ИСТОРИЯ   VOX30
ДРАМА СО СЧАСТЛИВЫМ ФИНАЛОМ

Как говорится, имитация – это самая искренняя форма признания, поэтому модно считать это критерием классического статуса для любого рода vintage оборудования. Vox AC30 породил больше собранных без печатных плат моделей класса «boutique», чем какой-либо другой усилитель.

Такие мастерские как Matchless, Bad Cat, Cornell, TopHat, Bruno, Trainwreck, Komet и множество других, по гроб обязаны этому, 45-летнему британскому усилителю, за певучее, насыщенное звучание своей весьма дорогостоящей продукции. Tom Jennings основал свою компанию Jennings Organ Company в 1951 году, чтобы продавать портативные органы.

Расчетливо желая подзаработать на охватившей Британию рок-н-ролльной истерии, он основал первого производителя усилителей Vox - Jennings Musical Instruments (JMI). AC30 – не был первой продукцией Vox, но именно этот усилитель сделал торговой марке имя, благодаря не только своим превосходным качествам, но на удивление очень широкой области применения.

Эти, несколько архаично выглядящие сегодня, комбо стояли и стоят на сцене как у артистов, исполняющих мелодичную поп-музыку – от великих The Beatles, до интеллектуальных REM и ироничного Tom Petty And The Heartbreakers – так и у артистов, предпочитающих саунд потяжелее – от Brian May до Dave Grohl. Но в этом нет ничего удивительного, если учесть, что усилитель разрабатывался с целью добиться максимально хорошего звучания вошедших в моду электрогитар… чертовски хорошего звучания. AC30 – потомок первого усилителя Vox, вышедшего в конце 50-х AC15, который часто называют «первым усилителем, разработанным именно для гитары».

Проясним этот момент. До Vox большинство гитарных усилителей создавались по учебникам или брошюрам, которые публиковали производители ламп с целью расширить рынок своей продукции. Многие из них были просто адаптированными усилителями для радио или проигрывателей. Но Dick Denney, кудесник, разрабатывавший AC15 для Jennings подошел к делу с учетом особенностей звучания гитары, и результат говорит сам за себя.

Ток смещения на катоде и отсутствие отрицательной обратной связи в этом усилителе обеспечивают яркость и несколько раскатистую звонкость верхней середины и верхов у гитары, благодаря тому, что они располагают к преобладанию вторых гармоник в спектре перегруженного сигнала. Это дает рокочущий звук на небольшой и средней громкости и сочный овердрайв, если выкрутить громкость на полную (заметим, что эти элементы схемы попросту неприменимы в более мощных усилителях, поэтому их нельзя встретить в 50Вт или 100Вт моделях).

Кроме того, позволяя секции мощности работать в «открытой петле» - т.е. без какого-либо демпфирования по отрицательной обратной связи - разработанная Denney схема обеспечивала открытость звучания и чувствительность к динамике.

Ламповые выпрямители этих усилителей также вносили свой вклад в чувствительность к динамике и легкую компрессию, которая так нравится многим гитаристам. В то время как AC15 и AC30 часто упоминаются как «классические усилители Класса А», более точным будет обосновать их звучание как результат следующих характеристик: смещения на катоде, отсутствия отрицательной обратной связи, лампового выпрямления и легко подгружающихся выходных ламп EL84.

По мере того, как рок-н-ролл набирал обороты, требовались более мощные усилители, поэтому в конце 1959 года Denney и Jennings попросту удвоили (2x2=4хEL84) секцию мощности AC15, породив тем самым AC30 – более универсальный и более драйвовый во всех отношениях усилитель, который в хорошем состоянии способен выдать более 35Вт. (Отметим, что тогда в AC15 и первых AC30 использовались достаточно редкие лампы предусиления EF86, но вскоре AC30 перешли на более распространенные и надежные лампы ECC83/12AX7.)

Оба этих Vox изначально имели примитивную эквализацию с одной ручкой фильтра высоких частот, а на AC30 также сделали отдельную настройку «cut», которая убирала излишне резкий верх в секции мощности.

Однако, классический AC30 появился только через пару лет после появления модели, когда в 1961 году в схему был добавлен мощный активный/интерактивный контур Top Boost. Сперва он появился в виде устанавливаемой на уже проданные экземпляры модификации. Для этого требовалось отправить усилитель на фабрику, где на него устанавливалась дополнительная лампа предусиления, а на заднюю панель усилителя привинчивалась пластина с дополнительными настройками контура Top Boost (низкие и высокие частоты).

В 1964 году модель AC30 Top Boost начали производить прямо на фабрике, как вариант по заявке, а дополнительные органы управления ставились уже непосредственно на верхнюю панель. Но как бы этот контур не устанавливался, его тембр-блок одинаково давал эффект большей яркости и насыщенности обертонами, который так жаждали группы того времени.

Он помогал гитаристам прорезать в миксе и с тех пор является важной составной частью фирменного «раскатистого звона» VOX. С самого начала на AC30 устанавливался превосходный эффект тремоло, который можно было переключить на менее распространенный в то время эффект вибрато, который JMI назвали «Vibravox».

Он давал мягкую, но заметную окраску звука, основанную на легком колебании высоты тона. Несколько лет спустя, уже совсем другим производителем Vox в схему был добавлен ревербератор, но эти усилители с пружинным устройством, никогда не блистали. Таким образом, самой удачной моделью считается и не первый и не самый навороченный вариант, а серия 1964 года с фабрично устанавливаемым Top Boost и тремя каналами: Normal, Vibravox и Brilliance (Top Boost) — с двумя входами на канал, из-за которых в каталоге обозначался как e AC30/6.

С точки зрения внешнего вида этой серии Top Boost ее идеальными атрибутами являются черное виниловое покрытие, красновато-коричневая защитная ткань и медная панель управления – редкое сочетание. Исследования показывают, что в подобной отделке было выпущено не более 100 экземпляров. В 1965 году отделка была заменена на черную ткань и серые панели, характерные для усилителей cередины 60-х.

Они имеют не настолько визуально привлекательный ретро-стиль, но полностью идентичны с точки зрения начинки, и поэтому высоко востребованы. Первые AC30 с желтовато-коричневым винилом тоже имеют крайне высокую коллекционную ценность, но Top Boost у них возможен только во «внешнем» варианте установки.

Самыми же редкими из всех являются комбо заказных расцветок первой половины 60-х. По заказу гастролирующих групп было выпущено всего несколько штук в броских цветах – красном, зеленом, синем и некоторых других оттенках. С точки зрения звука был бы преступным игнорировать завершающий, критически важный компонент саунда AC30: динамики.

В самом начале усилители производились с парой 12” 15Вт динамиков Goodmans 15Вт, таких же как на первых комбо AC15 1 x 12, но где-то на стыке 1960 и 1961 годов, их сменили на специально заказанные у Celestion динамики Vox Blue Bulldog, которые снискали себе славу. Музыканты всего мира соглашаются, что они входят в число лучших динамиков из всех, что когда-либо производились. Их легкие диффузоры из мягкой бумаги и «музыкальные» алниковые магниты в сочетании давали вкусный, насыщенный тембр, который на полной громкости демонстрировал агрессивную середину. А их крайне высокая эффективность позволяла от души «двигать воздух».

По формальным характеристикам Vox AC30 не кажутся мощными усилителями, но с парой «синих псов» эти 35-ваттники могут заткнуть за пояс многие 50Вт усилители с менее эффективными динамиками, и часто лучше звучат в деле. Многие AC3O первой половины 60-х также имеют серебристые динамики Celestion Alnico, которые практически идентичны по звуку, но несколько менее желанны для коллекционеров.

Многих гитаристов сегодня привлекают комбо с открытой задней стенкой, которая обеспечивает более широкое покрытие на сцене и более яркий тембр. Тем не менее, AC30, на которых The Beatles играли в 1962-1964 годах были «четверть-стеками» Super Twin с раздельными головами и кабинетами 2 x 12 с закрытой стенкой.

Для фэнов «Британского Вторжения» это очень привлекательный антиквариат, но кабинеты с закрытой стенкой дают несколько «коробочный» звук с выражено усиленным низом. Не поймите неправильно, они звучат фантастически, но им не хватает чуть-чуть яркости и звонкости упомянутых ранее комбо AC30. Несмотря на практически моментальный успех компания JMI в середине 60-х переживала не лучшие времена, что привело к уходу Jennings в 1967 году, и смены имени на Vox Sound Ltd в 1969.

В 1964 году, на гребне битломании, компания заключила лицензионное соглашение на продажу усилителей Vox в США с Thomas Organ, но это в итоге привело к тому, что фэнам «ливерпульского саунда» продавали сделанные в США транзисторные Vox, и это был очень мощный гвоздь в крышку гроба.

Другими факторами, подкосившими JMI были необдуманная попытка отдать приоритет продвижению британских транзисторных усилителей, которые откровенно проигрывали в звуке ламповым моделям, а также тенденция к утяжелению звучания, которую популяризировали такие гитаристы как Eric Clapton, Jimi Hendrix и Pete Townshend, предпочитавшие 100Вт стеки Marshall или HiWatt.

В 1970 году Vox Sound Ltd переработали ламповые AC30, добавив в них ревербератор и сменив ручную пайку «точка-точка» на монтаж на печатных платах. Это весьма практичные и здорово звучащие усилители, но они не обладают такой коллекционной стоимостью – и востребованностью – как AC30, выпущенные в 1960-68 годах.

В 1972 Vox снова сменили владельца, на этот раз им стали CBS-Arbiter. Производство AC30 was было перенесено на принадлежащую компании фабрику в Shoeburyness, и результат получился намного хуже всего, что выпускалось ранее. Модель переживала различные взлеты и падения в 70-х и 80-х, когда марка принадлежала уже новым владельцам, Rose Morris, которые приобрели ее в 1979 году и продолжали выпускать AC3O в целом по той же самой формуле, что и Vox Sound/Arbiter.

Этот период по сей день считается самой огорчительной эпохой для любителей Vox, и в результате AC3O 60-х годов стали еще более желанны для музыкантов, ищущих сочный, насыщенный звук. Модель немного поправила свою репутацию в 1990 году, когда Rose Morris решили для разнообразия обновить спецификации.

Для начала была выпущена ограниченная партия из 1000 пронумерованных «классических усовершенствованных» комбо. После того, как эксперимент доказал свою успешность, в 1991 году была выпущена серия AC30 Vintage включавшая в себя комбо и «четверть-стеки». Этот вариант просуществовал недолго, но дальнейшие перемены также вели к лучшему.

Пострадавшие от экономического спада Rose Morris в конце 1992 года продали марку Vox новому менеджменту под зонтиком Korg и в 1993 году были проведены дальнейшие улучшения серии, самыми значимыми из которых стали возвращение выпрямителя GZ34 и динамиков Alnico Blue, производство которых возобновили Celestion. Более 12 лет эти усилители были доступны через дистрибуцию Korg в модификациях Vox AC30TB (с Celestion Greenback) и AC30TBX (с более дорогими Alnico Blue). Обе модели имели Top Boost не имели ревербератора, и многие признавали их лучшими усилителями Vox из всех выпущенных после JMI.

Если конечно не брать в расчет коллекционную, чрезвычайно дорогую серию ручной пайки, созданную по заказу Vox мастером Tony Bruno в 2002 году. Это были роскошные усилители по всем стандартам -vintage или современным, но далеко за пределами финансовых возможностей рядового гитариста, к тому же они больше не выпускаются. На летней выставке NAMM 2004 года Vox представили новейшее поколение AC30 - 'Custom Classic' (AC30CC ). Эти комбо и четверть-стеки производимые в Китае остались полностью ламповыми усилителями, но у них теперь имеется ревербератор и мастер громкость.

Модели AC30TB и AC30TBX покинули каталог, и теперь наследие легенды британского вторжения живет только в этой серии китайского производства.

VOX AC30 CUSTOM CLASSIC

Для многочисленной армии преданных фэнов Vox AC30 всегда останется главным британским усилителем. Его звук обусловлен сочетанием ряда факторов: лампы EL84, катодное смещение, необычный тембр-блок, трансформаторы и динамики – все это играет роль в создании уникального голоса Vox, который был частью саунда многих знаменитых артистов от George Harrison и Hank Marvin до Status Quo и Brian May.

Однако, в современном мире причудливые характеристики AC30 во многом являются анахронизмом, нередко вступая в противоречие с потребностями многих музыкантов. Каким же образом можно модернизировать один из самых культовых гитарных усилителей в мире, не утратив его истинный дух?

Пару лет назад уже были признаки движения в этом направлении - AC30HW, выпущенный в ограниченном количестве усилитель ручной пайки в традиционном исполнении, но с полностью новой схемой, в которой классические и современные звуки были смешаны в убойном коктейле.

Получив множество позитивных откликов в ответ на эту пробную попытку, Vox выпустили серию Custom Classic – разработанную в Англии, но производимую в Китае. AC30CC – это новое мнение Vox относительно того, каким именно должен быть современный AC30 в классическом стиле, но с современными характеристиками и с более широким спектром звучания.

Кабинет AC30 не отходит оригинала. Те, кому нравится стиль «большого чемодана», не будут разочарованы, в том числе и в отличном качестве материалов. Кабинет собран в соответствии со всеми стандартами, а традиционный «плетеный» винил очень красиво огибает контур панели управления.

Монтаж следует традиционной для оригинальных AC30 Г-образной компоновке, с горизонтально расположенными лампами предусиления и вертикальными лампами мощности (включая выпрямитель GZ34). Электроника (включая все органы управления) монтируется на печатных платах – одно- и двухсторонних, продуманно соединенных шлейфами.

Цоколи ламп предусиления припаяны к установленной вертикально главной монтажной плате, а лампы мощности установлены с ручной пайкой. Как и в оригинальном AC30 замена ламп подразумевает необходимость частичной разборки усилителя, а также может потребоваться паяльник, чтобы отсоединить динамики.

Органы управления Custom Classic представляют собой интересную смесь старого и нового с приятными «бутиковыми» функциями. Имеется два входа – один для канала Normal и один для канала Top Boost. Расположенный рядом с ними переключатель позволяет закоммутировать входы друг на друга, заменяя кабель «джек-джек», к которому многие музыканты прибегали на стандартных AC30 чтобы уплотнить звук и расширить спектр возможностей усилителя.

Канал Normal имеет одну регулировку громкости и переключатель «brilliance», который добавляет в звук верха. Затем следуют настройки низких и высоких частот канала Top Boost и другой переключатель, который позволяет переключаться между стандартным и «альтернативным» режимом тембрблока. Как и в AC30HW, в Custom Classic встроен ревербератор с регулировкой уровня и тембра и полезным переключателем «Dwell», который меняет уровень сигнала на входе в ребербератор.

Сохранилось тремоло с регулировкой скорости и глубины эффекта, а завершает панель управления мастер-громкость и традиционная настройка «cut», которая по мере поворота ручки по часовой стрелке срезает излишний верх. На задней панели находятся выходы на внешние кабинеты с переключателем сопротивления.

Рядом с ним еще два переключателя, с достаточно глобальными функциями. Первый переключает номинал резистора в контуре катодного смещения ламп EL84, позволяя выбирать либо 22Вт режим с меньшим динамическим диапазоном в духе ранних моделей с 4 входами, либо режим с большим диапазоном и большей (около 33Вт) мощностью моделей с 6 входами. Второй переключатель меняет номинал сглаживающего конденсатора, делая отклик более плотным или более открытым.

Кроме того имеется последовательная петля эффектов с переключением уровня чтобы работать как с рэковой обработкой так и с пелалями и гнездо для прилагаемого ножного переключателя, который позволяет включать/выключать тремоло и ревербератор.

Нет никаких сомнений в том, что Custom Classic хранит звуковое наследие Vox – стеклянный верх, слегка «коробочная» середина и сбалансированный низ настолько типичны для AC30, как и следует, а алниковые динамики, которые стоят на самой дорогой в этой серии модели CC2X привносят характерный звонкий хруст. В оригинальном AC30 канал Normal звучит несколько рыхло и у него маловато верха, что честно воспроизводится в Custom Classic. Однако, если вы воткнетесь в него с хорошей педалью буста и выкрутите громкость до упора, вы вплотную приблизитесь к звучанию Queen, особенно если у вас в руках гитара сделанная из каминной доски, а в качестве медиатора используется шестипенсовик!

Задействовав переключатель «brilliance» вы подбавляете верха, получая насыщенный, кристальный, упругий ритмовый звук, который настраивает вас на классические риффы поп-музыки 60-х. Возможности канала Top Boost заметно расширены благодаря переключателю диапазонов эквализации, влияющему на интерактивность тембр-блока.

Возможность закоммутировать оба канала делает звук более насщыенным, позволяя получить плотный лидовый саунд. Диапазон гейна в предусилителе Custom Classic предусмотрительно ограничен умеренным уровнем, поэтому на сценической громкости легко можно вырулить звук, в котором искажение предусилителя и ламп мощности сливаются, усиливая эффект.

Переключатели смещения и сглаживания на задней панели позволяют адаптировать поведение усилителя под свой вкус – вы можете заставить свой Vox звучать более плотно или открыто, а также варьировать динамический диапазон. Реверберация превосходная. Возможность регулировки тембра, микса и чувствительности в полной мере раскрывают потенциал этого эффекта.

Тремоло звучит отлично в небыстрой пульсации, хотя верхний предел частоты молуляции мог бы быть и побольше. В целом поведение этого усилителя мало похоже на бескомпромиссный и немного негибкий характер стандартного AC30. Это один из тех усилителей, которые располагают к тому, чтобы покрутить ручки, вдарить по струнам, а потом углубиться в нюансы исполнения. Возможно все: от классических Beatles и Shadows до Queen и более жесткого звучания.

Продуманный дизайн обеспечивает большую степень универсальности усилителя при достаточной простоте и понятности настроек Заключение Custom Classic – это бесспорно AC30 для современного музыканта, которого достают «пережитки прошлого», присущие оригиналу. Новая схема и органы управления делают взаимодействие с усилителем более приятным, а звук воспроизводится весьма точно.

Кто-то может замахать руками в ужасе от того что это воплощение британского духа в усилителях теперь производится в Китае, но зато усилитель теперь намного более доступен по цене, а качество сборки ничуть не пострадало. На самом деле, оно намного лучше, чем в предыдущие несколько лет.

Если вам не хватает на вариант с динамиками Alnico, то стандартный вариант CC2 (укомплектованный специально разработанными динамиками Wharfdale) все равно обеспечит вам большую часть вышеописанного при еще более привлекательной цене. Никакой разницы в качестве между двумя моделями нет, хотя если вы хотите в полной степени получить весь кайф Vox, то стоит потратиться на вариант с динамиками Alnico.

В этой ценовой категории много усилителей, но немногие могут похвастаться сочетанием качества, характеристик и стильности с таким успехом, как это удалось Vox.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#3[03]2006   - Этот материал был опубликован в третьем номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.