Владимир Холстинин "Герой асфальта"

Интро к песне "Герой асфальта" демонстрирует сразу несколько характерных для хэви-метал композиционных приемов и является очень показательной с точки зрения эффективного их использования.

Начинается песня с повторенной дважды Фигуры 1. В целом фигура основывается на классическом галопе, который сами музыканты с юмором называют "умеренный атагадан". Для правильного звучания следует акцентировать аккорды.

В гармонии риффа мы можем проследить несколько излюбленных в хэви-метал вывертов. Во-первых, это чередование в обыгрывемом в первом и третьем тактах фигуре аккорде Си квинты и малой сексты, создающее ощущение "нерва". Во-вторых, это использование во 2 и 4 тактах атональностей. Аккорды Си-бемоль (2 такт) и До (4 такт) не принадлежат тональности риффа (Си-минор), и к тому же находятся всего в полутоне (в разные стороны) от обыгрываемого в риффе аккорда первой ступени. Полутоновые интервалы сами по себе весьма диссонансы (уступая в этом только тритону), а наличие в риффе сразу трех, расположенных по полутонам аккордов, дает достаточно выраженный хроматизм.

При этом стоит отметить, что полутоновые отклонения от первой ступени достаточно неустойчивы и стремятся вернуться "назад", поэтому явного ухода из основной тональности не наблюдается, а завершающий фигуру аккорд пятой ступени Фа-диез, подготавливает возврат к "точке опоры". В последнем такте также имеет место синкопирование. Все тот же аккорд Фа-диез играется на слабую долю (раз-и, два-И). Начинающим следует обратить на это внимание и правильно выдерживать длительности аккорда.

Далее рифф переходит в четырехтактовую Фигуру 2, которая повторяется дважды. В ней используется еще один характерный для тяжелой музыки прием - обыгрывание мелодии под педальной нотой. В данном случае мелодия ложится на начало "сильную половину" каждой доли, что усиливает ее акцентирование. Эта часть фигуры играется с глушением струн правой рукой, но глушение на нотах мелодии уместно делать несколько более слабым, чем у педальной ноты. С мелодической и гармонической точки зрения эта фигура идейно близка к Фигуре 1. Если мы взглянем, какие интервалы образуют ноты мелодии с педальной нотой Си, то мы снова увидим квинту и увеличенную квинту.

Кроме того мы встретим и откровенно диссонансный тритоновый интервал, а взгляд "с расстояния" обнаруживает хроматический ряд из 4 нот. Кроме того, снова появляется атональный аккорд Си-бемоль, точнее дважды атональный, поскольку в нем самом понижена квинта (снова тритон). А стык второго и третьего тактов демонстрирует хроматическое движение - Ля, Си-бемоль и снова Си. Кстати, обращаем ваше внимание на то, что Фигуры 1 и 2 играются именно на 6 и 5 струне. В принципе, их можно было бы играть, сменив позицию и на 5-4 струнах (в каком-то отношении было бы проще, быть может), но это принципиальный момент. Толще струны - мощнее звук.

Затем интро вступает в кульминационную стадию (Фигура 3). Рифф плавно переходит в параллельную тональность (Фа-диез фригийский). Первые два такта обе гитары играют в унисон. Обратите внимание, на то, что мелодическая линия и в первом и во втором такте осталась неизменной. Однако смена аккорда (педальной) ноты радикально меняет восприятие мелодии. Сохранение остинатной мелодии при смене гармонии достаточно распространенный композиционный прием, который может реализовываться различными способами, в том числе и таким.

Следующие четыре такта риффа гармонизированы. Мелодические ноты в партиях гитар образуют друг с другом интервалы - в данном случае малую (минорную) терцию. (Педальные ноты, разумеется, одинаковые.) Использование интервалов придает риффу дополнительную окраску и делает звучание риффа более объемным с музыкальной точки зрения.

В настоящее время (не в последнюю очередь благодаря творчеству Megadeth образца 90-х) такой прием достаточно широко распространен в тяжелой музыке, но в 1987 году это был достаточно нетривиальный ход. Основной с точки зрения гармонизации является партия Владимира Холстинина (на табулатуре вверху) а гармонию в верхнем голосе к ней доставляет партия второй гитары. Владимир, которому за годы существования группы уже не раз приходилось разбирать классический материал группы со своими напарниками, расписал для нас и ее.

Для адекватного оригиналу звучания этих партий, следует добавлять на нотах мелодии легкий флажолетный привкус в атаке.

Заканчивается Фигура 3 аккордом G5. С одной стороны этот аккорд естественным путем продолжает заданное в первых тактах фигуры "испанское настроение" с другой - подготавливает к переходу в другую тональность - Ми-минор, в которой играется куплет песни. Переход достаточно резкий, но с гармонической точки зрения вполне логичный, так как последовательность Фа-диез, Соль, Ми являться "родной" как для Си-минора (и параллельных ему тональностей), так и для Ми-минора (и параллельных ему тональностей).

Адаптироваться к смене тональности слушатель успевает во время двухтактового "захода" на куплет (Фигура 4). Здесь мы снова видим знакомый галоп, на этот раз от аккорда Ми, а завершает фигуру лаконичный мелодический оборот в Ми-миноре.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[02]2005   - Этот материал был опубликован во втором номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.