Tempo Mental
Погружение в глубины ритмического мышления

Прежде чем начать знакомство с этим текстом, я хочу, чтобы вы отметили, что это очень "старый" материал. Я написал его в 1983 году для одного музыкального журнала. Но так сложилось, что он не был опубликован тогда.

Дело было летом 1978 года. Мне только исполнилось 18 лет, и я послал Frank Zappa кое-какие, сделанные мной, транскрипции. Он ответил предложением постоянной работы по транскрипции его всевозможной музыки от сольных партий до оркестровок. Существенную часть работы составляли гитарные соло, некоторые из них с аккомпанирующими барабанными партиями. Frank играл все гитарные партии, а на барабанах был Vinnie Colaiuta. Эти парни развлекались в обеденный перерыв, много экспериментируя с ритмом и необычной фразировкой. Моей задачей было расписать этот материал настолько точно, насколько я могу.

Записи были сделаны с использованием различных подходов. В некоторых случаях вся группа играла вместе живьем. Иногда FZ записывал свои соло поверх в студии. Интересно, что Frank иногда брал барабанную партию из определенной части определенной сессии, а гитарное соло из определенной части другой сессии и накладывал его поверх. Frank издал некоторые из этих соло и барбанных партий в виде книги. Она называется "The Frank Zappa Guitar Song Book".

Расписывая материал, я часто сталкивался с ситуациями, которые заставляли меня обращаться к интуитивным областям своего воображения и находить средства и конструкции, которые я никогда раньше не встречал. Вскоре я обнаружил, что многие современные композиторы использовали (и используют) подобную нотную запись. В этой статье я постараюсь показать и объяснить некоторые из этих концепций и средств. Помимо большой образовательной ценности это поможет вам разобраться в некоторых неоднозначных моментах транскрипций из "The Frank Zappa Guitar Song Book".

Термин "полиритм" расшифровывается буквально. Два ритма или "пульса", звучащие одновременно. Большинство читателей должно иметь хорошее представление о простых триолях. В принципе, это полиритм. Три восьмых ноты играются в отрезке двух восьмых. Вот еще некоторые простые примеры:

Эти ритмы могут исполняться рубато (свободно) или не рубато (очень точно и ровно). Оба подхода имеют свои преимущества.


ГРУППИРОВКА ПОВЕРХ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ДОЛЕЙ

Идея сгруппировать "неровное" количество ударов внутри одной доли реализуема и в виде неровного количества ударов внутри двух долей

Первая цифра (5) обозначает количество ударов, которые должны быть уложены в заданный промежуток. Вторая цифра (2) обозначает количество долей, поверх которого накладывается заданное количество ударов. Длительность в нотной записи определяет длительность долей, которые происходят в заданном вторым числом промежутке. Поэтому эта запись означает "пять нот в промежутке двух четвертей".

Чтобы увидеть, как математически ложатся доли, вам надо сделать следующее разбиение:

Вот ритм из пяти нот, ложащийся на две доли. Мы знаем, куда приходится первая доля, но нам нужно знать, куда придется и вторая. Нам потребуется найти общее кратное.

Разобьем восьмые ноты на шестнадцатые. Нам нужно, чтобы по обе стороны доли было одинаковое количество нот.

Разбивая ритм в группы по пять нот по обе стороны доли, вы теперь видите, что вторая доля приходится на слабую половину третьей восьмой квинтоли. Это работает точно так же, если вы попробуете разделить любое нечетное количество ударов между двумя долями.

Аналогичный подход используется, когда полиритм из неровного количества ударов надо равномерно положить на три пульсации. Сперва требуется общее кратное между двумя количествами. Потом надо поделить ноты поровну между пульсациями.

Вот следующий пример, означающий, что семь ударов равномерно укладываются в промежуток трех четвертей.

Мы знаем, куда приходится первая доля. Общее кратное у семи и трех - двадцать один.

Нарисовав 21 ноту и сгруппировав их по семь, вы увидите, куда приходятся доли. Перегруппировав ноты в семь по три, вы получите триоль из каждого удара.

Другой способ группировки выглядит так:

Как видим, есть метод, позволяющий прояснить любую полиритмическую ситуацию. Здесь показаны самые простые варианты.


ПОЛИРИТМ ВНУТРИ ПОЛИРИТМА

Можно зайти настолько далеко, что начать перегруппировывать ноты внутри полиритма.

Сыграйте четвертную триоль как будто бы обычным образом, но когда вы дойдете до второй триольной четверти, сыграйте на нее триоль. Затем обычным образом играйте последнюю триольную четверть.

Вот пример квинтоли (пять ударов на одну четверть) с шестнадцатой триолью, вместо последних двух шестнадцатых фигуры. То есть надо играть первые три ноты, как если бы вы укладывали пять нот в четвертной промежуток, а в конце в промежутке двух квинтольных шестнадцатых сыграть три ноты.

Как можно себе представить, с такой фишкой не стыдно показаться на глаза людям. Следующие примеры взяты из некоторых песен, приведенных в "The Frank Zappa Guitar Song Book".

Хотя некоторые из этих примеров могут показаться неоднозначными (и/или пугающими), при понимании и усердии их можно играть аккуратно. Когда у вас есть базовый пульс и вы укладываете поверх него альтернативный ему ритм, вы придаете песне определенный колорит, который не может быть выражен каким-либо другим способом.


МЕТРИЧЕСКАЯ МОДУЛЯЦИЯ

 

Некоторые композиторы используют метрическую модуляцию в процессе написания музыки. С практической стороны это дает пьесе ощущение ускорения или замедления.

Написанное означает, что триольная восьмая нота из первого такта теперь равна "прямой" восьмой ноте второго такта.

В этом примере шестнадцатая нота секстоли из первого такта теперь равна "прямой" шестнадцатой во втором такте.


ДОЛЕВОЕ СМЕЩЕНИЕ

Другим случаем, с которым я столкнулся, работая над транскрипцией, были полиритимы, которые стартуют не с доли. Вот некоторые примеры:

Эти примеры могут быть переписаны в нечетных размерах, что, возможно, облегчит кому-то их исполнение. Но если играется в строгой пульсации, то, скорее всего, лучшим способом будет расписать пример, как это сделал я.


ПРЕРЫВАЮЩИЙСЯ ПОЛИРИТМ

Еще один интересный эффект - замена ритма прерванным полиритмом. Это почти то же самое, что метрическая модуляция внутри такта, только в целом такт укладывается в номинальный размер.

Этот такт начинается с двух восьмых (одна доля). В следующей фигуре первые две восьмые ноты играются, как триольные восьмые. Затем пульс возвращается к исходному, так что на этот момент сыграна одна и 2/3 доли. Шестнадцатые ноты играются в исходном пульсе, доводя счет до двух и 2/3 доли. Следующая восьмая нота играется, как триольная восьмая. Это дает нам три сыгранных доли. Оставшаяся часть такта играется в исходном пульсе.

Другой (на мой взгляд, более простой) нотной записи этого примера:

Еще один способ записи первого примера:

При использовании такого рода нотной записи в композиции потребуются некоторые объяснения в начале пьесы. Вот еще примеры:

Другим случаем является, когда у вас внутри такта возникает метрическая модуляция, после которой темп возвращается к исходному, и у нас остается неизрасходованное время, чтобы потратить. В этом примере у нас есть две восьмых, потом две триольных восьмых. Это дает в сумме одну и 2/3 доли. Затем мы играем четыре шестнадцатых ноты в исходном темпе, что дает нам две и 2/3 доли. Следующая группировка предписывает сыграть две восьмых ноты за промежуток, составляющий одну четверть (это было бы три и 2/3 доли) и одну триольную восьмую.

То есть группировка предписывает сыграть две восьмых ровно в промежутке одной и 1/3 доли.

Вот еще некоторые примеры на эту тему. Эти примеры все в размере 4/4, но вы можете взять эту концепцию и трансформировать ее для нечетных размеров, вальсов, самбы итп.

Как видим, все эти фишки требуют много усердия и хорошего понимания. Лучше всего пытаться усвоить их по частям.

Вот пример для законченных маньяков:

Вы бы спросили: "Зачем, Стив?"
Я бы ответил: "Не знаю."
Вы бы спросили: "Кто возьмется это играть?"
Я бы ответил: "Не знаю."

Это экстремально на сегодняшний день… Но может не для компьютеров завтрашнего дня (Напоминаем, статья была написана в 1983-1984 году).

Еще один из приемов, который я применяю, - это наложение полиритмов, он может оказаться довольно непростым, и лучше всего применять его, когда нет однозначной привязки к размеру.

Один из способов исполнения этого феномена, это играть первые пять восьмых нот, как если бы они были равны восьмым из восьмой триоли.

Можно переписать это в следующем виде:

Другим походом к этой ситуации будет играть первые две восьмые, как восьмые из восьмой триоли. А затем сыграть остальные три внутри пространства 1 и 1/3 доли.

Другим способом записи будет:

Вот еще подобные примеры:

Можно найти аналогичные примеры в "The Frank Zappa Guitar Song Book", хотя они и не настолько экстремальные. Среди самых странных вещей, что я расписывал для Frank, были партии человеческой речи.

Вот пример:




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#4[02]2006   - Этот материал был опубликован в четвертом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.