Автор статьи : Александр Авдуевский
ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА
MESA/BOOGIE LONE STAR SPECIAL

"I’m blind in Texas
The Lone Star is hot tonight"
W.A.S.P.

На русском языке словосочетание "одинокая звезда" вызовет скорее всего романтические ассоциации. Например, хорошее название для шхуны. А в музыкальном контексте – для классического русского романса. Но если сказать про "одинокую звезду" американцу, то для него это будет означать одно – штат Техас.

Техас – это место, где активно кипит и бурлит то, что в Штатах называется "root music", то есть блюз, кантри, южный рок. А еще в Техасе все большое – от размеров штата и той самой одинокой звезды, что красуется на его флаге, до порций стейков и литража грузовиков. И точно так же в Техасе не мелочатся насчет звука. Разумеется, каноны "root music" и ее звучания культивируются по всем уголкам США, но в Техасе все любят погорячее.

Наверно, потому, что, отвоевав у Мексики территорию Техаса, вселившиеся туда американцы невольно стали обладателями множества плантаций перца "чили" и закусочных с мексиканской кухней. Поэтому, если говорят о "техасском" варианте звучания, все сразу понимают, что речь идет о большой порции "классики", щедро приправленной соусом Tabasco.

Серия усилителей Mesa/Boogie Lone Star в полном соответствии со своим техасским названием следует этому правилу. Сама серия появилась на свет в результате переосмысления концепции "boutiqe amp" с целью приближения последней к нуждам практикующих музыкантов.

В широком смысле усилители класса "бутик" – это любые усилители, которые делаются штучно или очень малосерийно элитными мастерскими. Многие "бутики" специализируются на создании максимально аутентичных оригиналам по звучанию и схематике копий классических усилителей, например VOX. Очень часто "бутиковые" усилители получаются специализированными на каком-то одном типе звука (приоритет качества над универсальностью).

Ну и очень часто "бутиковые" усилители, особенно, ориентированные на классику, – это весьма умеренной мощности комбо с одним динамиком, обремененные "винтажными" архаизмами, не очень удобными в практической работе. Бывают, конечно, разные исключения из этого правила, но в целом, если музыкант хочет довольно универсального (без ущерба качеству) звучания в практичном исполнении, он сталкивается с проблемой поиска и стоимости. Поэтому Mesa резонно решили, что, если вывести на рынок усилители типичной для компании ценовой категории, в которых будет нужная универсальность и сочетание классики с соверменными характеристиками, они найдут своего покупателя.

Так на сцену вышла серия Lone Star. Можно сказать, в буквальном смысле на сцену, потому что первыми ласточками в серии стали 100Вт головы и комбо, ориентированные, само собой, на концертное применение. Модельный ряд был вскоре расширен, но к этому мы вернемся чуть позже, а пока поговорим о том, какая философия звучания была заложена в серию Lone Star.

Если объяснять "на пальцах", то в рамках одного усилителя Mesa скрестили звучание VOX AC и ранних моделей своей собственной серии Mark. Не стоит только полагать, что ставилась цель точного копирования своей и тем более чужой классики, просто это наиболее очевидные ориентиры. Lone Star имеют два канала с полностью независимыми настройками.

Первый считается чистым, но может быть задрайвлен до ощутимого кранча. Если сравнивать его с идейным прототипом, то, во-первых, этот канал быстрее подгружается (по мере увеличения гейна), а во-вторых, делает это более сфокусированно. При небольшом гейне чистое звучание очень похожее, с характерной "колокольностью", но тремоло в усилителе не предусмотрено.

Впрочем полной заменой отдельно взятому АС (или бутиковому клону) Lone Star, напомню, и не задумывались. Хотя, если действительно нужно 100Вт мощности, чтобы чистый звук оставался чистым на большой громкости, тут уже появляется возможность выбора.

Второй канал многолик. Он, во-первых, может работать точно в таком же режиме, как первый. То есть быть точно таким же чистым каналом, только со своими настройками, и, быть может, чуть большим запасом гейна. (Логично, поскольку второй чистый канал по большому счету нужен, только если требуется чуть больше драйва). Во-вторых, на передней панели канал может быть переключен в режим драйва, который, в свою очередь, может работать в одном из трех вариантов – normal, thick и thicker. Все переключения режимов второго канала осуществляются только с передней панели, то есть, с напольного переключателя можно только выбирать один из двух каналов: чистый и второй в заданном режиме.

Что касается градации normal, thick и thicker, то она влияет больше на структуру звука, а не на то, сколько перегрузки добавляет ручка Drive (когда второй канал работает в "чистом" режиме, она неактивна). По мере переключения соответствующего микротумблера фокус тембрблока смещается от верха все глубже в область верхней середины, насыщая звук сочными обертонами. Сама же степень предварительного усиления и компрессии остается примерно такой же (если не считать пика в области средних частот).

Сам драйв/дисторшн реализован, как уже говорилось, в стиле Mark I, только чуть с большей фокусировкой, как у его "потомков" по серии. Точно так же, как и у современных Mark, ручка гейна в режиме перегруза – это только средство баланса входной чувствительности относительно выхода датчиков. Лучше до упора ее не выкручивать. А если выкрутить Drive, то можно играть и хэви-метал, но не самый экстремальный, и желательно подкачать плотняка подгрузкой секции мощности.

В процессе описания звука второго канала мы затронули очень важный вопрос – функционирование тембр-блока в Lone Star. Идеология здесь точно такая же, как в усилителе Mark IV, о котором мы писали в номере 1(3) за 2006 год. Тембрблок расположен не после всего предусиления, а сразу после его первой стадии.

Соответственно настройки влияют не только на тембр, но и на структуру звука, и регулировка Treble является самой сильной из них. Чем глубже она повернута вправо, тем меньше влияют на звук остальные. В этом, кстати, на чистом звуке можно проводить некоторые параллели с логикой АС, потому что в секции Top Boost этих усилителей настройка высоких частот с какого-то момента начинает "давить" низы.

Кроме того, в Lone Star настройка Treble сильно влияет на гейн. Настолько сильно, что роль настройки Presence уже скорее не в коррекции демпфирования, а в возможности дополнительной коррекции высоких частот, если по соображениям гейна менять положении ручки Treble нам не хочется. Настройка средних частот влияет на жесткость/округлость звука. Роль настройки низких частот преимущественно в том, чтобы не допустить избытка низа.

Петля эффектов последовательная, с регулировкой уровня посыла, постоянно активная. Точнее, либо постоянно активная, либо полностью выключенная из тракта, но это осуществляется только с задней панели. Казалось бы, зачем так мудрить, ибо во многих усилителях достаточно ничего не включать в петлю, чтобы сигнал не "разрывался". В Lone Star то же самое, но когда петля активирована, наблюдается обращение фазы. При некоторых вариантах каскадных подключений усилителей (что актуально только на большой сцене) поэтому возможен "разброд и шатание" фазы сигнала. А если речь идет об одном отдельно взятом усилителе, то тогда,наоборот удобно держать петлю активированной даже при отсутствии обработки. Потому что в таком случае можно пользоваться общей ручкой громкости Output и режимом Solo (активируется с ножного переключателя, уровень подъема сигнала регулируется на передней панели).

Кроме того, в Lone Star имеется ревербератор с независимой настройкой глубины эффекта на каждом канале (расположены на тыльной панели) и с переключением яркости звучания (к вопросу о непростой регулировке высоких частот). Ревербератор – самый удачный из всех, что использовались Mesa, и компания потихоньку-помаленьку начинает примерять его и к последующим разработкам.

Все вышеперечисленное – общее для всего модельного ряда Lone Star. Но, как было сказано в начале, внутри него есть и различия.

Первая хронологически модель Lone Star (100Вт комбо и головы), повторимся, ставила целью провести "техасизацию" бутикового звучания под концертные задачи. Для тех, кто предпочитает более ранний подгруз ламп мощности, предусмотрено переключение со 100Вт на 50Вт. Довольно распространенная в современном гитарном усилении функция, только в Lone Star использована технология, опробованная до того в сериях Stilettho и Road King.

Номинал мощности может быть задан независимо для каждого канала, соответственно нажатие кнопки на напольном переключателе влечет за собой и изменение количества активных ламп мощности (2x6L6 или 4x6L6). Впрочем, если владелец предпочитает "британское звучание", то есть характерную "маршалловскую" середину, он может использовать вместо 6L6 лампы EL34, переключив ток смещения. Эта функция стала популярной тоже с легкой руки Mesa.

Стоит отметить, что в Lone Star не только имеются соответствующие надписи у расположенного на задней панели переключателя тока смещения, но и заботливо помещен световой индикатор режима EL34. Во избежание неправильной эксплуатации по невнимательности, как говорится.

Еще одна обкатанная Mesa технология, которая применяется в Lone Star, – два режима выпрямления. Можно выбрать глобально транзисторное выпрямление, а можно установить режим Rectifier Tracking. Последнее означает, что у любого канала, на котором мощность задана 50Вт, будет автоматически переключаться на ламповое выпрямление с характерной компрессией пиковой мощности.

Серия Lone Star стартовала успешно, настолько, что со всех сторон пошли запросы, а нельзя ли сделать такой классический вариант "два в одном", но не такой громкий – для нужд студий и клубной сцены. В результате на свет появилась серия Lone Star Special. Как и "неспециальные" Lone Star, она выпускается в формате голов и комбо: 1x12, 2х12 и 4х10 (12" динамики – это Celestion C90, 10" – Jensen). Чтобы визуально не было путаницы, в отличие от "просто" Lone Star, которые выпускались сперва в отделке серо-синих тонов, а сейчас в черной с серебрянными панелями, второе поколение в серии имеет отделку в кофейных тонах. Но не только в этом заключается разница, само собой.

Lone Star Special – это усилители Класса А на лампах EL84. Если вернуться к теме симбиоза АС и Mark, можно сказать, что в исходном варианте усиление идет "по-месовски", а во втором, в некотором роде, "по-воксовски". В некотором роде, потому что без продвинутых месовских хитростей не обошлось.

Секция мощности у Lone Star special тоже имеет альтернативные режимы на каждом канале, причем целых три: 30Вт, 15Вт и 5Вт, что означает 4 лампы, 2 лампы и 1 лампу соответственно. В 5Вт режиме получается самый "трушный" Класс А, потому что, когда на трансформаторе нет рекомбинации половин сигнала от двух ламп, не теряется драгоценная вторая гармоника. Это существенно уплотняет звучание и чистого, и перегруженного звука, не привнося в него "грязи", и, соответственно, очень ценно для записи.

Что касается концертной работы, то, несмотря на скромную максимальную мощность, Lone Star Special легко "накроет" и помещение репетиционной базы, и клубную сцену, и пробьет в зал. А от барабанщика потребуется хорошая подача, чтобы не потеряться на этом фоне. В общем, и 5Вт режим подразумевает приличную громкость, чтобы "задышал" динамик. А если при "крейсерской" громкости на 30Вт начинать понижать мощность, что в режиме 15Вт не будет принципиальной разницы, только подгрузятся лампы, а в 5Вт режиме некоторое падение громкости будет заметно, но не радикальное.

Lone Star Special (не говоря уже про "синие" и "черные" модели) – это усилитель, предназначенный для серьезной работы в студии и на сцене, и слишком "техасский", чтобы его звук поместился в спальне. Хотя, если спальня находится на территории ранчо, где до ближайших соседей десяток миль, почему бы и нет.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[05]2007   - Этот материал был опубликован в пятом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.