре у меня оказались усилители, необычайно близкие к тому, что я искал, выбрав в качестве отправной точки 6505, Classic 50 и Triple XXX ®.



Модель Triple XXX была разработана по просьбе George Lynch на основе усилителя Peavey Ultra. Гитарист попросил Peavey изготовить для него "тюнингованные" Ultra в соответствии со своими рекомендациями. Проект задумывался исключительно как одноразовый custom shop, но результат получился на столько удачным, что Peavey решили дать жизнь новой серии усилителей.

Вы ранее упомянули, насколько важным для всего усилителя является диапазон гейна. Вы бы охарактеризовали JSX, как сплав нескольких усилителей или это по отдельности усилитель в духе Classic 50 на одном канале, и, скажем, Triple XXX на другом, и так далее?

Приступая к разработке усилителя, надо с чего-то начинать. Поэтому, с позиций музыканта, я сказал Peavey, что мне нужен трехканальный усилитель, и для начала требуется чистый канал, который остается чистым и не перегружается. Он, конечно, должен был быть живым, потому что некоторые усилители звучать слишком холодновато. Мы постарались сделать красиво звучащий чистый канал, с гибкой настройкой, но устойчивый к перегрузке, чтобы можно было использовать и педали. Чтобы педали звучали натурально, нужен в первую очередь полностью чистый канал. Это дает наилучшую артикуляцию, минимум шума и приятный певучий звук. С этого мы начали, и Peavey определенно попали в точку.

Следующим нашим шагом был канал кранча, который мы назвали "янтарным" каналом. Я действительно хотел, чтобы здесь был звук Classic 50 и в итоге вырулил совсем немного гейна, чтобы было больше атаки. Я хотел добиться правильного количества гейна с хорошей динамикой и артикуляцией, но без потери компрессии.

Это хороший канал для соло и мелодических партий, а также действительно пробивной кранч для ритма, с широким спектром настроек и структуры гейна.

Я часто использовал этот средний канал на концертах именно по этой причине. Играя с такими музыкантами, как Steve Vai и Yngwie Malmsteen в туре G3, я использовал этот канал для ритма и соло. Я получил этот красивый круглый звук на нековом датчике, а бриджевый датчик всегда прорезал. Песня "Starry Night" на Live in Denver была сыграна целиком на этом канале, и он звучит как старый усилитель Classic.



Усилитель 6505 достаточно универсален, чтобы порадовать не только любителей американского хард-рока в духе Van Halen, но и приверженцев европейского экстремального металла. Сегодня это один из самых популярных хай-гейновых усилителей во всем мире.

Что Вы хотели получить от канала Ultra?

Мы постарались занять пространство между оригинальным Classic 50, у которого немало гейна, Triple XXX, в котором мировые запасы гейна, и 6505, у которого гейна сколько угодно, но не так, как это сделано в Triple XXX. Я взял его за отправную точку для этого канала, но при этом хотел чтобы была жесткость. Когда ты играешь на толстых струнах и у тебя много гейна, нередко получается что звук немного ватный. Поэтому я хотел, чтобы на этом канале сочетался басовый "кач" и отчетливое "дж-дж", даже если он настроен для соло.

Здесь мне потребовалось понять, откуда берется гейн, откуда берется атака, и как их сбалансировать, чтобы получить, то, что хочется. Мы много над этим работали. На DVD записаны концерты в конце тура, на которых я играю на ряде прототипов JSX, и последний прототип фантастически отличается от остальных. Я помню, как играл на нем на коцнертах в Beacon Theater, в Нью-Йорке, с Yngwie и Vai. К нам присоединились Neal Schon и John Petrucci, так что на сцене было множество гитарных звуков. Он действительно здорово звучал, в реальной рабочей обстановке вместе со всеми другими гитаристами, у которых были отличные усилители. Было интересно слышать, как изменился характер моих соло. Меня просто распирало от того, что неслось из этих кабинетов Peavey!

И как хорошо JSX "прорезал " в джеме с подобными музыкантами?

У усилителя свой голос и характер, который всегда прорезает, с богатыми обертонами и читаемостью. Настраивая каскады гейна, мы стремились, чтобы натуральные обертона оставались нетронутыми. Мы сделали эквализацию широкой и открытой с обеих границ спектра.

Кстати, расскажите про тембр-блок и другие особенности схемы.

Мы вынесли все на переднюю панель: все настройки тембра, ручки resonance и presence, переключатели Fat, дающие дополнительные низы. Для меня было очень важно, чтобы никакие настройки не уехали на заднюю панель, потому что меня просто бесит, когда для того, чтобы что-то подкрутить, приходится ходить вокруг усилителя или вслепую шарить сзади. Я всегда думал: "Почему бы не вынести все на переднюю панель?". Так мы и поступили. Peavey также сделали для меня то, о чем я всегда мечтал: регулируемый гейт. С регулировкой на передней панели! Это фантастическое новшество в полностью универсальном, хай-гейновом 120Вт усилителе. Предположим, что мы играем риффы на хай-гейне, и у нас множество пауз. Не хотелось бы, чтобы все эти лампы орали, в тихие моменты. Можно настроить гейт так, что он захлопывается очень жестко. Можно очень резко рубить аккордами, сделать паузу, и ничего не услышать. Никакого фона. Это не шаговая настройка, это полностью плавный ход ручки. Можно полностью открыть, оставив весь присущий хай-гейновому усилителю шум нетронутым, или настроить его так, как нам нравится. Я думаю, это великолепное новшество, и, главное, нет необходимости шарить по задней панели и гадать, что ты там нащупал!

На мой взгляд, JSX заполняет пространство между классическим и модерновым усилителем. Модерновые усилители в целом предлагают больше дисторшн, чем имеет смысл, и больше низов, чем разумно. На этом усилителе можно вырулить классический звук, и при помощи переключателя Fat добавить низа, получив более современный вариант своего любимого классического усилителя. Это потрясающе!

На сцене Вы часто пользуетесь этими переключателями, или они остаются в одном положении все время?

На концерте они всегда включены, для максимального напора! В студии, я постоянно с ними экспериментирую от партии к партии. Они реально помогают изменять объем гитарного звука, так чтобы он наиболее оптимально сочетался с другими партиями или аранжировкой в целом.

Какие кабинеты Вы используете?

В данный момент я использую два кабинета Peavey, один с 30Вт динамиками Triple XXX, а другой- с 75Вт. Я так делал в турах, потому что 30Вт дают очень классическое звучание, но не очень агрессивное, а другой вариант очень агрессивный. Звукоинженер с пульта подбирал баланс звука в пользу одного из этих кабинетов в зависимости от того, какой звук, по его мнению, больше подходил для конкретной площадки. Когда мы записывали концерты, мы снимали их в стерео, и они, кажется, хорошо дополняли друг друга. Кабинет Triple XXX очень хорош.

А хотите ли Вы, чтобы у усилителя JSX были собственные, специально подобранные кабинеты?

Да, мы анонсируем их на летней выставке NAMM 2005 года. Эти кабинеты мечта инженера и гитариста! На них есть выход с эмуляцией, позволяющий снимать с них линейный сигнал со звуком подзвученного JSX и посылать его на рекордер или на пульт. Вы можете получить в концертных условиях мощный, выделенный гитарный звук без посторонних протечек в микрофон.

В этих кабинетах те же специально разработанные динамики, как в новых комбо JSX 212?

Совершенно верно, у динамиков JSX самый большой и самый сбалансированный звук, со звонкими верхами и большим, тугим низом. Они кричат и стонут, но не разваливаются на части. Мы настроили средний диапазон так, чтобы была четкая артикуляция, полезная как для получения хрустального чистого звука, а также мощного и жесткого хай-гейна.



JSX 2x12 достаточно мощный и громкий, чтобы работать на большой сцене, но в то же время может быть укрощен в условиях домашней студии. В этом он продолжает, изначально заложенную в серию JSX концепцию максимальной универсальности и удобства.

Какова была цель разработки комбо JSX 212. Чтобы сделать JSX более удобным для тех, кто репетирует у себя в гараже?

Много причин, и эта действительно одна из них. Мы разработали JSX 212 не только для удобства, но также из соображений звука и универсальности. Одной из важных функций, которую мы реализовали в комбо, является переключатель, позволяющий уменьшить мощность вдвое. Так что, когда необходимо, можно прокачать лампы на небольшой мощности, а на концерте раскочегаривать усилитель уже на полные 120Вт.

Мы также добавили аналоговый ревербератор с мастер регулировкой и линейный выход с настройкой уровня. А в остальном все характеристики такие же. Звук JSX в формате 2x12 рвется наружу, и взаимодействие между гитаристом и комбо, носит очень интересный характер, который не получается, когда играешь через стек. Когда усилитель и динамики составляют единое целое, это другое ощущение.

Какие варианты звука, дает Вам открытый кабинет комбо 212 по сравнению с традиционным стеком?

Множество самых мощных, самых наглых звуков в истории рока было, на самом деле, получено от комбо с открытой задней стенкой. Поместив усилитель так, чтобы звук отражался от стены, поставив дополнительный микрофон с обратной стороны, вы получаете множество интересных возможностей для эксперимента. Открытая задняя стенка имеет несомненным плюсом то, что свободному ходу динамика ничего не препятствует.

Комбо 212 можно подключить к другому комбо 212 в стерео – это придумано на основе моего опыта работы с прототипами JSX в туре G3. Я экспериментировал с подключением кабинетов в стерео, и это можно слышать на DVD. Я захотел, чтобы у комбо была та же возможность.

Вы сказали, что Ваши усилители JSX звучат одинаково, где бы Вы ни играли. Как Вы думаете, почему?

Я думаю, потому что Peavey делают JSX надежными как танки! Каких-то вариаций звучания внутри серии, я просто не замечаю. Поэтому я могу полностью полагаться на то, что усилитель выполнит свою работу, где бы я не играл – в Японии или Нью-Йорке.

Целью создания JSX было собрать Ваши любимые звуки – а в список входят очень уважаемые в гитарном мире усилители – в одном усилителе, со сделанными по Вашему желанию доработками. А сам усилитель подталкивает ли Ваше творчество или импровизацию в новых направлениях?

Да! Ощущение от JSX такое потрясающее и комфортное, что всякий располагает играть все больше и больше. Работая над саундтреком к игре EA NASCAR, я просто сидел напротив моего JSX и мочил рифф за риффом. Это было так весело и легко, просто включился и начал рубить - идеи сами приходят в голову.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.