Александр Ситковецкий
Я ПРОСТО ВЫБИРАЮ ТО, ЧТО МНЕ ПОДХОДИТ
беседу вел: Сергей Тынку

Тынку : Сегодня Ваша основная гитара Gibson Les Paul. Почему так сложилось?

Ситковецкий : Les Paul не всегда был моей основной гитарой. Стоит упомянуть, что с 1976 по 1979 в "Високосном Лете" я играл на Fender Stratocaster. Это была "санберстового" цвета гитара 1972 года выпуска. Гриф имел палисандровую накладку.

С 1979 по 1983 год в "Автографе" я тоже играл на Stratocaster, но уже 1976-го года. Его корпус был "натурального" цвета, а гриф был с накладкой из клена. На этой гитаре, в сочетании с примочками Electro-Harmonics Big Muff и Echo Flanger, были сделаны все первые известные записи "Автографа" - это "Пристегните Ремни", "Ирландия", "Ольстер" и "Блюз Каприз". Таким образом, Fender Strat был моим боевым инструментом в течение 8-ми лет.

В 1983 году в Вильнюсе я обменял ударную установку ASBA Вити Михалина на Gibson Les Paul Custom (цвет Red Wine) выпуска 1976 года. Гитара была в прорезиненном кофре Gibson Protecter. Я привез ее в Москву, включил на репетиции в усилитель Orange и... There was no looking back since...

Как говорится, "все случайное – закономерно". Les Paul моментально "лег" по звуковой картинке в палитру группы, прекрасно сочетаясь с массивными клавишными педалями и аналоговыми "Moog-овскими" соло. Плюс надежность строя, простота конструкции, легкость управлениями тембрами, а также, что немаловажно было в то время - быстрота с которой можно было поменять лопнувшую струну.

Тынку : Скажите, а присутствует ли в Вашем выборе Gibson элемент "любви к бренду" и легендарной истории Gibson, или Ваш выбор целиком и полностью основан на функциональных характеристиках Les Paul?

Ситковецкий : Любви к любым брендам, будь то в еде, одежде или гитарах никогда не было и не будет. Выбор всегда основан на соответствии предложенных качеств моим запросам. В случае с Gibson... см. выше.

Тынку : Вот ныне почти каждая гитарная фирма делает близкие к Les Paul гитары. Например, Guild Bluesbird, Ibanez Artist, Paul Reed Smith и т.д. Вы пробовали гитары "леспольного" типа "негибсоновского" происхождения?

Ситковецкий : Да, у меня был Ibanez Artist. Очень качественный инструмент, но, как и большинство японцев – "безпородный", слишком правильный, слишком старательно сделанный. Не хватает какой-то индивидуальности. На PRS я играл пару раз, уважаю: дорого, изыскано, гладко - совсем не мое.

Тынку : В своем официальном райдере Вы упоминаете о двух Gibson Les Paul - это модели Custom (вып. в 2001) и 1994 Classic (вып. в 1994). По меркам Gibson - это обычные рядовые модели. У Вас не было мыслей пополнить свой арсенал чем-нибудь из разряда старых Vintage Gibson либо Custom Shop?

Ситковецкий : Я просто выбираю то, что МНЕ подходит, а не то, что положено выбирать, достигнув определенного статуса. Выбор инструмента профессиональным музыкантом - не демонстрация своего комплекса неполноценности, как в случае с покупкой Ferrari человеком, который "плохо ездит и боится зверя, но ведь положено иметь", а поиск партнера по сцене и по жизни, осознанное единение с произведением искусства, даже артизанского, позволяющее раскрыть свой исполнительский талант. Будет ли это самоделка очередного непризнанного Гварнери или заинкрустированный так, что дерева уже не видно Custom Shop экземпляр – не имеет значения.

К старым, антикварным вещам, включая гитары, отношусь настороженно. Нет никакого желания общаться с энергетикой, полями бывших владельцев. Своего хватает :-) Уважаю "винтажные" инструменты, но предпочитаю, чтобы мои гитары старели вместе со мной.

Тынку : Делали ли Вы какой-либо тюнинг на своих Les Paul? Возможно меняли датчики, варианты распайки или колки?

Ситковецкий : Все свои инструменты доводил у Валеры Свистунова. Это касалось, в первую очередь, пропайки серебром и тщательного экранирования. На 2001-м отрезал потенциометры тембра - при сохранении крышек-мыльниц это позволило раскрыть тембр по частотам.

На 1994-м поменял датчики на Seymour Duncan (SH4 - Bridge и SH6 – Neck). Получилось рассыпчато и очень много гармоник, особенно в верхней части спектра. Оба инструмента теперь имеют вполне самостоятельный голос, сохраняя при этом базовый тембр Les Paul.

Тынку : Усилители Mesa серии Rectifier традиционно считаются оборудованием для агрессивных модерновых жанров. Тем не менее, для тура, в котором Вы исполняли музыку иного плана, Вы выбрали именно Rectifier. Чем эти усилители так привлекают Вас?

 

Ситковецкий : Глубиной и богатством тона, прежде всего, а не марсианским разнообразием возможностей. Я использую всего 3 основных тона на концерте и мне, прежде всего, важно качество исходного тембра, а не обилие надстроек. Кстати, альбом "Empty Arena" был весь записан на трех гитарах: Gibson Les Paul Classic, Charvel Soloist 6 и Charvel KX88. Они подключались напрямую в Boogie Mark IV + Satellite, практически без перемены положения ручек. Провод, правда, был ну очень дорогой :-)

В туре, в начале, мне было по большому счету все равно, какие стоят головы и кабинеты, так как весь звук в стерео формировался у меня в рэке, где звукообразующим элементом является радикально модифицированный Mesa Boogie Recto Preamp, и далее через гейты и процессор уходил сразу на оконечные каскады стеков. Вернее, я думал, что все равно... два концерта отработал на 900-х Marshall-ах, потом еще два концерта - на 2000-ных. Второй комплект был в два раза громче, но для моей компоновки подходили хуже, нет регулировки уровня возврата. Звук был надежный, но обычный.

А в Москве, спасибо A&T Trade, привезли со склада два двойных стека Mesa Boogie Triple Rectifier. Техники все подготовили, пришел на сцену, подали гитару, для начала выбрал чистый звук и взял аккорд... Сбежались все - швед Brolan (FOH sound engineer), наш мониторщик Андрей Антонов, музыканты, техники... "Что это было?!!" Такой чистоты, глубины, богатства тона я не помню. Теплый, обволакивающий, но прошибающий стены тембр, подходящий практически под любую художественную задачу, и потом - мощность! В Олимпийском у меня было 2000 ватт в моей мониторной линии, около 8 киловатт из правых сайдфиллов и хорошие 400 ватт чистейшего лампового Mesa Boogie овердрайва сзади. Сказка.

Тынку : Какие усилители Вы предпочитали до того, как перешли на Mesa?

Ситковецкий : Не надо издеваться над больными людьми :-) В советское время предпочтений не было. Были счастливые случайности (как мой первый Les Paul Custom) и возможности – например, мой отец, который регулярно выезжал за границу в составе оркестра Кирилла Кондрашина.

Он привозил мне все - от только вышедшего альбома Led Zeppelin "III" до первого Fender Stratocaster 1972 вместе с усилителем Fender Twin Reverb 1970, который в 1979-м я обменял у Саши Изюмова на роскошный, новенький и очень оранжевый Orange (британский усилитель с 4х12 колонкой). Этому "Апельсину" суждено было со мной проехать за 10 лет весь мир, участвовать в Life Aid и остаться в сердце навсегда. Видел его на Музыке-Москве, по-моему в 1996-м, совсем уже не оранжевого, а грустно-коричневого, уставшего цвета на стенде фирмы Y&L something...

Тынку : Известно, что Вы также используете предусилители Rectifier Pre-Amp и Tri-Axis. Не могли бы рассказать об этом подробнее?

Ситковецкий : Tri-Axis недолго использовал в сессионной работе в Лос-Анжелесе. Про использование Rectifier Pre-Amp я уже сказал ранее. Добавлю что мой Recto Pre-Amp был полностью модифицирован Кириллом Остаповым. Думаю, что инженеры Mesa Boogie были бы шокированы разницей в звуке между серийным и доведенным прибором. Наша страна богата "Кулибиными" (без иронии).


Тынку : Вы записывали что-либо напрямую с предусилителей Mesa, минуя традиционную цепочку (преамп-оконечник-кабинет-микрофон)?

Нет, из принципа. Boogie здесь не причем, просто считаю такой способ записи электрогитары неестественным.

Тынку : Вы уже сложившийся серьезный музыкант. Продолжаете ли Вы пробовать новое оборудование и "искать свой" гитарный звук? Или считаете, что уже нашли требуемое звучание и работаете только над созданием новой музыки?

Ситковецкий : Очень хороший вопрос. Все зависит от задачи. Несмотря на то, что являюсь больше консерватором, чем первопроходцем, считаю, что заковывать себя в рамки "найденного" звука не стоит. Для меня самое главное в звуке – комфорт, позволяющий творить, будь то живая работа или студия. Пока что мне комфортабельно с найденным звуком в большинстве случаев.

Тынку : Наряду с музыкой, Вы серьезно занимаетесь бизнесом. В этой связи вопрос: сколько времени Вы уделяете игре на гитаре? Продолжаете ли Вы работать над техникой и другими профессиональными навыками?

Для гитариста, впрочем как и для скрипача, правая рука – это все. Требует, зараза, упорства и терпения. Знаю, что банально, а куда деваться? Once a musician – always a musician. Да, считаю необходимым технике уделять время, пусть не много, но главное - регулярно!

В силу насыщенности бизнес-, творческой- и личной жизни времени на гаммы и арпеджио практически не остается. Тем не менее, любой серьезный проект, такой как последний тур "Автографа", требует 100%-ного возврата в форму. Стараюсь находить время для тренировки пальцев и повторения сложных пассажей. Во всех местах моего обитания в мире находятся (в смысле имеются) инструменты и тренировочные примочки с наушниками и метрономом. Один из критериев формы – несходящие подушечки на пальцах левой руки.

Тынку : У Вас вышло два сольных альбома инструментальной музыки: "Zello" (1991) и "Empty Arena" (1999). Есть ли в планах двигаться дальше в этом направлении?

Ситковецкий : Да, планы есть, но, как и всегда, не рассчитанно-коммерческие, а свободно-творческие. Потянет, почувствую необходимость - сяду работать. Должны накопиться и определенное количество нравящегося материала и, что самое важное - потребность в изложении оного на пленку.

Тынку : Играете ли Вы музыку, сочиненную другими гитаристами? Есть ли у Вас любимые риффы, ходы или может быть соло из репертуара кого-то известного или нет, которые время от времени наигрываете, или Вы играете, все таки, только свое?

Ситковецкий : Нет, не играю и не наигрываю. И это не вопрос пафоса или принципа, просто - не чувствую потребности.

Тынку : Слушаете ли Вы современных гитаристов и рок-исполнителей? Есть ли что-то, цепляющее Вас из того, что делается в наше время и считается "актуальным". Например, альбомы последних пары-тройк лет от Jeff Beck, Steve Vai, White Stripes, Korn. Вы слушали их или они прошли стороной?

Ситковецкий : На Steve Vai только что (май 2005) ходил в Лос-Анжелесе, в машине - свежий диск Kenny Wayne Shepherd "The Place You’re In" и нарезка Олега Изотова, спасибо Игорю Сандлеру и его честным музыкантским усилиям. Талантливый мальчишка (Изотов :-), но как научить слушать себя и слышать себя?! Стараюсь следить за гитарной музыкой, особенно молодых, например Jonny Lang, но признаюсь, времени на такое слежение остается все меньше.

Тынку : У многих гитаристов есть какие-то свои "профессиональные" мечты. Например, Joe Satriani мечтает о совместном туре и альбоме с Jeff Beck. А вот Slash уже много лет "откладывает на потом" запись трибьют-альбома Led Zeppelin. Многие отечественные гитаристы, работающие в группах, вынашивают идеи сольных альбомов самых невероятных жанров. Есть ли у Вас какие-то такие "гитарные" мечты?

Ситковецкий : Придется Вас разочаровать. И повторить вышесказанное о настолько загруженном существовании, что остались бы силы и время на свое-пресвое... Пусть редко, но по-честному, но свое и - в кайф.

Тынку : Откуда, Вы черпаете вдохновение? Многие музыканты и вообще творческие люди отмечают, что им постоянно нужен какой-то энергетический заряд и своего рода "допинг". Кто-то находит его в общении с любимыми людьми, для кого-то наоборот важно одиночество, есть люди, заряжающиеся от пребывания "на природе" (на море, в горах и т.д.), многие используют алкоголь и другие "стимуляторы", есть люди, которым в творчестве помогает религия. Есть ли у Вас какой-то свой путь в состояние вдохновения?

Ситковецкий : Всегда, даже в 80-х в "Автографе", я являлся странным симбиозом действующего музыканта и организатора-бизнесмена. Чтобы получить результат, будь то творчество или бизнес, мне всегда была нужна концентрация и минимум отвлекающих факторов. Одиночество подходит, но только в совокупности с другими составляющими. Стимуляторов точно не надо – отвлекает, концентрация уходит. Похоже, со временем мало что изменилось. Отсутствие стресса, общий положительный тонус и невмешательство извне в творческий процесс – залог продуктивной работы для меня.

Тынку : Есть ли у Вас навыки игры на каких-то еще музыкальных инструментах помимо гитары? Как Вы считаете, нужно ли гитаристу хоть как-то уметь играть на клавишных (ударных, басу), если он собирается записывать сольные альбомы и сочинять музыку? Или это совсем необязательно и лучше сосредоточится именно на гитаре?

Ситковецкий : Уверен, что любая возможность обогатить палитру средств, используемых для творчества – будь то иные музыкальные инструменты, лады или другие средства выражения – может быть использована во благо, если есть "показания". Необходимость этого должна здесь диктоваться лишь потребностью изнутри, но никак не внешним давлением или модой. Однако, основной инструмент – это профессия, поэтому компромиссов здесь быть не может: сначала гитара и основы, потом – все вокруг.

Что касается меня, то, происходя из классической скрипичной династии, я отдал положенную долю усилий скрипке. Вопреки общепринятому мнению, большинство самых известных песен "Автографа" мною были сочинены на ... рояле. Включая соло Л. Макаревича в "Ремнях" и "Ольстере". Конечно, "Блюз Каприс" и другие блестящие клавишные партии "Автографа" принадлежат Леониду, но синтезаторные соло в "Ремнях", "Ольстере", "SOS" и некоторых других песнях – мои.

Тынку : Вы уже много лет живете за рубежом и в то же время не теряете связей с отечественным шоу-бизнесом. То есть имеете возможность сравнить процессы, происходящие у нас с тем, что делается на Западе. На Ваш взгляд, за последние 10-15 лет наш шоу-бизнес, наша рок-музыка и в целом музыканты стали ближе к западным стандартам? Есть ли какое-то развитие и есть ли шансы, что в ближайшее время мы будем участвовать в мировом рок-процессе? Или наш вклад в мировую музыку в ближайшие годы по-прежнему останется в рамках академической музыки?

Ситковецкий : Еще один интересный, правильный вопрос. Никакого отношения к расстоянию до "их" стандартов наши успехи/неуспехи не имеют. Вопрос этот относится к категориям:
а) таланта,
б) соответствия культуре "страны пребывания", а именно Англо-Саксонии
в) желания артиста сделать так, чтобы "поняли".

На самом деле, это предмет для, как минимум, книги. Gorky Park, BG, Avtograf - мы все можем объединить свои впечатления от попыток прорыва на Запад. Поэтому вопрос о шансах участвовать в мировом рок-процессе – риторический. По-моему убеждению, это вопрос не столько национальной культуры, сколько таланта, умения и везения. Академики наши берут мир талантом и непробиваемым профессионализмом, основанным на уникальности русской классической школы с мощнейшими корнями. Рокерам корни не нужны, но без уникальности про успех на Западе - забыть. Обратите внимание на то, сколько раз я употребил в тексте слова "талант" и "профессионализм".

Тынку : И, все таки, есть ли над чем работать, чтобы как-то пробиться на Запад? Ведь, не секрет, что почти для всех отечественных гитаристов (как работающих в командах, так и занимающихся сольным творчеством) - работать в рамках западного шоу-бизнеса - это мечта.

Ситковецкий : Повторю, на мой взгляд, важнее всего не упорство "пробиться на Запад", а осознание собственного таланта, уникальности, вера в себя и в плоды своего творчества. Если все ингредиенты на месте – есть хорошие шансы.

Запад, как впрочем, и Восток, не терпит серости, вторичности, похожести на других. "Тату", в конце концов, в заведениях не обучались :-) Снимать лучшие пассажи Вая поможет пальцам обрести уверенность и найти свежие идеи. Но выделиться, произвести впечатление, запомниться – это без Вая, Сатча и пр. Это – сам. Это или есть или этого нет. Докажи, что есть.

Тынку : Вы сложившийся профессиональный музыкант. Что порекомендовали бы молодым начинающим любителям гитары, желающим стать профессионалами? Есть ли какой-то путь для обучения и развития, который на Ваш взгляд был бы наиболее эффективным?

Ситковецкий : Профессиональный рокер – нонсенс. Если есть жар в яйцах, что-то все время внизу нудит, не отпускает – может быть, это будущее. Гитара ли, микрофон или табуретка вместо барабанов – кто знает. Здесь не может быть ни советов, ни рекомендаций, лишь банальное – слушай себя, попробуй понять, насколько важно для тебя все, что происходит, и где ты себя видишь лет так через 5-10. Если ни в каком другом качестве себя даже представить не можешь и готов все время и силы отдать инструменту – с тобой все ясно. А "наиболее эффективный путь" найдется сам собой.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.