Mini Lessons ‘84
Ступени музыкального мастерства

Созданная в начале 80-х, эта серия гитарных уроков, написанная Steve Vai, давно не издается, а оригинальный тираж имеет высокую коллекционную ценность среди отъявленных фэнов. Несмотря на то, что после их создания прошло более 20-лет, они до сих пор достаточно актуальны для гитаристов, которые задумываются о повышении своего мастерства.


ДАБЛ-СТОПЫ И ТРЕХНОТНЫЕ АККОРДЫ

Дабл-стоп - это исполнение двух нот одновременно. В этом уроке я объясню некоторые приемы с дабл- и трипл-стопами.

Когда вы во время соло упретесь в кирпичную стену, попробуйте задействовать дабл-стопы. Хороший вариант - нисходящие терции. Например, если вы играете в Ми-миксолидийском ладу (мажорная гамма с пониженной седьмой ступенью: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре), начните с До-диез на четвертой струне и Ми на третьей струне. Теперь надо двигаться по параллельным диатоническим терциям. Это значит, что вы играете терции, а мажорные или минорные, определяется необходимостью оставаться в диатонике лада Ми-миксолидийский.

Вниз по грифу следующим пунктом будут Си и Ре, потом Ля и До-Диез и т.д. Если вы просидите три или четыре часа, не играя ничего, кроме терций взад-вперед, вы в итоге додумаетесь до клевых фишек. Попробуйте демпфировать струны правой рукой, перескакивать через октавы, играть переменным штрихом.

После того, как вы усвоите терции, попробуйте кварты, квинты, сексты, септимы, октавы, ноны, децимы, ундецимы, дуодецимы и т.д. Если вы над всем этим проведете достаточно времени, результат определенно проявится в вашей игре.

Второй, похожий, прием - это использование трипл-стопом. Он эффективен при обыгрывании аккордов или компинге. Возьмем диатоническое трезвучие на трех тонких струнах и будем смещаться в параллельном диатоническом движении. Например, если мы находимся в тональности Ми и играем Си-минорное трезвучие (в аппликатуре 10-й позиции: Фа-диез, Си, Ре), то при движении вниз следующим трезвучием будет Ля-мажорное (аппликатура: Ми, Ля, До-диез). Следующий аккорд будет Ми-мажорное трезвучие (Ми, Соль-диез, Си). Затем будет Ре-мажорное трезвучие (Ре, Фа-диез, Ля). Этот прием может быть использован с аккордами, построенными по квартам. Играя эти аккорды, надо только быть внимательным относительно того, как они разрешаются.

Экспериментируйте!
Вам нет необходимости знать, что это за аккорды, хотя не помешает выучить, как они называются.

Начните, ограничивая себя с трех нот на аккорд. Затем попробуйте четыре ноты на аккорд. Пробуйте использовать только конкретные струны и т.д. Выстройте последовательность из нескольких аккордов, меняйте позиции, вообще, экспериментируйте. Скучать не придется.

Аппликатура аккорда - это порядок нот относительно звукоряда. Например, аппликатура аккорда Соль-мажор в открытой позиции: прима, терция, квинта, прима, терция, прима. Это значит, что первая нота аккорда - это первая ступень гаммы Соль-мажор, вторая - третья ступень, третья - пятая ступень и так далее.

Еще один способ найти аккорды, которые вы еще не играли, это написать последовательность цифр и использовать их в качестве аппликатуры аккорда. Возьмем, к примеру, цифры 1, 3, 6 и 5. Это даст нам мажорный секстаккорд. Можно использовать последовательности цифр из телефонного номера (777-1369). Если бы вы играли все ноты в этом порядке, звучало бы не очень здорово. На самом деле, на гитаре не найти семи струн (не забывайте, урок написан в 1984 году). Поэтому берите последние 4 цифры. Это дает очень приятный аккорд. Начав с этого, вы можете варьировать, пока не найдете тот самый затерянный аккорд, который так безуспешно искали. Некоторые люди так играют в лотерею. А мы строим аккорды.


ВИБРАТО

Те, кто начинает играть на гитаре, должны осознать важность эффективного применения вибрато. Отрабатывайте его и не ограничивайте себя одним типом вибрато. Один момент, который важен, когда вы начинаете работать с вибрато - интонирование. Очень легко завысить ноту в процессе вибрирования. Иногда это может быть эффектно, но в случае злоупотребления это будет звучать ужасно.

Выделим три типа пальцевого вибрато:

1. Рок вибрато
Вибрируйте ноту, покачивая ее вверх и вниз «с земли на небо», заставляя высоту тона колебаться только вверх. Эта техника самая популярная среди рок-гитаристов, например, Page, Hendrix и Clapton. Лично я нахожу ее ограниченной (но в этом нет неуважения).

2. Классическое вибрато
Вы можете видеть этот стиль у исполнителей на скрипичных инструментах. В этой технике вы сперва сдвигаете струну вперед по грифу, потом назад. При движении вперед струна звучит ниже, потому что на участке от зажатого лада до бриджа ослабляется ее натяжение. По тому же самому принципу движение назад повышает звучание струны. Это эффективное вибрато, потому что модуляция идет между повышением и понижением высоты и больше контроля за интонированием ноты. Недостатком является то, что оно не может быть очень интенсивным. Разве что, можно очень быстро осуществлять вибрато за пределами лада. Например, можно играть ноту Ми на третьей струне и скользить по грифу на лад в обе стороны. Warren DiMartini из Ratt известен этой техникой.

3. Круговое вибрато
Это мое любимое, потому что оно дает самую сладкозвучную выразительность. В этой технике ваш палец совершает на струне круговое движение. Начинайте с движения струны вперед, а потом потяните ее немного вниз. В процессе снимите усилие, направленное вдоль. Затем оттягивайте струну назад, после чего поднимите ее вверх. То, что вы делаете, - это комбинация из первого и второго типов вибрато, создающая круговое движение вокруг центра, каковым является исходная нота. Причина, по которой я так люблю это вибрато, в том, что она помогает держать интонирование в перспективе. Нота в процессе вибрато повышается и понижается. Глубина и скорость вибрато легко контролировать.

Отрабатывая эти типы вибрато, начинайте медленно и ровно. Продолжайте медленно, но очень глубоко. Затем попробуйте быстрое, но мелкое вибрато, а потом быстрое и глубокое. Попробуйте быть как можно более деликатным. Потом попробуйте быть настолько жестким и быстрым, насколько пальцы еще не срываются с грифа (да пусть срываются, если хотите).

Затем все эти варианты вибрато отработайте с 2-нотными, 3-нотными, 4-нотными, 5-нотными, 6-нотными аккордами. Удачи!

Вибрато - самый творческий способ экспрессии на гитаре. Каждая песня требует своего подхода к экспрессии. Пусть ваше вибрато выскажется.


СТРАННЫЕ ЗВУКИ

В этом уроке я приведу примеры странных - а иногда забавных - звуков, которые можно извлечь из ваших гитар.

Рок-гитаристу, который стремится впечатлить публику, потребуется достаточное количество неожиданных «взвизгов» и шумов, извлекаемых из инструмента. Это может быть эффектным, но в случае злоупотребления это может достать. Вне контекста сценических кунштюков шумы могут быть использованы в конструктивном русле. Некоторые из этих звуков требуют гитары с мощными датчиками и тремоло.

  • При помощи рычага опустите шестую струну до такой степени, чтобы она начала болтаться. Попробуйте поиграть на шестой струне.
  • То же самое, но на этот раз дайте шестой струне примагнититься к звукоснимателю. Движением рычага поднимите струну, затем опустите, чтобы примагнитилась. Отлепите. Прилепите. Отлепите. Звучит, как затянувшаяся отрыжка.
  • Утопите рычаг очень низко. Извлеките флажолет на пятом ладу (или другой, который прозвучит). Быстро утопите рычаг еще ниже. Затем верните в нормальное положение. Уи-и-у-и-у-иииии!
  • Поверните рычаг на 180 градусов относительно его обычного положения. Кулаком ударьте по нижней части корпуса гитары, как можно сильнее. При этом всякий раз берите на грифе ноту. Удар приводит тремоло в «истерику», и оно вибрирует с очень большой частотой. Возможно, это не очень здорово для гитары, но это звучит очень клево.
  • Ногтем второго пальца левой руки потяните вторую струну с грифа в сторону пола, заведите ее за край грифа. Вы получите очень забавный «взвизг». Он вызван тем, что струна скользит по ладам и звукоснимателям. Этот эффект также работает и на третьей струне. Правда, таким образом можно запросто сорвать ноготь.
  • Вторым пальцем правой руки возьмите ноту на третьей струне. Теперь двигайтесь вверх по грифу (в сторону бриджа), пока вы не выйдете за его пределы. Продолжайте очень сильно давить на струну, пока она не запищит на звукоснимателях. Вот это прикол. Звучит, как будто у вас из гитары разлетаются маленькие зверушки.
  • Играйте по струнам за верхним порожком. Если у вас стоит каподастр или запирающийся верхний порожек, этот трюк не сработает.
  • Если у вас есть тремоло с пружинами, играйте по ним медиатром.
  • Можно кричать в датчики.
  • Выньте кабель из гитары и коснитесь им языка. Щелк!
  • Бейте по струнам гитарным кабелем. Хрясь!
  • Вытяните из гитары максимально высокую ноту, пока струна не порвется.
  • Проведите медиатором вдоль струны, чтобы получить типичный скрежет в стиле «мощный рок-саунд».
  • Если вы достаточно наиграетесь с предыдущим примером, вы быстро зазубрите медиатору кромки. Это явление, в свою очередь, ведет нашу фантазию к множеству других извращений: a) Проведите зазубренной кромкой медиатора поперек струны, когда вы берете ноту. Это даст «стеклянный» эффект. b) Возьмите ноту До на третьей струне. Зазубренной кромкой медиатора быстро «пилите» по струне двумя ладами выше.
  • Если у вас нет топ-лока, подтягивайте ноты за верхним порожком. Подтяните третью струну до Ля или выше, нажимая на струну за порожком. Можно придумать еще миллион «комбинаций частот». Над каждым из приведенных примеров можно бесконечно фантазировать. Ломайте головы, дуболомы!



ПОСТРОЕНИЕ АККОРДОВ НА СЛУХ

Увлекшись всякими клевыми шумами, трюками и запилами, которые сопровождают игру соло, гитарист может позабыть про изучение аккордов. Этот урок посвящен конструированию аккордов для пополнения вашего лексикона. Я бы посоветовал, чтобы все новые формы аккордов, на которые вы набредете, были записаны в виде аккордовой диаграммы и заучены.

Вот пример аккордовой диаграммы:

Вот некоторые эксперименты, позволяющие пополнить свой аккордовый лексикон. Начните с аккорда, который вам известен. Затем любой из пальцев сместите на лад выше или ниже. Если результат звучит хорошо, зарисуйте его и запомните. Черт возьми, так можно написать песню. Если звучит не очень хорошо, попробуйте сместить другой палец. Вы можете построить таким образом бесчисленные миллионы аккордов. Вот несколько примеров:

Начните с аккорда Ре-мажор (D) - барре в 5 позиции. Ноты, в него входящие: Ре, Ля, Ре и Фа-диез. Затем случайным образом сместите некоторые ноты.

Понизим Фа-диез до Ми, получив аккорд E2. В процессе изменения подбирайте удобную постановку пальцев. Теперь повысим Ля до Си. Это аккорд D(6/9). Добавим сверху Ля и понизим Ре на третьей струне до До-диез. Это Dmaj7(6/9). Теперь добавим Си (на шестой струне) в басу. Это аккорд Bm11. Снимите палец с шестой струны и оставьте открытую Ми. Это аккорд E13 (без терции). Теперь свдиньте всю конструкцию на два лада вверх, и т.д. до бесконечности.

Другая идея, от которой можно отталкиваться, - это сыграть аккордовую аппликатуру, которую можно перемещать, и она остается диатонической в различных позициях. Например (снова в тональности Ми-миксолидийский), в 12 позиции возьмите Ми на четвертой струне своим третьим пальцем. Первым пальцем возьмите Си на второй струне, и мизинцем - Фа-диез на первой струне. Это один из моих любимых аккордов у Hendrix:

В тональности Ми-миксолидийский вы можете использовать эту аппликатуру в открытой, 2, 5, 7, 10 и 12 позициях.

Другая моя любимая перемещаемая аппликатура - это До-диез, Фа-диез, Си, Фа-диез в 11 позиции. В Ми эта аппликатура работает во 2, 4, 6, 9 и 11 позициях:

Еще множество вариантов!


ПОДТЯГИВАНИЕ НОТ

Однажды я сел и положил ботинок на нижнее Ля педали Moog Taurus. Я включил драм-машину и сказал себе, что следующие три часа буду играть соло поверх этой педальной ноты и сосредоточусь исключительно на подтягивании нот. Некоторыми интересными идеями, к которым я пришел, я поделюсь здесь.

Самый известный способ подтягивания нот - это поместить три пальца на соседние лады и подтянуть ноту на целый тон относительно исходной высоты звучания. Чтобы читать дальше, вы должны хорошо освоить эту технику.

Один момент, о котором всегда надо помнить, подтягивая ноты, - это интонирование. Убедитесь, что нота, которая звучит, это та, которая вам нужна. Вот несколько примеров на пробу:

  • Извлеките ноту и подтяните на пол-тона, чтобы она звучала как нота ладом выше (например, сыграйте Соль и подтяните ее до Соль-диез).
  • Извлеките ноту и подтяните ее на полтора тона (тремя ладами выше) исходной ноты (сыграйте Соль и подтяните до Ля-диез)
  • Извлеките ноту и подтяните ее на два тона (четырьмя ладами выше) исходной ноты (сыграйте Соль и подтяните до Ля-диез)
  • Попытайтесь подтянуть на пять или даже шесть полутонов, если получится.
  • Вот техника «восходящих подтягиваний». Извлекаем ноту, подтягиваем ее на два полутона, возвращаем в исходное положение и сдвигаем палец вверх по грифу на следующую ступень гаммы. После того, как нота прозвучит, дотягиваемся через два (или три) лада до следующей ноты в гамме, возвращаемся в исходную ноту. Двигаясь дальше по грифу, повторяйте это упражнение, пока некуда будет дальше двигаться. Вот пример блюза в тональности Ля:
    Берем третьим пальцем ноту Соль (8 лад). Подтягиваем ноту до Ля, возвращаем в Соль, делаем слайд третьим пальцем в Ля, затем тянем до До. Возвращаемся в Ля, сдвигаемся в До и подтягиваем до Ре. Возвращаемся в До, сдвигаемся в Ре, и дотягиваем до Ми. Продолжайте этот процесс, пока не настанет пора дотягиваться от Ля до Си на 22 ладу. Во всем этом участвует только один удар медиатора. Это только слайды и подтяжки.
  • Заранее подтяните ноту, извлеките ее и верните в нейтральное положение. Например, на 2 струне подтяните Ля (10 лад) до Си. Извлеките ноту и верните ее в Ля. Повторите это 7 раз как можно более быстро и аккуратно и вы получите хороший эффект.
  • Подтяните ноту и, удерживая ее незанятыми пальцами, играйте на других струнах. Например, находясь в 9 позиции, подтяните на третьей струне Фа-диез до Соль-диез. Удерживая эту ноту и позволяя ей звучать, играйте четвертым пальцем ноту Ми на первой струне (12 лад). Затем первым пальцем берем ноту До-диез (9 лад). Затем четвертым пальцем ноту Си на второй струне (9 лад). Все это время мы удерживаем ноту Соль-диез, которая подтянута от Фа-диез, взятой третьим пальцем. Все это может звучать сложно, но прорабатывайте это медленно.
    Если вы сядете и сконцентрируетесь только на выполнении подтяжек, вы сможете придумать свои интересные варианты.



СКОРОСТНАЯ ИГРА РИТМА

Сегодня, в эту эпоху, ритмический подход к песням в контексте рока обычно требует знания двух базовых техник. Во-первых - это игра приглушенными восьмыми нотами, когда вы глушите струны ребром правой ладони. Обычно играются две-три струны. Кроме того, есть полномосштабный «скребок», когда вы вышибаете полный аккорд - еще один пример «большого рок-саунда».

В любом случае, что бы вы не играли в ритме, важно играть синхронно. То есть в темпе. Исключением будет, если вашей целью является звучать, как пьяный (или вы действительно пьяны). При отработке ритма должна использоваться драм-машина или метроном. В случае, когда вы пытаетесь сыграть что-то, несколько превосходящее ваши физические возможности, начинайте с темпа, при котором вы можете сыграть аккуратно. Необходима аккуратность! Постепенно повышайте темп.

Вот техника скоростной игры ритма. Этот пример потребует расслабленного запястья. Потрясите своей правой кистью, как можно быстрее (осторожно, не пораньте себя!). Теперь, когда вы попробуете перенести это на струны, звучать поначалу, возможно, будет не очень хорошо. Отметьте положение кисти и запястья, при которых достигается наибольшая скорость. Цель в том, чтобы добиться чистого звучания струн, когда вы с этой скоростью работаете медиатором. Когда вы добьетесь аккуратности в движении вверх-вниз, попробуйте добавить к этому акценты и модифицировать ритмический рисунок. В размере 6/8 попробуйте сыграть этот рисунок на любом аккорде: (D = удар вниз, U = удар вверх):

Ритм должен быть ровным. Начинайте с медленного темпа и постепенно его наращивайте. Вот пример в 4/4:

Чем быстрее мы играем, тем труднее получить полный удар при быстрой игре вниз. Постарайтесь добиться ровных 16-х при темпе 108 ударов в минуту или больше. Эта техника также хороша для ритма в нечетных размерах, таких, как 5/8. Чтобы придумать больше упражнений на пробу, просто случайным образом напишите ряд «D» и «U» так, чтобы после каждой «U» была «D» и не надо было играть более двух «D» подряд. Например, D U D D U D U D U D D U. Теперь попытайтесь.

Вот еще некоторые идеи относительно звукоизвлечения в ритме:

  • У самого бриджа гитары играйте медиатором от тонких струн к толстым. Это подчеркнет высокие обертона нот, придав колокольный призвук.
  • Играйте медиатором перпендикулярно струнам. Это может дать много приятных обертонов, если играть в нужной зоне. Экспериментируйте.
  • Поробуйте добиться различных звуков путем игры посторонними предметами, например, мягким камнем, монетой, карандашом, письмом, бритвенным лезвием (осторожно!) и т.д. Только не пораньтесь!



МЕЖСТРУННЫЕ СКАЧКИ

Когда вы почувствуете, что играете по проторенной колее, попробуйте перескакивать через струны для достижения различного эффекта. Например:

  • Играйте соло, поставив перед собой условие играть только на определенных двух струнах, отстоящих друг от друга через одну. (Например, первая и третья).
  • Попробуйте перескакивать через две струны и ограничьте себя только двумя струнами (пятая и вторая струны, например).
  • Попробуйте перепрыгивать через три струны. Ограничьте себя только шестой и второй струнами и т.д.

Попробуйте поиграть один из этих примеров десять минут подряд, не выходя за рамки «правил». Затем попробуйте поиграть подольше. Вы обнаружите, что у вас получаются мелодии и фразы, до которых вы иначе никогда бы не додумались. Это также хорошее упражнение на концентрацию.

Еще один подход - октавные замены. Он заключается в переносе некоторых нот из заученной фразы на октаву и выучивании ее заново.

Вот один пример:

Можно так поступить и с гаммами:

Есть множество вариантов для ваших экспериментов. Вы можете придумать несколько тысяч самостоятельно.

Другая форма октавной замены заключается в том, чтобы, скажем, сыграть фразу из трех нот подряд. Потом сыграть ее же, но октавой выше или ниже. Попробуйте опустить или поднять и в другие октавы.

Октавная замена может быть использована и в аккордовых аппликатурах. Например, сыграйте ноту Ре на третьей струне (19 лад), Соль на второй струне (20 лад) и Ля на первой струне (17 лад). Это трезвучие G2 triad. Теперь опустим всю аппликатуру на октаву до Ре на четвертой струне (12 лад), Соль на третьей струне (12 лад) и Ля на второй струне (10 лад). Вы можете даже опустить ее еще на октаву.

Попробуйте это с несколькими из ваших любимых трезвучий. Выстройте их в разном порядке. Запишите с драм-машиной и играйте поверх них, применяя описанные выше октавные замены и межструнные скачки. Но самое главное, отрывайтесь!


ЛЕГАТО ЛЕВОЙ РУКОЙ (Пуллы и Хаммеры)

Когда мы читаем или слышим слово «легато», это значит сыграть заданный пассаж гладко или текуче. Когда мы играем ноту медиатором, мы слышим определенную артикуляцию. Лучший способ сыграть пассаж легато - это использование хаммеров и пуллов. Начнем с пары упражнений на трели:

  • Играйте минуту подряд без остановки трель вторым пальцем относительно первого. Играйте сильно, чисто и ровно. Затем третьим - относительно первого и четвертым.
  • Повторите то же самое, только на этот раз третьим - относительно второго, затем четвертым - относительно второго, затем четвертым - относительно третьего.

Целью является сделать все пары пальцев одинаково сильными в трелях. Как вы увидите, потребуется некоторое время, чтобы это получалось аккуратно, но когда это случится, подвижность и координация вашей левой руки удвоятся.

Вот великолепное упражнение на легато. Попробуйте его в три пальца. Начните с Ля на первой струне (5 лад), затем сделайте хаммер на Си третьим пальцем, затем хаммер на До четвертым пальцем. Пуллом четвертого пальца заставьте звучать Си. Снимите третий палец, чтобы прозвучала Ля (не касайтесь струны медиатором). Повторите процесс. Продолжайте в том же духе, пока хватит выдержки. Играйте под метроном и придерживайтесь темпа. После этого попробуйте все комбинации пальцев, которые только можете представить.

Следующая техника включает в себя переход со струны на струну, чтобы ноты звучали чисто без участия медиатора.

Чтобы это сделать, надо играть хаммер на соседней струне. Это заставит ноту прозвучать. Попробуйте, как раньше, сыграть ноту Ля на первой струне медиатором, как и раньше, сыграть хаммер на Си, хаммер на До. Снять ноту снова на Си, потом снять на Ля. После этого сыграйте хаммер четвертым пальцем на ноте Соль второй струны (8 лад). Затем делайте пулл на ноту Ми на второй струне (пятый лад). Вы там, откуда начали, но на другой струне. Продолжайте то же самое на всех струнах по очереди. Целью является ровное, устойчивое движение со струны на струну. Отработайте это по всем ладам в разных направлениях.

Отрабатывая это и другие упражнения, обязательно играйте их вверху грифа, где лады узкие. Это поможет стать крутым. Выше приведен пример этого упражнения, начинающегося с 5 лада и идущего по всем струнам. Эта техника откроет вам много возможностей. Вот что можно попробовать:

  • Поиграйте таким образом по всем струнам во всех возможных комбинациях пальцев.
  • Поиграйте под метроном, группируя ноты в ровные 16-е. Потом попробуйте триоли.
  • Играйте по всем струнам диатонику в любой тональности по желанию.
  • Повторяйте это упражнение, двигаясь вверх по грифу.

Allan Holdsworth - мастер игры в этом стиле.


ДВУРУЧНЫЕ АППЛИКАТУРЫ АККОРДОВ

Поскольку гитара настроена по квартам и в среднем музыкант может охватить не больше 6-7 ладов, на этом инструменте труднее подобрать аппликатуру к определенным аккордам, чем на пианино или, например, арфе. Есть некоторые нетрадиционные способы играть на гитаре аккорды и получить определенные напряжения и аккордовые ступени, которые нормальным образом не получить. Один из них - перестроить гитару так, чтобы ноты, которые вам нужны, были в пределах досягаемости. Второй способ - использовать пальцы правой руки, чтобы зажимать ноты. Скоро эта техника будет не столь необычна (не забудьте, материал написан в 1984 году).

Начните с аккорда Ля, барре в 5 позиции: Ля на 6 струне, Ми на 5 струне, Ля на 4 струне и До-диез на 3 струне. Остановимся на этом. Сыграйте тэпом правой руки ноту Ми на 2 струне (17 лад).

Попробуйте придумать по меньшей мере 100 подобных аккордов, используя правую руку таким образом.

Теперь попробуйте начать с того же аккорда, что и раньше, но добавив еще один палец правой руки. Третьим пальцем правой руки возьмите также Си на первой струне (19 лад), извлекая правой рукой две ноты одновременно.

Теперь вернитесь к тем 100 аккордам, что вы записали, и используйте два пальца правой руки в их аппликатурах. Когда вы закончите, попробуйте добавить третий палец, чтобы получить больше комбинаций.

Еще можно попробовать строить аккорды двумя руками, играя трезвучие (аккорда из 4 нот) в высоком регистре гитары, зажимая басовую ноту правой рукой.

Кластер - это аккорд, в котором все ступени расположены вплотную. Эти аккорды бьют прямо по мозгам, когда вы их слышите. В стандартном строе кластеры можно сыграть, только задействовав на грифе правую руку. Вот некоторые, которыми можно помучить себя:




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#4[02]2006   - Этот материал был опубликован в четвертом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.