Два восхитительно эксцентричных музыканта – Билли Гиббонс и Бо Диддли – объединили свои усилия при создании одной восхитительно эксцентричной гитары

  Gretsch Billy-Bo
Jupiter Thunderbird





Если вы хотите найти сочетание двух наиболее ярких фигур в гитарной музыке, то парочка Бо Диддли / Билли Гиббонс остается вне конкуренции. Возможно, они отстоят друг от друга на многие поколения, однако они оба весьма эксцентричны и оба знают, как сделать так, чтобы под их музыку танцевали.

Давний поклонник гитар Gretsch, Бо Диддли в свое время знал, как сделать настоящее шоу, и его модель Thunderbird в виде плавника или прямоугольные гитары, на которых он играл, были существенной частью этого представления. А ведь он еще придумал новый музыкальный ритм… Что же касается Билли Гиббонса, то, как свидетельствует его книга «Rock’n Roll Gearhead», вышедшая в прошлом месяце, он тоже не чурается очень странных гитар. Так как же появилась на свет эта вдвойне именная модель?

«Какое-то время назад Бо подарил мне свою гитару, – говорит Билли. – Во время записи одной из последних пластинок ZZ Top я вместе с нашими звукорежиссерами перерыл все свое хранилище в поисках «какой-то особенной» гитары, и мне в руки попала именно эта! Мы не рискнули подвергать такой редкий инструмент тяготам гастрольной жизни, поэтому для меня была сделана эта реплика, изрядно сдобренная моими собственными «наворотами». Теперь это моя основная сценическая гитара». В доказательство его слов, даже на афише последнего турне ZZ Top «Whack Attack» наше любимое техасское трио изображено стоящим позади «Billy-Bo».

«Этот инструмент имеет очень необычный внешний вид, однако, на мой взгляд, он смотрится вполне привлекательно, – продолжает Билли. – Этот дизайн появился благодаря гению Бо и его художественной одаренности. Бо рассказал мне, что такая идея пришла к нему еще в 1959 году. Это не лишено смысла, поскольку до того дня Gretsch ставили на свои гитары только синглы DeArmond, однако после изобретения Сетом Ловером хамбакера, компания Gretsch захотела также иметь свою версию этого звукоснимателя, благодаря чему на свет появилась двухкатушечная модель «Filter’Tron».

Да, бесспорно, это очень необычный инструмент. И если Бо не изменяет его память, то становится очевидно, что в конце пятидесятых Тед МакКарти и разработчики модели Gibson Firebird были не единственными людьми, считавшими дизайн электрической гитары слишком консервативным. И вот перед нами тщательно воссозданное видение Бо Диддли, предположительно навеянное дизайном классического авто Ford Thunderbird и названное в его честь.

Длинный тонкий корпус доводит общую длину гитары до 107,9 см – для сравнения, Strat имеет в длину примерно 956 мм; «Billy-Bo» явно принадлежит к таким громоздким моделям, как Explorer и Firebird. При игре сидя гитара довольно удобна, хотя, как и на Firebird, к верхнему порожку приходится тянуться довольно далеко. Но когда гитара висит на ремне, это воспринимается вполне в порядке вещей. Инструмент весьма неплохо сбалансирован, гриф не перевешивает – в общем, то ли по наитию, то ли по расчету, но старина Бо здесь угодил в самую точку.

Хотя рисунок дерева не виден из-за того, что лицевая сторона покрашена непрозрачным красным лаком, а бока, низ и гриф – черным; корпус с полостями внутри явно выполнен из махагона и имеет тоненький верх из ламинированного клена. Разумеется, легкий вес только приветствуется, так как в противном случае гитара могла бы здорово оттянуть вам плечи.

Сняв три задние панели, мы не узнаем ничего, кроме того, что гитара практически целиком полая внутри, за исключением центрального блока под струнодержателем и верхней части корпуса, где с обратной стороны сделана выборка под ребра.

Гриф сделан из одного куска махагона и имеет традиционный для Gretsch профиль довольно распространенной толщины: 20,6 мм на первом ладу и 22,4 мм – на двенадцатом ладу, который ощущается в самом деле, благодаря профилю сечения «V». Разумеется, качество покрытия – на высшем уровне, как и качество кремовой окантовки, которая аккуратно очищена от лака и зашлифована на одном уровне с накладкой грифа.

Пятка грифа довольно велика, и доступ к верхним ладам не так хорош, как могло бы показаться, судя по форме корпуса. Сама накладка грифа выполнена из приятного плотного коричневого палисандра с узнаваемыми перламутровыми маркерами ладов в виде «ногтей», а на кремовой окантовке сделаны черные точки, так что ваши пальцы не потеряются на накладке.

Имейте в виду, что ладовая проволока довольно-таки тонкая по современным стандартам – 1,85 мм в ширину и 1,27 мм в высоту – однако лады аккуратно закатаны и спустя небольшое время хорошо отполируются струнами.

Различные типы бриджей, устанавливающиеся на гитары Gretsch, славятся своей сложностью в настройке и склонностью к перемещениям, так как, в полном соответствии со старомодной стилистикой, деревянная подставка под них не фиксируется. На гитаре самого Бо изначально стоял бридж Gretsch Space Control с шестью седлами в виде колесиков. «Ну да, у этих бриджей, конечно, довольно вздорный характер, – размышляет вслух Гиббонс. – Изначально они даже не крепились к верхней деке инструмента, они могли свободно перемещаться и сниматься. И в плане настройки интонации это было настоящей проблемой. Колесики перемещались только слева направо, и они не двигались вперед или назад.

Поэтому, как мне кажется, они сделали бридж свободно двигающимся и не стали его приклеивать. Однако мы решили слегка доработать его. Как только мы нашли самую удачную точку, где гитара верно интонирована, мы закрепили в ней бридж. Помимо этого, на серийные модели ставится tune-o-matic».

В то время как на некоторые из именных моделей Брайана Сетзера устанавливаются зажимающиеся колки Sperzel (а также бриджи со штырьками), здесь стоит традиционный комплект Grover с открытой шестеренкой. Тем не менее, внешний вид может быть обманчивым, так как эти колки работают вполне плавно. В общем, в полном соответствии с ее ценой, гитара отстроена идеально.

В последние несколько лет Gretsch часто ставили на многие модели знаменитые звукосниматели TV Jones. Эта серия звукоснимателей, производимая в США, выпускается в различных видах и известна своими копиями классических звукоснимателей Gretsch. На эту гитару установлена новая модель «Power’Tron», появившаяся только в этом году. «Эти звукосниматели появились как результат наших стараний создать датчик размером, как модель «Filter’Tron», но с более сильными средними частотами и более мощным выходом, который бы при всем при том сохранял знаменитый яркий звук и читаемость басов модели TV Classic, – говорит сам Т.В. Джонс. – Их звук очень близок к PAF-хамбакерам пятидесятых, с примесью характерной остроты и звонкости Gretsch».

У грифа стоит стандартный «Power’Tron», а у бриджа «Power’Tron Plus» с более широким расстоянием между магнитовыводами и со слегка повышенным выходом. Как видите, внешне они выглядят, точно как классические «Filter’Tron» с их хромированными крышками и двенадцатью регулируемыми магнитовыводами.

Помимо этого, здесь, как и на каждом Gretsch, множество различных ручек управления. Наряду с установленным сверху трехпозиционным переключателем, здесь есть регулятор общей громкости на черной пластиковой защитной накладке, регуляторы громкости для каждого из звукоснимателей, а также общий регулятор тембра.

Выходной разъем установлен на круглую панельку в нижней части «хвостового плавника». Вам не понадобятся блюзовое мастерство г-на Гиббонса или ритмичный драйв г-на Диддли, чтобы оценить «Billy-Bo» по достоинству. Просто воткнитесь в усилитель Fender, приберите ручку перегруза и раскочегарьте усилитель мощности.

Добавьте немного реверберации, и вы перенесетесь на несколько десятков лет назад – к классическому, яркому, но не резкому звучанию, характерному для Gretsch. Это не означает, что «Billy-Bo» звучит, как модель 6120 – это не так. Звукосниматели «Power’Tron» выдают более упругий звук – задний звукосниматель имеет слегка гнусавый оттенок, в отличие от хорошо сочетающегося с ним переднего, более насыщенного «низами» и мягкого. Но это по- прежнему настоящее звучание Gretsch, так как в этой гитаре сохранена вся его яркость и острота, однако у звукоснимателей хватит выхода, чтобы хорошенько прокачать ваш предусилитель (хотя и не до непомерно высокого уровня).

Включите педаль фузза или сделайте звук вашего усилителя слегка более «грязным» и попробуйте поиграть свои любимые техасские риффы – мы гарантируем, что на вашем лице появится улыбка. Опять- таки, мощь PAF-звукоснимателей хорошо уживается с высокими гармониками; «Гиббонсовские» флажолеты сами вылетают из-под вашего медиатора – это понравится любому, кто любит звучание подгруженных синглов P-90.

При игре на большой громкости невозможно не обратить внимания, как полости в корпусе придают гитаре резонанса и «живости».

Ручки управления легки в обращении; при игре на чистом звуке «смешивание» двух звукоснимателей в различных пропорциях позволяет создать более мягкое звучание, которое сглаживается при уменьшении общей громкости.

Однако если вы хотите использовать «Billy-Bo» в более роковой стилистике, возможно, вам покажется соблазнительной идея изменить распайку и остановиться на стандартном наборе регулировок громкости и тембра. Хотя тонкая ладовая проволока хорошо сочетается с плавными старомодными легато, более широкие лады были бы предпочтительнее при энергичной манере игры; впрочем, без сомнения, это все добавляет характера самой гитаре и выдаваемому ей звучанию.

«Мы внесли пару- тройку небольших изменений, направленных на то, чтобы улучшить звук, – говорит Билли. – Первая же сделанная гитара была прислана мне для получения моего одобрения, и, я вам скажу, она звучала великолепно. Это действительно очень и очень хороший инструмент». Нам ничего не остается делать, как согласиться с ним…

Было бы легко отвергнуть «Billy-Bo» как еще один пример невоздержанной фантазии рок- звезды. Но именно в этом и заключается вся соль. Оригинальная версия Бо Диддли была целиком и полностью направлена на эпатаж, а при виде ее воплощения от Билли Гиббонса, не говоря уже о его любви к машинам и гитарам, мы задаемся мыслью: почему же «Billy- Bo» появилась только сейчас? Эта гитара стоит недешево и не имеет всех тех «наворотов», которые мы привыкли видеть на инструментах данной ценовой категории. Но Gretsch выбирают не за соотношение цена/качество. Их выбирают за чертовски привлекательный внешний вид и за их звук – хоть он здесь и представлен в более мощном варианте, он все же, по правде сказать, остается уникальным.

Отличная гитара, сколько бы она не стоила, порождает вдохновение. «Как я обычно говорю, все дело в магии», – подводит черту Билли. Что ж, он-то знает, что говорит.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.