Cooltron – патентованная VOX технология экономичного питания вакуумной электронной лампы, позволяющая лампе работать от батарейки.

Cooltron – название серии гитарных ламповых предусилителей компании VOX. Насколько нам важно, чтобы гитарная "примочка" работала от батарейки? Что касается меня, я на батарейках экономлю, мне нетрудно носить блок питания. Кроме того, в наш индустриальный век необходимо поддерживать экологический баланс в природе, который нарушают одноразовые питающие элементы. Поэтому возможность питания от батарейки меня не очень волнует. Однако маркетологи фирмы VOX считают, что гитаристы без батареек жить не могут. В маркетинговых материалах компании основная идея новой серии Cooltron обозначена как "Первый в мире гитарный ламповый прибор с питанием от батарейки". По этому поводу сразу вспоминается древний анекдот про престарелого генсека КПСС, который отменил зарубежные поездки, когда его органы перевели на электропитание от сети.

Мы попытались самостоятельно выяснить, в чем же основная идея Cooltron, проведя тестирование "в полевых условиях" шести приборов серии.

Понятно, что самое важное в технологии Cooltron – это лампа. И не важно, горячий у нее накал, как в традиционных схемах, или холодный, как в Cooltron. Если без батареек больной гитаризмом вполне обойдется, то без лампы – нет.

Блеск лампы греет неспокойную душу гитариста, заложенную за бесценок на пресловутом перекрестке. Устные предания о четных и нечетных гармониках тянутся из мглы веков, и лишь ограниченный круг посвященных догадывается об их истинном смысле. Благодаря лампе, гитаризм обретает завершенную клиническую форму. Можно, конечно, спорить о степени декоративности лампы в серии Cooltron, но, полагаясь на собственные уши, могу сказать, что "ламповость" в звучании преампов VOX определенно есть. Cooltron, как любой ламповый прибор, требует времени на прогрев. Хотя и гораздо меньше обычного, только 10 секунд. Но на то она и "холодная" технология, чтобы не сильно греться. Вместо золотистого накала лампа в Cooltron светится холодным синим цветом, излучаемым светодиодом подсветки. Отдельных слов заслуживает внешнее исполнение приборов. Это корпус из толстого блестящего металла, вызывающего уважение, ощущение солидности и надежности. В совокупности с ручками и переключателями типа "куриный клюв" вид очень "винтажный", как и вся продукция VOX.

Если говорить о происхождении схем приборов серии Cooltron, как утверждает VOX, получены они в результате "расчленения" классических усилителей AC-15 и AC-30 на составляющие: предварительный каскад усиления, тембр-блок и тремоло в разных сочетаниях.

Расскажу о двух наиболее примечательных на мой взгляд моделях в серии.

Duel Overdrive

Логотип изображает два перекрещенных дуэльных пистолета. Это двухканальный ламповый предусилитель со вполне реальным ламповым перегрузом. Настройки двух каналов полностью независимы: гейн, громкость, частотная характеристика и, самое интересное, – Bass Boost. Наличие двух каналов с независимыми регулировками означает, что, по сути, у вас имеется два отдельных овердрайва, и это повышает ценность данного прибора как минимум в два раза.

Регулятор Gain, как ему и положено, изменяет характер перегруза от легкого кранча до глубокого, богатого гармониками овердрайва. Ручка Tone ощутимо меняет частотную составляющую сигнала. Хочу отметить, что регуляторы частотного спектра на всех приборах серии Cooltron работают своеобразно и не подчиняются строго линейному закону. Видимо, здесь воспроизводится оригинальная схемотехника старых классических VOX. Мы привыкли, что обычно ручка Tone фильтрует высокие частоты, добавляя их в крайне правом положении и обрезая по мере движения влево. Это стандартная схема. Так, к примеру, работает регулятор Tone на овердрайве Marshall Bluesbreaker, обрезание высоких частот делает звук глуховатым. На Duel Overdrive эта регулировка не столь прямолинейна. Чем ближе мы к правому граничному положению регулятора, тем звук действительно ярче. Вращение же регулятора влево не делает звук глухим, он как бы становится бархатистее, но ничуть не мутнеет. В крайнем левом положении регулятора Tone и при достаточной степени перегруза риффы приобретают пружинистость с хорошей читаемостью. Описанный характер работы ручки Tone, на мой взгляд, сильно увеличивает ценность данного регулятора, давая возможность экспериментировать со звуком.

Функция Bass Boost, включаемая отдельно на каждом канале, явно призвана осовременить классическое звучание VOX. Как следует из названия, Bass Boost увеличивает уровень низкочастотной составляющей в спектре гитарного сигнала, что нынче модно и востребовано в контексте современного гитарного звука. Самый очевидный пример использования Bass Boost. Настроим один канал на риффовый подклад следующим образом: включим Bass Boost, ручку Tone повернем влево на 9 часов, добавим Gain по вкусу. Второй канал будет работать у нас для солирования, Bass Boost здесь не нужен, ручка Tone вправо на 3 часа и Volume чуть выше, чем на первом канале.

VibraVox

Это прибор с двумя эффектами: Vibrato и Tremolo. На первый взгляд ничего нового не придумано, классический набор. Точно такое же сочетание эффектов встречается, к примеру, в педали Marshall Vibratrem. Но здесь, как и везде, все дело в нюансах. Я пользовался Marshall Vibratrem в течение шести лет. Крепкий, надежный педальный эффект с неплохим звуком и удобными регуляторами. Однако после обкатки на двух концертах Cooltron VibraVox заместил Marshall Vibratrem в моем сценическом наборе. Тому есть несколько причин.

Первая причина довольно субъективна, мне удалось "нарулить" тот самый винтажный звук, как на записях 50-60 гг. Я проверял, насколько похоже вибрато VibraVox и VOX AC-30, сходство – абсолютное. Звук у VibraVox как-то "благороднее".

Вторая причина – на VibraVox больше регуляторов. Здесь есть целых две ручки управления формой модуляции сигнала Ratio и Skew, и поэтому количество звуков, которое можно извлечь из этого прибора, больше.

Третья причина – на VibraVox имеется регулятор громкости, и при включении в разрыв моего усилителя Marshall есть возможность отрегулировать уровень обработанного сигнала относительно чистого. Как это ни странно, но при включении Marshall Vibratrem в разрыв усилителя Marshall, обработанный сигнал звучит заметно тише, и повлиять на это нет никакой возможности.

Четвертая причина – на VibraVox два канала. На каждом канале можно настроить свою скорость тремоло или вибрато. Или, к примеру, можно настроить на одном канале тремоло, на другом вибрато. Фактически, такая конфигурация работает как два прибора, включенных параллельно. Что интересно, если на каналах установлены разные скорости, при переключении с канала на канал скорость тремоло изменяется плавно. Это звучит очень похоже на изменение скорости вращения динамика в Leslie. Синий светодиод подсветки вакуумной лампы мигает с частотой, соответствующей скорости эффекта. Более того, при включении эффекта вибрато светодиод меняет цвет на фиолетовый. Таким образом, на сцене вы всегда знаете, каков будет характер эффекта еще до его включения.

И в завершение еще один положительный момент. Звучное имя Cooltron сразу бросается в глаза и уши. Такое имя не стыдно взять в качестве сценического псевдонима, вытатуировать на плече логотип и потом всю жизнь ходить в футболке с отрезанными рукавами. И когда внуки, которые будут жить в эпоху окончательно победивших цифровых технологий, спросят, ткнув пальцем в расплывшиеся контуры, мол, что это дедушка, ты устремишь вдаль грустный взгляд честного рокера и ответишь: "Да, были лампы в наше время…"

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[05]2007   - Этот материал был опубликован в пятом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.