АВТОР СТАТЬИ : ТИМ ИСМАЙЛОВ

«Старый друг — лучше!..»

Вспомнился именно этот афоризм, когда я взял Gibson Thunderbird в руки — для меня, 1984 года рождения, такие раритетные бас-гитары все одинаково "старые" и невероятно далекие. Впервые выпущенный на свет в 1963 году, этот Gibson смотрится одним большим приветом из далекого прошлого, подобно каким-нибудь рыцарским доспехам или китайской вазе династии Мин. Очевидно, подобный бас следует брать в руки с особым трепетом и благоговением, поскольку ты притрагиваешься буквально к целиковой истории музыки, но, будучи профаном в области рок-хронологии, я просто попытаюсь разглядеть в этой бас-гитаре как таковой инструмент, средство для создания басовых партий. Но во избежание возможных обид фанатов славного рок-н-ролла, обещаюсь сразу добавить к оценке Gibson Thunderbird пару баллов за бесспорный авторитет играющих на нем титанов типа Адама Клейтона из U2.

Итак, что же это за бас? Его история начинается на заре 60-х, когда в ответ на растущую популярность новомодных дизайнерских решений Fender был сделан шаг к более футуристическому дизайну со строны Gibson. Thunderbird — это персонаж сказаний индейцев северо-западного побережья Америки, птица-буревестник. Появляясь где-то, эта птица несет с собой раскаты грома, молнии и прочее светопреставление. Помимо Thunderbird, Gibson выпустил аналогичной формы гитару Gibson Firebird — всем известная птица Феникс, с легкой руки гитаростроителей ставшая кроме сакрального символа возрождения еще и символом гитарного рока 60-х. Так вот и сложилась эта серия Gibson в ответ на завоевание гитарного рынка Fender. Символично, что эти инструменты, принявшие непосредственное участие в зарождении культа хард-рока, байк-культуры и вообще всего рычащего, были спроектированы известным автомобильным дизайнером из Детройта Реем Дитрихом (Ray Dietrich).

Гриф. Со своего появления Thunderbird претерпевал разные изменения, в частности появлялись версии с одним звукоснимателем, различными креплениями грифа, колками и т.д. Сегодня это уже Thunderbird IV, увидевший свет в 1987 году и оставивший три предыдущие версии в далеком прошлом.

Гриф как таковой выглядит очень интересно. Головка грифа изображает хищный клюв, оригинальная черная пластиковая накладка на фронтовой поверхности головки создает импровизированную окантовку выглядывающим из-за нее деревом. Породы дерева для грифа были избраны интересным образом — в нем чередуются пять больших кусков махагона с тонкими вставками из ореха. Как и следует тому быть, у инструмента со "взрослой" ценой точки на грифе выполнены из перламутра, однако тем паче показалась очень броской и дешево выглядящей пластиковая "заслонка" на головке грифа для сокрытия углубления анкерного корда. Эта пластинка с золотистой надписью "Gibson" как-то настолько неубедительно смотрится на таком легендарном инструменте, да и издалека весь блеск надписи размывается расположенными сверху струнами. Нет, не стоит кривить душой — это выглядит дешево.

Гриф приятный на ощупь, форма буквы "C". Наверное, неправильно было бы тянуть с тривиальным резюме касательно назначения Thunderbird — хотя на грифе 20 ладов, но там хоть 35 можно ставить, дальше 15 лада доступ уже затруднен, а общая эргономичность бас-гитары категорически требует от басиста исполнения партий "наверху" грифа в стиле Криса Новоселика из Nirvana или вышеуказанного Клейтона. Gibson Thunderbird спроектировал крепление "гриф-сквозь-корпус", так что это дополнительная помощь сустейну и общей палитре звучания бас-гитары.

Корпус. В воображении родилась такая сцена — стоит потенциальный покупатель старого коллекционного автомобиля середины ХХ века, и, уперев руки в боки, критикует автомобиль за то, что у него обтекаемость слабая, да и вообще, кресла без обогрева! Этой сценой я пытаюсь пояснить бессмысленность собственных возмущений касательно формы корпуса, которая никак не вяжется со словом "эргономичность". Так что без лишних объяснений просто перейду к характеристикам корпуса Gibson Thunderbird. Корпус выполнен, соответственно, из трех кусков: в центре продолжение девятикусковой грифовой части, по краям корпуса — ореховые "рога". Никаких "срезов", "закруглений" и т.д. на корпусе нету, все формы очень резкие. Отмечу, что центральная часть корпуса довольно грубо выставлена на 2-3 миллиметра вперед, в каких целях — ответить затрудняюсь, так что уступлю право на собственное эстетическое видение дизайнерам Gibson. Нижний рог закрыт белой пластиковой накладкой с изображением того самого Thunderbird’а. Очень правильное решение, учитывая, что большинство басистов играют на этом инструменте медиатором и, следовательно, сильно бы царапали корпус, не будь такой защитной накладки.

Бридж Gibson Thunderbird выглядит очень забавно в сравнении с сегодняшними навороченными системами BaDass II, Lightwave и т.д. С миниатюрными изгибами, маленькими винтами регулирования общей высоты бриджа, он просто самым гармоничным образом вписывается в облик такого "винтажного" баса.

На Gibson Thunderbird установлены два керамических хамбакера TB Plus, соответственно, с 3-мя регуляторами: громкость, громкость, тембр. Что же мы от них можем получить? Мы получаем звук, довольно похожий на классический "голос" Fender Precision, яркий, глубокий, сочный. Получился очень четкий, "хваткий" съем нот, очень красивый и насыщенный звук от слэпа, вполне выразительный звук при игре медиатором. Да, этот бас для этого и создан. У него, конечно, крайне неудобная форма для всяких технических "проб пера" — тот же слэп, пусть звучит очень "фирменно", чем-то напоминая звук Марка Кинга и Леса Клейпула на их Alembic’ах, но, как его исполнять, совершенно непонятно в связи с выдающимся задним верхним рогом, который заставляет правую руку выгибаться совсем неудобным образом — впрочем, это при игре сидя, когда все неудобства корпуса выходят на первый план. Эта нелепая форма, надо отдать должное, — самая выгодно смотрящаяся форма баса, когда его вешают… гм… ниже пояса. Это инструмент для того, для чего он и используется уже больше 40 лет — верный вариант для низких басовых партий, которые должны "читаться". Там, где не нужна грязь, где не нужно мутное ворчание, а нужен рифф, запоминающийся, подобно риффам Nirvana, Placebo, U2, Jethro Tull, System of a Down, — там следует брать Gibson Thunderbird, агрессивно-винтажный инструмент, сошедший с плакатов с изображением идолов хард-рока, мечта рок-басиста и просто проверенное десятилетиями решение для тех, кто хочет, чтобы их басовая линия была услышана.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[05]2007   - Этот материал был опубликован в пятом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.