Deep Purple
«Concerto for Group and Orchestra»

Рок-н-ролл – это искусство, которое существует одновременно в рамках музыки и театра, так как нельзя просто сочинять и петь в студиях – надо давать живые концерты, которых так жаждут фанаты. И в жизни каждого рок-н- ролльщика однажды наступает момент, когда приходится выдумывать что-то новое. В этой связи хотелось бы поговорить о такой достаточно модной в современном мире тенденции, как совмещение рок-н-ролла с классической музыкой, а именно о проектах с оркестрами. Только ленивый сегодня не имеет хотя бы одного DVD с оркестровым концертом. Но мало кто помнит тех, кто стоят у истоков этого эклектического начинания.

А в начале, почти как и всегда, были британцы, и причем не кто-нибудь, а так горячо любимые в России Deep Purple. Именно они сотворили сенсацию 24 сентября 1969 года в 19:30 по Гринвичу на сцене Ройял-Альберт-Холла. «Концерт для группы с оркестром», а именно так называлось это произведение клавишника Deep Purple Джона Лорда, был первым в истории опытом совмещения симфонической и рок- музыки.

В некотором недоумении пребывают участники Deep Purple. Джон Лорд сидит за органом Hammond, так что ему особенно двигаться и не надо, поэтому он-то как раз более-менее в своей тарелке. Зажигательный Иэн Пейс, кажется, наиболее раскрепощен. Роджер Гловер невозмутим, взор его безоблачен, а пальцы ловко бегают по струнам Fender Precision Bass. Сладкоголосый Иэн Гиллан выйдет на сцену только во время второй части концерта, где предусмотрена вокальная партия. А вечно грустный любимец московской публики Ричи Блэкмор с Gibson ES 335 (под влиянием творчества Чака Бери – Fender Stratocaster появится в руках Блэкмора несколько позже, когда его внимание обратится к иконе рок-гитары – Джими Хендриксу) все-таки улыбнется во время зрительских оваций, чем удивит даже своих «однополчан» по Deep Purple.

Теперь, собственно, к музыке. Концерт из трех частей Джон Лорд писал по самоучителю, поэтому не обошлось без сторонней помощи. Малькольм Арнольд – тогдашний дирижер Королевского филармонического оркестра – оказал неоценимую поддержку молодому композитору, особенно в том, что касается выбора инструментов и их количества для тех или иных оркестровых партий.

Первая часть – Модерато-Аллегро – это, если можно так сказать, представление главных героев торжества: группы и оркестра. И выступают они тут, как правило, по очереди, не мешая друг другу. Все по нотам, все под дирижерскую палочку, плюс небольшой солячок для Ричи.

По словам самого Лорда, ориентироваться между фрагментами первой части приходилось по определенным «зацепкам». Сложный ритмический рисунок в самом финале первой части все-таки вызвал некоторые проблемы, так что желаемой синхронности добиться не удалось.

Вторая часть – Анданте – как и подразумевает ее название, более спокойная, и основная ее цель – дать Гиллану немножко поразмять связки. С этой задачей он справляется мастерски. Особенно в точку звучат слова: «Как я узнаю, когда начинать петь свою песню?» Проблема «когда мне вступать» – извечная в подобных проектах, где рок-музыкант вынужден смотреть на дирижера.

Третья часть – Виваче-Престо – это кульминация, и именно здесь мы видим во всей красе каждого отдельного участника этого грандиозного шоу. Здесь успеют посолировать и Блэкмор, и Лорд, и Пейс, и ударная секция оркестра. Но не в этом главное. Во-первых, в третьей части неутомимый клавишник умудрился применить совершенно иной подход к оркестровке и разложил струнные секции по принципу барабанов. Так, скрипкам и альтам досталась слабая доля, а виолончелям и контрабасам – сильная. В результате имеем грув: «тум-да-да-да-да-тум-да- тум-да», который поддерживается смычковыми.

Можно не сомневаться, что уважаемые музыканты королевского оркестра были шокированы, и это лишь мягко сказано. Во-вторых, именно в третьей части Лорд предоставил группе и оркестру возможность поиграть одновременно, этакий апофеоз, которого все ждали, наконец-то произошел и, надо сказать, задумка оправдалась.

Через 30 лет группа Deep Purple (уже со Стивом Морсом в качестве гитариста) вновь отыграла подобный концерт на сцене Ройял- Альберт-Холла, пригласив для празднования этого юбилея своего старого приятеля Ронни Джемса Дио. Шоу получилось фейерическим, но бомбой это уже не стало. Ведь шутка, повторенная дважды… Да вы и сами все прекрасно понимаете.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.