Автор : Игорь Мальцев
Племенные танцы Дика Дейла

"31 декабря 2005 года в субботу в Coach House в городе Сан Хуан Капистрано (Калифорния) – приводите детей приводите самых маленьких, чтобы увидеть как играет на своих золотых fender’ах 13 летний Джимми Дейл со своим отцом Диком Дейлом ( с ансамблем)."

Это объявление, которое я недавно прочел в Интернете. Вот так – никто и не догадывался, что у отца серф-музыки и фендер-звука есть еще один ребенок – тринадцатилетний гитарист Джимми. Который, кстати, очень смахивает на девочку. До того как этот мальчик-девочка Джимми Дейл взял в руки Fender, прошло несколько эпох, в которой его родитель создал и пережил многое и многих.

Я как–то стоял на стокгольмской улице и разговаривал с Квентином Тарантино, который привез на стокгольмский кинофестиваль свой новый фильм Pulp Fiction. Прикол заключался в том, что мы стояли у выходных дверей кинотеатра, откуда уже выходили люди под бодрую мелодию Surf Ruder группы Lively Ones. Нынешний классик вглядывался в лица людей, которые выходили их светлеющего зала – типа "ну и как?" Публика все еще не знала его в его собственное лицо. Но с музыки на начальных титрах Pulp Fiction началось настоящее второе восхождение гитарного героя Дика Дейла. "Кто такой Дик Дейл?" – спросил я режиссера, который дал ему вторую как оказалось жизнь "Икона в стиле серф, – сказал тот и что интересное. – он до сих пор жив"!

Вот что значит магия культа – стоило Тарантино использовать Дика Дейла в кино как среди чайников пошли разговоры о то, что это дескать музыка в стиле Тарантино. Хотя конечно этой музыке, у которой совсем другое название было к моменту Pulp Fiction уже лет сорок. Но кто помнит Saturday Night Fever если все знают что Травольту возродил именно Тарантино? Да в общем то и песню Misirlou с которой у гитариста Дика Дейла начался настоящий камбэк написали совсем другие люди – Милтон Лидс, Николя Рубанис, Хаим Таубер и Фред Вайс.

Так же точно никто не помнит, что первые прорывы в большой кинематограф у Дика Дейла были и в фильме Let's Make Love с Мэрилин Монро в 1960м только вот в титрах его нигде нету. Зато в независимой драме Swingin' Affair (63) он уже играл сам себя. Про музыку не было и речи – тогда для фильмов писали совсем другие люди – образованные, умеющие играть на рояле, все детство горбатившиеся в музыкальных школах и умеющие писать аранжировки для оркестра: Берлин, Гершвин, Темкин, Гоффин, Штерн, Голандер, Векслер. Ну что простому парню из Бостона по имени Ричард Монсур (род в 1937м) с ливанским папой и с польской мамой делать в шоу бизнесе?

Значит в 57м когда он изобрел стиль игры surf guitar в одиночку и не верьте никому кто скажет что там еще были какие-то парни. Это все были последователи. Дик Дйел сделал это. Когда он пришел к Лео Фендеру по его просьбе чтобы попробовать фендеровское новое изобретение – гитару Fender Stratocaster. Лео чуть не уписался со смеху – он первый раз в жизни видел, чтобы люди играли как левши на правой гитаре в перевернутом виде, транспонируя обычные аккорды в что-то совершенно невообразимое ( зеркальное по вертикальной и по горизонтальной оси). Это стало его фирменным стилем – потому что он самоучка и ему никто не объяснил, что струны можно переставить. Позже – вот так – с низкой E в натуре – внизу играл Джимми Хендрикс.

Дик Дейл первым стал вводить в американскую популярную музыку ближневосточные и восточноевропейские лады – благодаря своим семейным корням он впитал эти музыкальные стили. С самого начала – когда он начинал играть и учился на укелеле самостоятельно – он впитал в себя ударную манеру игры, которая вела к тому что он рвал самые толстые струны и стирал за одну песню плектр до основания (его первым музыкальным героем был барабанщик Джин Крупа. Вы будете смеяться – но именно его считают отцом американского шреда (из за его потрясающих кристальных стаккато). Манера игры, которая потом повлияла на таких хэви виртуозов как Эдди Ван Хален. Плюс сценическая манера, которая впечатлила юного Хендрикса и который ее развил до упора. Его ранние концерты вызывали истерию в аудитории в то время когда никто не слышал про Beatles и слова суперстар не существовало в принципе.

Странная ближневосточная мелодия Misirlou с соло на трубе в середине (она длится всего 2-14) которая возродила славу мастера много лет спустя, вышла как сингл в мае 1962 года. И оригинальный вариант можно послушать на диске 89 года King of the Surf Guitar Dick Dale & His Del-Tones. Название диска только одним словом отличается оти его второго альбома King of the Surf Guitar Dick Dale & The Del-Tones (1963) – не дайте себя запутать. А первым его альбомом был Surfer's Choice Dick Dale & the Del-Tones (1962) большая часть материала, которого записана в клубе Rendezvous Ballroom (Бальбоа Бич), где он играл на постоянной основе и где он делал с молодыми слушателями все что хотел. Конечно, он был в те годы концертным артистом. Тогда особо не думали про альбомы и про то что можно быть группой, которая только записывается в студии и не играет живьем вовсе. Но ведь и мы с вами не думали, что доживем до преступного идиотизма "Фабрики звезд". Он продал первый альбом в количестве 88 000 экземпляров. Нехило? К 90-м годам этот альбом разошелся уже в количестве 4 000 000 экземпляров.

Так что все, что он придумал для звучания электрической гитары и в частности для фирмы Fender с которой работал вплотную – это результат его концертной практики. Он стал первым применять переносные дивайсы для реверберации. Когда он понял что его голос звучит плоско он выдрал из Hammond органа ревербератор и отнес своему другу Фендеру чтобы он сделал такой же. Он назвал его The Fender Tank Reverb и стал в него включать свою гитару, кроме микрофона Shure Dynamic Bird Cage.

Послушайте первый альбом и все станет ясно – на Misirlou он играет плектром в две стороны струны – мандолинная техника, которая тогда еще считалась для гитары неприемлемой. Чем не прорыв в гитаризме? Кстати на первом альбоме тарантиновская фаворитка называлась Misirlou Twist игралась по другому. Let's Go Trippin' вообще здесь в версии которая не предполагала использование ревербератора. А именно пленочный ревер стал фирменным оттенком серф музыки. На первом альбоме он еще и сам пел – Peppermint Man, Lovey Dovey, Night Owl, Fanny Mae и Sloop John B. Из инструменталов которые звучали на первом диске переименованию потом подверглась пьеса Surfing Drums которая потом стала Tribal Thunder. При этом Let's Go Trippin' – самая первая пьеса в стиле серф, когда либо записанная – она вышла на сингле в сентябре 1961. Он сам был фанатичным серфингистом и пытался в то время найти адекватное музыкальное выражение своему увлечению. Так что когда он стал играть то что ему пришло в голову он получил массу фанатов из числа своих дружков серфингистов, которые потом стали рассказывать своим дружкам и прочим о том что родился новый гений.

Но первый альбом стал хитом и продавался не толтько в Калифорнии но ив масштабах всей страны. У него был контракт на дистрибуцию с Capitol Records. Про него напсиали в журнале Life в 63м, а потом он стал первым рок гитаристом, которого пригласили на Шоу Эдда Салливана. Он выпустил в течение 63 года еще три альбома – King of the Surf Guitar, Checkered Flag и Silver Sounds of the Surf . Когда же он записал альбом Mr Eliminator в 1964м наступила эпоха British Invasion – приехали Beatles и все кончилось для местных американских талантов в стиле сёрф. Битлы убили серф музыку на взлете. Коллекция песен с альбома – Eliminator, 50 Miles to Go, Flashing Eyes, Taco Wagon, Squirrel, Victor, Blond in the 406, Firing Up, My X-Ke, Nitro Fuel, Hot Rod Alley оказалась никому не нужна. По поводу Hot Rod Alley. В это время когда подростки начали западать на англичан и их последователей серфингисты не собирались сдаваться. Лео Фендер делал для Дика Дейла все более мощные усилители, помогая ему в стремлении сделать шоу еще более громким и более взвинченным.

Со времени первой встречи, когда Лео Фендер дал Дику гитару и усилитель и попросил вышибить из них дух, чтобы понять слабые места, Дик Дейл уничтожил сорок девять усилителей, выворачивая им диффузоры. Некоторые загорались. На вопрос Лео – зачем Дик играет так громко, что вышибает диффузоры, Дик сказал, что хочет достичь громоподобного звука барабанов своего джазового кумира Джина Крупа. А заодно иметь возможность играть музыку, под которую будут танцевать девушки дикарки из джунглей. Надо сказать, что до Джина Крупа, вплоть до 30х годов, соло на ударных были делом исключительным и барабаны считались вспомогательным инструментом. Именно Крупа (1909-1973) навсегда изменил имидж барабанщиков. Этим он и подкупил юного Дика Дейла. В конец концов Лео стал использовать выходной трансформатор в 85 ватт, который на пиках работал как 100-ваттный. Но тут же потребовалось найти другие громкоговорители. Он вдвоем пошли в компанию к James B. Lansing и попросили построить пятнадцатидюймовый громкоговоритель по их собственным чертежам. Так что считаем что знаменитый 15'' JBL -D130 это изобретение Фендера и Дейла.

Новый кабинет Дейл воткнул в усилитель, который назвали Showman Amp и он стал отцом Heavy Metal, так как раздвинул электронные возможности своей рок-эпохи. Во всяком случае, так его называет журнал Guitar Player, которому иногда приходится верить. Потом они решили что надо проложить резиновую прокладку на громкоговоритель, чтобы движения конуса стали более упорядоченными и не вызвали не нужных обертонов. Усовершенствованный громкоговоритель назвали 15'' JBL -D130F где F это Фендер. Тут Фендеру пришлось делать новый трансформатор, который он назвал Dick Dale Transformer и он заказал его в компании Triad Co. Выходной контур нового усилителя работал на 100 ватт, а на пиках и вовсе 180. В мире гитар и усилителей ничего подобного доселе не существовало. Это произведение назвали Dual-Showman Piggy Back Amp.

Но тут ему нанесла в спину удар компания Capitol, которая его просто слила как отработанный материал и разорвала с ним контракт. Интересное дело – это та самая Capitol, которая утверждала Брайану Эпштейну, что Beatles на американском рынке провалятся, и не будут продаваться. Это те самые парни с Capitol которые перелопатили первый альбом Beatles по своему усмотрению. Сдается по дальновидности с Capitol можно сравнить только лейбл Decca, который сказал 1963м году все тому же Эпштейну, что время гитарных групп закончилось. Дик выпустил еще два альбома в 64м – Summer Surf и The Surf Family. Он продолжал играть когда его слила студия Capitol и свидетельством тому послужил альбом Rock Out/Live at Ciro’s (65) Гед он играл такие номера как Peter Gunn, Money Honey, Angry Generation, Summertime Blues, Blowin’ in The wind, Bony Maronie, Watusi Jo, Money и так далее. Этот альбом трудно найти.

А потом получилось и вовсе плохо: несмотря на концерты и прочую жизнь у него обнаружили рак прямой кишки. В 67м вышел его альбом Coast To Coast а также Wild Hot Rod, но к этому моменту он уже просто боролся за жизнь и не имел отношения к музыке. Но он победил рак! Правда, 14 лет он не играл вообще. В 1979м году он купался в море и поранил ногу. Но так как в ранку из-за загрязнения моря попала, какая то инфекция ему эту ногу чуть не отняли и он опять долгое время провел болея. Но зато у него появилась мотивация заняться музыкой вновь. Для начала он стал играть, чтобы собирать деньги на экологическую деятельность – он стал активным участником движения за чистую природу. В 1981 м году его назвали Гитаристом года – журнал Guitar Player. Правда, новую пластинку он записал только в 1983м году. Это был благотворительный сингл для финансовой поддержки ожогового центра UC-Irvine Medical Center а потом живой альбом Tiger Loose. К фильму Back to the Beach он записал со Стиви Рей Воном в 1987м году старый хит группы The Chantays – Pipeline. Его у нас знают в основном по исполнению Хэнка Марвина (Shadows) и The Ventures. Эта запись была номинирована на Grammy. Потом в 91м принял участие в записи альбома сан-францисского бенда Psychefunkapus. А потом соло альбом Tribal Thunder (93) но крупного камбэка не произошло. И он потихоньку опять стал сползать в небытие, но тут пришел Тарантино который снял к тому времени свой второй после Reservoir Dogs фильм – Pulp Fiction. 1994 год изменил многое в трудной жизни Дика Дейла.

Новый альбом 94 года Unknown Territory естественно привлек сразу внимание публики разогретой Квентином. Здесь были такие мощные пьесы как Scalped. Mexico, F Groove, Terra Dicktyl, Take it Or Leave It, Ghostriders in The Sky, Hava Nagila, Maria Elena, The Beast, Unknown Territory, Ring Of Fire. Тем временем Misirlou стала платиновым диском и он получил награду в 1996м. В том же году Scalped взяли для фильма с Куртом Расселом "Побег из ЛА". То есть жизнь задалась. Первыми признаками этого стало то, что ультрамодная Misirlou была связана с ультрамодным Тарантино и стала предметом торговли в качестве саундтрека для рекламных роликов. Под эту музыку пошла реклама Domino's Pizza, Mountain Dew, Nissan Maxima. Под другие вещи – реклама Barclay's Bank of London (песня Nitrus), Philips Flat Screen TV (Esperanza), Yamaha World Racing Team (Scalped). Похоже, что я уже слышал ее в ролике Pepsi. Если это так, что Дику Дейлу есть на что коротать старость.

Но вот 21 мая 1996 года он выпускает новый альбом – Callin Up Spirits, на котором круг замкнулся – Дик Дейл играет здесь песню Third Stone From the Sun своего собственного фана – Джими Хендрикса, который не смог пережить учителя. Потом он отправился в долгие турне, в том числе и по Европе.

В 1998 м он написал специальное музыкальное сопровождение для аттракциона Space Mountain в Диснейленде и на открытие играл Ghost Riders& Misirlou стоя на крыше без страховки.

Он привлек в группу свою жену Джилл и совсем маленького сына Джимми, заставив его играть на барабанах. Каждый отец пытается вложить в ребенка то, чего ему не хватило в детстве. Теперь Дик пытается вложить в сына Джимми душу великого джазового барабанщика. Джина Крупы. Но, похоже, ребенок взбунтовался и продолжил свою карьеру в качестве гитариста. Может быть, потому что пережив многое и выжив в результате, Дик стал больше и больше предаваться семейным ценностям, последний его альбом Spacial Disorientation 2001 года гораздо более мягкий с обилием акустических гитар. Правда он показал здесь публике свою старую пьесу Eliminator, которая когда то в 1964 оказалось никому не нужна только потому, что в аэропорту ДжФК приземлились Джон, Пол, Джордж и Ринго. Правда здесь же он играет Smoke On The Water – Deep Purple и делает это весьма остроумно.

На сегодня, несмотря на возраст и болезни – он один из самых трудолюбивых гитаристов мира. Он ездит всюду. И только летом этого года он отменил свои концерты в Лондоне сразу после террористической атаки. Он сам спроектировал и построил 400 метровый дом для своих родителей недалеко от собственного , чтобы они были всегда в доступности. Родителям 86 и 81. Так что понятно, откуда у Дика Дейла такая воля к жизни и запас прочности. Кроме того он летает на самолете в качестве пилота. Его любимый самолет на сегодня – Cessna 337B Super Skymaster.

Оборудование:
Dick Dale Signature Stratocaster работы Джо Инглиша
Dual Showman Fender Amps с лампами Ruby Tubes
трансмиттер Telex FMR450 Digital Wireless
Dean Markley струны

Дискография:
Surfers' Choice (Deltone 1962)
King of the Surf Guitar (Capitol 1963)
Checkered Flag (Capitol 1963)
Mr. Eliminator (Capitol 1964)
Summer Surf (Capitol 1964)
The Tiger's Loose (Balboa, 1983)
Tribal Thunder (HighTone 1993)
Unknown Territory (Hightone 1994)
Calling Up Spirits (Beggars Banquet 1996)
Better Shred Than Dead (Rhino 1997)
Tiger Tracks (Sharktown Records, 1999)
Spacial Disorientation (Dick Dale Records 2001)

Артисты того же жанра:
The Pyramids
The Centurions
Link Wray
The Ventures
The Surfaris
The Beach Boys
The Revells
The Lively Ones
Jan & Dean
The Challengers
The Bel-Airs
The Atlantics
The Astronauts
The Cornells

Последователи:
The Challengers
Pixies
The Halibuts
Lawndale
Shadowy Men on a Shadowy Planet
The Chantays
Jon & The Nightriders
Junior Brown
The Mel-Tones
Laika & the Cosmonauts
Los Straitjackets
Euroboys
Space Cossacks
Surfers
The Vara-Tones
Krontjong
Devils
Pavlov's Woody
The Ramblin' Ambassadors
Dillengers

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#3[03]2006   - Этот материал был опубликован в третьем номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.