Вводное слово : Сергей Тынку

В наше время большинство гитаристов стремятся к тому, чтобы иметь как можно больше разных усилителей для получения самого большого набора вариантов звучания. К сожалению, как правило, "мечта иметь много усилителей" так и остается мечтой по разного рода причинам (в основном финансовым). Цифровые приборы моделирования гитарного звука позволяют за сравнительно небольшие деньги сымитировать саунд группы из наиболее популярных гитарных усилителей. Это достаточно удобно, но само качество звука этих имитаций очень много проигрывает оригинальным ламповым аппаратам.

Что же касается Mesa Boogie Mark IV, то прежде чем вы начнете читать статью Александра Авдуевского об этом роскошном усилителе, я от себя скажу следующее:

На свете существует очень много хороших усилителей. Однако, на мой взгляд, Mark IV – это лучший усилитель "всех времен и народов", который носит свое "королевское" имя по праву. Сила Mark IV не только в великолепном звуке. Ибо в этой ценовой категории хорошо звучит практически любой усилитель от любого производителя. Сила Mark IV заключается в невообразимо большом количестве вариантов звучания, которыми обладает этот агрегат. Играя с его настройками можно добиться настолько разных по характеру звуков, что иной раз кажется, как будто под корпусом Mark IV спрятано несколько разных первоклассных усилителей.

Вряд ли Вы найдете хотя бы еще один усилитель, который выдаст вам так много "разных звуков" самого высокого по качеству уровня. Фактически в Mark IV воплощена идея "собрать в одном приборе множество разных усилителей" - это как раз та идея, которую последние годы продвигают производители приборов моделирования гитарного звука.

Другое дело, что все звуки Mark IV – это и есть самое настоящее, что только может быть. И мне остается только пожелать вам купить когда-нибудь такой усилитель. Как это сделали трое из коллектива Guitars Magazine – Александр Авдуевский, Дмитрий Белинский и ваш покорный слуга.


Автор статьи : Александр Авдуевский
Все могут Короли!

Какие бы модели усилителей Mesa/Boogie ни были самыми популярными в конкретный сезон, серия Mark всегда будет у Mesa на особом месте, потому что именно она стала тем трамплином, который вывел компанию на нынешнюю высоту. Во многом это произошло, благодаря тому, что именно ее в свое время выбрали Carlos Santana, Metallica и Dream Theater, совершая свои революционные преобразования в музыке.

Как легко догадаться, римская цифра IV в названии усилителя свидетельствует о том, что серия Mark имеет достаточно продолжительную историю, и что раз есть "четвертый" Mark, значит, перед ним было еще трое. И это именно так, если не брать в расчет то, что у Mark II была не одна официальная модификация, что привело к дополнительным буквенным обозначениям в серии. История серии Mark во многом отражает ход новаторской мысли основателя и главного разработчика Mesa - Randall Smith. Сперва этот человек придумал каскадирование гейна и по сути изобрел концепцию high-gain усилителей. Это и положило начало серии Mark, которая по мере нарастания номеров (и буквенных индексов у модели II) стала обрастать, как это модно говорить в компьютерных кругах "фичами". Если первый Mark – бесхитростный во всех отношениях одноканальный усилитель, то Mark IV – это трехканальный мультирежимный максимально универсальный технологический монстр.

Из всех усилителей, что я видел, Mark IV, безусловно, самый непростой в настройке, в этом он даже опережает своего "соплеменника" Road King. Последний хоть и может дать Mark IV фору по количеству ручек на квадратный сантиметр обеих панелей, все же имеет намного более очевидную логику. Впрочем, хотя концепция регулировки параметров Mark IV и не лежит на поверхности, ее можно уяснить из руководства. После чего весь этот безумный, на первый взгляд, набор тумблеров и push-pull переключателей становится понятным, и по мере накопления практического опыта, складывается в стройную картину.

Итак, к чему сводятся в итоге комбинации всех этих разнообразных настроек? По большому счету они влияют на то, как звук укладываются в системе координат (термины условны) – "модерн"-"классика" и "тихо-громко". Нередко, одна и та же настройка может влиять сразу в обоих направлениях. Прежде всего, выключатель питания имеет два положения: "Full power" и "Tweed Power". Он влияет на напряжение на лампах мощности, и соответственно, позволяет получить либо максимальный запас "чистой" мощности либо довольно ощутимый "хруст" в фендеровском духе. То есть, движение происходит одновременно по оси "модерновости" и "громкости". При желании, можно продвинуться в этом направлении еще дальше.

На задней панели таится переключатель "Class A" - "Simul-Class". Simul-Class – это патентованная технология Mesa, позволяющая одновременно использовать одну пару ламп в режиме Класса А, и вторую – в режиме Класса АВ. Лучшее из обоих миров, как говорится. Как нетрудно догадаться, переключатель позволяет оставить активной только одну пару ламп, ту что работает в Классе А (нагрев работает все равно на всех 4 лампах). То есть опять же прибавить "винтажности" в звуке, а также еще сильнее понизить порог подгрузки ламп мощности.

Но если и этого недостаточно, то там же, пр соседству, находится переключатель "Triode" - "Pentode", который влияет на количество активных сеток в лампах. В режиме триода мощность снижается еще сильнее, как и порог перегрузки. Те, кто имел счастье в свое время приобрести ныне давно снятые с производства комбики Trace Elliot Velocette знают, какие чудеса творит триодный режим.

Правда, чтобы в полной мере насладиться перегрузкой мощника, надо выкручивать полную громкость, а у Mark IV даже 35Вт (примерно настолько можно сбить всеми средствами номинал мощности) и даже в формате комбика– это ОЧЕНЬ громко. Но на вполне комнатной громкости все равно можно добиться ощутимого вклада мощника в звук. (Надо только иметь ввиду, что у ламп в триодном режиме усиливается фон, поэтому если имеются проблемы с наводками в помещении, они о себе напомнят).

Несмотря на такую гибкость, большой затейник в том, что касается архитектуры секции мощности, Randall Smith этим не ограничился. Предусмотрена возможность замены ламп 6L6 на 6V6 для пущей "твидовости" (поддерживается только сочетание режимов Tweed Power и Simul-Class) или замены пары Класса А на EL34, если хочется сделать звучание более "британским". С этой заменой можно работать и в Классе А и в Simul-Class, но в Классе А будет утеряна некоторая часть "винтажности". На мой субъективный взгляд, такой эксперимент оправдан только тогда, когда планируется существенную часть перегрузки добирать по-маршалловски мощником. Соображения большей фокусировки звука, по которым подобную замену производят в серии Rectifier, для Mark IV не особо актуальны. При правильной настройке звука, даже с "родными" лампами и на максимальном понижении мощности – это все равно невероятно читаемый и сфокусированный усилитель.

Теперь перейдем к секции предусиления. Mark IV имеет три канала Rhythm 1, Rhythm 2 и Lead. Первый канал можно охарактеризовать как "Modern Tweed". При необходимости он может выдать стопроцентно чистый, звонкий, очень сфокусированный звук идеальный для современного фанка или поп-музыки. Если прибавить гейна, и поколдовать с секцией мощности описанными выше способами можно вплотную приблизиться к классике "твида". И хотя по мнению ортодоксов это может быть недостаточно "винтажно", на канале без проблем выруливается характерный похрустывающий звук, который только за счет одного лишь звукоизвлечения варьируется от чистого до ощутимого брейк-апа и даже кранча (потолок зависит от звукоснимателей и раскачки мощника).

Стоит особо отметить, что в серии Mark на любом канале настройка Treble в крайних положениях существенно влияет на общий гейн, повышая пик атаки. Поэтому, чтобы в погоне за звонкостью не жертвовать чистотой, предусмотрен push-pull переключатель Bright на настройке гейна. Настройки средних частот и низа не очень сильно влияют на звук - это сделано специально, потому что они общие со вторым каналом.

Канал Rhythm 2 плавно продолжает движение вверх по гейну. У него отдельная от первого канала настройка высоких частот по описанной выше причине. И у этого канала появляется отдельная ручка Drive. Разделение гейна и драйва имеет у Mark IV концептуальное значение. Это не только позволяет за счет "перемножения" настроек очень точно наруливать перегруз, но и влиять на саму структуру звука, поскольку эти настройки схематически находятся по разные стороны тембрблока. В дополнение на ручке гейна у него есть push-pull переключатель "Fat". Если его не активировать, то звук продвигается, скажем так, в фендеровском направлении. Он непобедимо округлый, басовитый, с равномерным распределением обертонов. Если активировать, то бас подтягивается, насыщеннее становится верхняя середина.

Образно говоря, это будет маршалловский плекси-саунд, пропущенный через призму философии Mesa. Более плотный, более наглый, способный легко пропилить через современную ритм-секцию, но не настолько теплый и "британский" как оригинал. Имеется так же push-pull на настройке Presence этого канала, наибольшую актуальность он приобретает на "крейсерской" громкости, позволяя манипулировать балансом обертонов от подгруженной секции мощности. Второй канал легко "очищается" ручкой громкости на гитаре, и на любой степени раскачки чувствителен к звукоизвлечению. Рискну утверждать, что очень часто в блюзовом контексте не будет нужды переключаться на другие каналы.

Третий канал посвящен хай-гейну и имеет полностью независимый тембр-блок, опять-таки снабженный push-pull переключателями. Прежде чем вдаваться в тонкости управления каналом Lead (а их немало), уточню, что такое хай-гейн в Mark IV – это два полюса (и промежуток между ними). Первый полюс – это округлое, с выраженной компрессией, большим сустейном, но при этом достаточно чистое звучание. Второй полюс – одновременно чувствительный к динамике, но насыщенный обретонами звук. Я бы поэтично назвал его идеалом "дж-дж" (думаю, гитаристы поймут, что я имею ввиду). Это современный хай-гейн, но не "модерновый", если понимать под этим Rectifier и его клоны.

Теперь о тонкостях. Как и на втором канале, отдельно регулируется гейн (входная чувствительность) и драйв. И тембр-блок опять-таки находится перед дисторшн. Соответственно настройка высоких частот влияет на структуру перегруза, середина влияет на динамику и вообще не самая сильная регулировка в тембр-блоке, а настройка низа призвана скорее корректировать характер инструмента. Если злоупотребить ей, то этот низ породит такую кашу обертонов, что мало не покажется.

А как же тогда рулить "притопленную середину"? Для этого предусмотрен пятиполосный графический эквалайзер. Он может активироваться глобально, управляться с ножного переключателя, или назначаться автоматически на второй канал. Вне зависимости от того, был ли он активирован на переключателе. Сразу отмечу, что для удобства на последнем имеется две кнопки для активации третьего канала, обычная и одновременно с эквалайзером. Таким образом, можно, во-первых, иметь "родной" чистый звук, а на "металлический" саунд переключаться с него нажатием одной кнопки. Запаса хода движков эквалайзера хватает для того, чтобы в случае его умеренного использования (можно состроить и безумную "галку", но это не практично), звук с эквалайзером был немного тише "прямого". Таким образом на одном канале могут уживаться два хай-гейновых рабочих звука – рифовый, с чуть притопленной серединой и подчеркнутым низом, и лидовый серединстый и чуть более громкий.

Стоит отметить, что танцы по кнопкам упрощены не только в отношении эквалайзера. Можно сделать так, что петля эффектов (к сожалению последовательная, а не параллельная) будет активироваться не только по нажатию кнопки на ножном переключателе, но автоматически включаться на любом канале или любой паре каналов. То есть, можно, например, заранее включить хорус, а потом переключившись на чистый канал сразу получить окрашенный им звук. А потом вернувшись к риффовому звуку, отключить хорус без спешки. Минимум "сиртаки", причем без всякого MIDI. (Единственное, на что можно попенять – встроенному пружинному ревербератору требуется отдельный переключатель.)А если потребуется все же интеграция с MIDI, то на этот случай у Mark IV есть релейные входы управления.

Но вернемся, к хитростям канала Lead. Push-pull переключатель "Fat" работает примерно так же как на втором канале, подстегивая верхнюю середину на входе. Это полезно для плотного рифового саунда, но по своему опыту скажу, инструменты с сильной верхней серединой в этом могут и не нуждаться. На задней панели есть переключатель "Mid Gain"-"Harmonics", который позволяет менять баланс обертонов - либо равномерный либо с фокусом на верхней середины Push-pull "Bright" подстегивает атаку, а Presence Shift – обертона при раскачке мощника. Может показаться, что слишком много функций посвящено одному и тому же, но это только кажется. Дело в том, что переключатель Bright предназначен для того, чтобы сделать звук поярче на небольшой громкости, когда вклад ламп мощности невелик. Например для домашней записи микрофоном. На большой же громкости лучше добирать "прорезалова" при помощи Presence Shift. Функции Fat и Mid Gain находятся в разных участках схемы и действуют по разные стороны перегрузки.

Конечная цель всех этих ухищрений – на любой громкости, с любым инструментом обеспечить правильный с точки зрения микса, чувствительный к динамике игры хай-гейновый звук. Как и в каком сочетании – решается в зависимости от инструментов, громкости и стиля. На любой, в том числе и домашней, что очень важно. Для работы в тишине также наличествует выход со спикосмиуляцией (сигнал снимается с предусилителя) и отключение громкости (необходимость в нагрузке не снимается).

Если попытаться подытожить все вышесказанное, то Mark IV – это универсальный усилитель для тех, кто в студийной и концертной работе во главу угла ставит артикуляцию, динамику и "прорезалово" (именно все сразу), даже если рискует быть недостаточно "винтажным" или "модерновым", с какого бока посмотреть.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#3[03]2006   - Этот материал был опубликован в третьем номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.