R  O  C  K  A  B  I  L  L  Y     R  I  O  T
БУНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Если сесть в "кадиллак", то всего за 15 минут можно совершить комфортную поездку из сердца кантри – Нэшвилла в расположенный южнее исторический город Франклин. С населением едва перевалившим за 45000 человек – это классический пример "одноэтажной" Америки: мамин яблочный пирог, многочисленные звездно-полосатые флаги, и что особенно приятно – симпатичные провинциальные девушки. Город даже назван по имени одного из президентов США. Если вас это удивляет, не стоит считать, что в туристическую брошюру вкралась ошибка. Вы именно там, где следует, и убедитесь, что Франклин имеет очень необычную достопримечательность. По крайней мере, по американским стандартам.

Как насчет того, чтобы увидеть полную копию старинного английского замка? Построенный в 1929 году этот памятник архитектуры, был воздвигнут мафиози из шайки АльКапоне. Сам великий злодей любил наведаться в замок, чтобы развеяться или когда ему прижимали хвост в Чикаго. Если есть необходимость залечь на дно, то можно сделать это и в вызывающе пафосном замке под старину среди зеленых холмов Теннеси.

Несмотря на такую сомнительную репутацию, замок теперь успешно функционирует в роли студии звукозаписи и оказывает свое гостеприимство звездам рок-н-ролла. Johnny Cash, Dolly Parton, Steve Earle и даже Kenny Rogers – все записывали свои песни о разбитых сердцах и слезах в стенах замка. А в начале 2005 года легенда рокабилли и бывший фронтмен Stray Cats, Brian Setzer, записал здесь свой новый заводной альбом: "Rockabilly Riot! Volume One: A Tribute To Sun Records." Тот кто хоть что-то смыслит в рокабилли, в курсе, что фирма Sun Records и ее легендарная студия находились там же, в Теннеси, в городе Мемфис. Известная в первую очередь, как стартовая площадка карьеры Короля Рок-Н-Ролла - Elvis Presley, она также выпустила первые записи Roy Orbison, Johnny Cash и музыканта, которого многие фэны счиают самым лучшим рокабилли артистом из всех - Carl Perkins.

Sun Studios – это точка отсчета рокабилли, и студия до сих пор работает. Там даже крестиком на полу отмечено место, на котором стоял Elvis, когда записывал свой альбом. Несмотря на то, что статус Мекки рок-н-ролла и туристической достопримечательности подсказывал, что это самое подходящее место для записи "Rockabilly Riot!", сам Brian говорит, что Sun Studios не были первоначальным выбором. Подумать только, Brian чуть было не записал альбом в Уэльсе! Setzer намеревался привлечь к работе гитариста Dave Edmunds, британскую рок-легенду, который продюсировал первый альбом Stray Cats.

"Dave хотел работать над альбомом, но, к сожалению, Rockfield Studios была уже занята, и мы туда не смогли попасть. Поэтому идея умерла сама собой, и я стал искать место поближе к дому". Недолго думая, Brian отправился в старый добрый Tennessee, где днем записывал альбом, а ночи напролет джемовал с различными группами в барах Нэшвилла.

"Rockabilly Riot!" - это весьма необычная для Brian Setzer работа. Хотя Setzer никогда не скрывал своей любви к мемфисским рокерам 50-х, впервые именно на этом альбоме гитарист постарался в точности воспроизвести классический рокабилли-саунд студии Sun.

"Я записал "Rockabilly Riot!" точно так же, как это делалось в 50-х, чего я раньше никогда не делал", - говорит Brian, - "Это совершенно другой подход и совершенно другой результат. Даже в самые ранние дни Stray Cats, нашей идеей было взять все, что нам нравится в 50-х и смешать это с тем, что нам нравится в современной музыке. На этом альбоме, я все упростил". Упрощенный подход распространяется и партии гитары. Можно без преувеличения сказать, что невероятные технические способности Brian затмевают нередко примитивную игру его предшественников. Но у первых рокабиллов зато было в игре много чувства, неподдельный энтузиазм и радость первооткрывателей.

Рокабилли был новинкой, и их не ограничивали никакие правила. Осознавая, что фэны ожидают от каждого очередного альбома его обычных скоростных забегов на гитаре, Brian, тем не менее, отнесся к оригинальным гитарным партиям в песнях с уважением и часто использует фирменный ходы соответствующих гитаристов в своих собственных соло. В результате получилась крепкая смесь старого и нового стилей рокабилли. "Я все время держал в голове", - объясняет Brian, - "Что надо удерживать себя в рамках. Это не виртуозная музыка, это рокабилли. Я не хотел слишком сильно отклоняться от оригиналов, но я также хотел, чтобы мой собственный стиль тоже был заметен".

В список из 23 песен, вошедших на " Rockabilly Riot!" входит известная классика, например, хиты Elvis "Just Because" и "Blue Suede Shoes", а также менее известные вещи, например "Peroxide Blonde In A Hopped Up Model Ford", в оригинале исполненная Gene Simmon (Нет, речь не идет не об этом языкастом парне из KISS). Brian даже замахнулся на одну из самых популярных песен Sun, "Get Rhythm", в оригинале записанную человеком по имени Johnny Cash и его группой Tennessee Two.

"Да, тяжелее всего было справиться с Johnny Cash. Я думал: "Как, черт возьми, я буду петь песню Johnny Cash?". Если бы я попытался его скопировать, это просто было бы глупо. Это такой известный голос, голос рассказчика. Поэтому я решил, что единственным способом спеть песню Johnny Cash было притвориться, что я никогда не слышал Johnny Cash. Примерно так я и поступил с "Get Rhythm". Я перенес ее в свой регистр, потому что у Johnny Cash такой низкий голос. Я поднял ее в более рок-н-ролльную тональность, где мой голос почти срывается, а затем, я как бы рассказал историю так, как это сделал бы сам".

Гитарист, записывавший оригинальную версию "Get Rhythm", Luther Perkins, был классическим примером просто-таки панковского подхода первых лет Sun Record. Его техника не превосходила базового уровня, но он выработал собственный звук и характерный ритм "бум-чика-бум", который можно слышать на всех работах Cash, выпущенных Sun. На той же "Get Rhythm" и самой знаменитой "Folsom Prison Blues". "Да, его стиль был очень прост, но только он мог играть именно так. Всем гитаристам той эпохи было не на кого оглядываться. Понимаете, мы все можем сказать себе: "Так, это как бы сыграл такой рок-н-ролл Chuck Berry?". Но для них это было невозможно. Это был подход Luther к исполнению раннего рок-н-ролла. Это звучало очень в духе кантри, но именно там были его корни. Многие из тех парней пришли из блюза. Все это выковывалось в Мемфисе".

Выясняется, что отбор песен для альбома был для Brian столь же занимательным, как и собственно запись. "Это была прикольная головоломка! Это было как веселое домашнее задание", - смеется Brian, "Для начала я собрал все винилы Sun, какие у меня были, переиздания Bear Family, оригинальные издания и CD, а затем перелопатил горы и горы записей. Издано столько разных вариантов и дублей. Черт, сборник Johnny Cash только что был выпущен на семи CD, так что представляете себе, сколько всего в наличии. В итоге мне пришлось ограничивать себя. Я не мог позволить себе выбрать более двух-трех песен одного артиста. Мне пришлось записать пару "очевидных" хитов, потому что, даже если они очевидны для меня, то какой-нибудь 16-летний парень, слушающий Van Halen, может и не знать "Blue Suede Shoes". Я решил, что должен сперва сделать популярные песни, а потом раскопать подзабытые вещи. Таких я бы мог записать сотни!". Забавно это слышать, особенно, обращая внимание на то, что альбом имеет подзаголовок "Volume One".

Если "Volume One" пойдет хорошо, я запишу вторую часть. Я люблю быть занятым. Я немного трудоголик, я не из тех, кто сидит без дела. Мне по-прежнему нравится играть и ездить на гастроли. Когда я возвращаюсь домой из большого тура, я как шарик, из которого выпустили воздух. Я спрашиваю себя: "И что теперь". Как парень, который ходит по расписанию на работу, и потом не знает, чем ему заняться в отпуске [смеется] Он не находит себе места! Вот и таков же". Когда дело дошло до сведения "Rockabilly Riot!", Brian отказался идти на компромиссы в пользу современных технологий записи, что привело к некоторым экспериментам в духе 50-х. "Когда мы собирались сводить запись", - вспоминает Brian, - "У них были эти цифровые штуки. Поэтому я сказал: "Минуточку! У вас нет ничего более аутентичного? Кто-то из персонала сказал: "У нас есть на задворках старый бак". Он стоял в огромном помещении и был пустым. Во время Гражданской войны там поили лошадей. Я сказал: "Давайте использовать его. Гулять, так гулять!". Один из парней набрался храбрости, чтобы залезть прямо внутрь. Мы повесили с одного конца микрофон и превратили бак в реверберационную камеру! На этом альбоме мы не использовали ничего, что было моложе 1956 года. От микрофонов и магнитофона до этого старого водяного бака. И все, кроме вокала, записывалось с первого прохода живьем".

Альбом порадует всех правоверных рокабиллов, неважно какого рода рокабилли они предпочитают. Как, вы думали, что есть только один сорт? Придирчивость фэнов рокабилли, это то, чему Brian не находит оправдания. И это он еще держит себя в рамках!

"Это все дерьмо от понтов и зависти! Жанр рокабилли начинает почковаться на подстили", - продолжает Brian, - "Есть традицонное рокабилли, аутентичное рокабилли, сайкобилли, наконец. Идиотизм. Послушайте, это сам по себе узкий жанр. Разделять его – безумие. Но то же самое происходит и с блюзом. Люди выбирают себе определенный период блюза и фэны блюза 20-х терпеть не могут фэнов 40-х! Я считаю, что главное – выразить себя в музыке. Даже если ты хочешь, чтобы все звучало аутентичнее, ты все равно должен проявить частицу себя".

Пока фэны рокабилли пробуют на вкус "Rockabilly Riot!", Brian уже занят в очередном проекте. Буквально, не переобуваясь, он помчался в другую студию, чтобы к осени был готов новый альбом Brian Setzer Orchestra "Dig That Crazy Christmas", в пару к которому выходит DVD "Christmas Extravaganza". Brian и его биг-бенд проведут оставшуюся часть года, гастролируя по Штатам, а что будет после, кто знает? Но чтобы Brian не прятал в рукаве своего стильного леопардового пиджака, можно гарантировать, что он очень скоро вернется к своей первой любви, рокабилли. Так почему же он по прошествии стольких лет продолжает к нему возвращаться?

"Когда я слушаю его, я чувствую себя так же как в первый раз", - говорит Brian, - "Когда я ставлю примитивную песню рокабилли – хотя бы "Jungle Rock" - это как проверенное лекарство. Там нечего улучшать. А звук гитары! Мне всегда нравился этот саунд. Не слишком перегруженный, но и не слишком прилизанный. У гитар есть этот драйв. Мне нравится этот пофигизм. Это то, что всегда дарит мне радость. В определенном смысле, когда появился панк-рок, он возродил энергию рокабилли, но не был настолько же музыкален. А рокабилли – музыкален. Его надо уметь играть". Тут уж не поспоришь, когда Brian зажигает, то после каждого его запила то толпа либо хором вздыхает, либо в почтительном молчании раздается: "Ох, йопт!". "Я тоже иногда это слышу", - посмеивается Brian, - "Но, по-моему, это просто кто-то проливает на себя пиво!"

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#3[03]2006   - Этот материал был опубликован в третьем номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.