В конце 1970-х – начале 1980-х годов эпоха случайных открытий в производстве гитар завершилась. В индустрии наступило время переосмысления. Новое поколение мастеров и инженеров придирчиво анализировало легендарные модели гитар, выясняя, что в них действительно результат гениального озарения, а что все-таки случайный атавизм. Стали возникать небольшие компании, специализирующиеся на выпуске «переосмысленной классики». Ярким примером тому может послужить компания Jackson, основанная в 1980 году.

  История Jackson


Марка Гровера Джексона (Grover Jackson) символизирует роковые гитары типа «суперстрат» 1980-х годов. Его модернизация классической модели Fender Stratocaster привнесла большее количество ладов, более глубокие вырезы корпуса, наклонный заостренный профиль головы грифа, измененную распайку звукоснимателей и высокоэффективную систему вибрато. Jackson привлекли многих молодых скорострельных исполнителей, таких как Рэнди Роудс, Джордж Линч, Вивиан Кэмпбелл, и более традиционных гитаристов вроде Джеффа Бека, Гэри Мура и Фрэнка Степанека.

Гитарист Джексон любил возиться с инструментами, и в сентябре 1977 года устроился в мастерскую Уэйна Чарвела в Сан Димасе, Калифорния, занимавшуюся изготовлением гитарных комплектующих на замену.

Но компания переживала трудности с деньгами, и в ноябре 1978 года Джексон купил всю контору вместе с оборудованием примерно за 40,000 долларов. Поначалу мастерская со штатом в три человека продолжала делать грифы, корпуса и другие подобные вещи, а также починять и модернизировать гитары. В 1979 году дебютировали инструменты с винтовым креплением грифа под маркой Charvel.

В конце 1980 года Гровер Джексон познакомился с 24-летним многообещающим гитаристом по имени Рэнди Роудс. Вместе они разработали дизайн заказной гитары на базе конструкции Gibson Flying V. На следующий год они снова занялись конструированием, в этот раз более радикального варианта инструмента с корпусом дизайна offset. Для этих гитар, явно отличавшихся от продукции Charvel, Джексон стал использовать в качестве торговой марки свое собственное имя. Продукция двух брендов – Charvel и Jackson – действительно будет различаться вплоть до начала 1986 года.

Гитары Charvel, в основном, в стиле Fender, с грифами на винтах. Инструменты Jackson более оригинальны, в основе их конструкции сквозные грифы. Обе марки отличались использованием пестрых богатых расцветок и рисунками на корпусах гитар.

После трагической гибели Роудса в 1982 году и всплеска интереса к его необычным «Джексонам» связь с именем этого гитариста приобрела особую ценность. Так, в начале 1983 года появилась первая серийная модель Jackson – Randy Rhoads.

Другие экстравагантные инструменты были сделаны специально для таких исполнителей, как гитарист австралийской группы Heaven Келли (в стиле Explorer) и Дэвид Линск из Overkill (похожий на Flying V Double-Rhoads). Джексон поначалу ограничивал использование своего имени только этими, выполненными по индивидуальным заказам музыкантов инструментами.

Но постепенно появлялись любимчики, и между 1983 и 1986 годами в мастерской компании в Сан Димасе были разработаны все те стайлинги корпусов джексоновских гитар, которые позднее получат собственные модельные названия.

Это были Randy Rhoads (корпус дизайна offset V, 1983); Soloist (суперстрат, 1983); Kelly (немного измененный стиль Explorer, 1984); Double-Rhoads и King V (в стиле Flying V, 1985). Практически с самого начала все эти модели выходили в тюнинге дух видов: Student (накладка грифа красного дерева, маркеры ладов-точки, гриф и голова грифа без окантовки) и Custom (накладка черного дерева, маркеры в виде «зубов акулы», окантовки грифа и головы), хотя часто появлялись и другие варианты. Постепенно Джексон развивал и оттачивал и оригинальные конструкции гитар в стиле Стратокастер, которые он выпускал под маркой Charvel – Strat Body, а потом Jackson Soloist.

С 1983 года Soloist олицетворяет ту гитару, которую мы знаем как Суперстрат, самый важный гитарный дизайн 80-х. Опираясь на советы музыкантов, регулярно подсказывавших, какие можно внести улучшения, Джексон развивал классический стратовский дизайн, спрямлял боковые стороны, утолщая профиль и вытягивая корпус, и удлинял «рога».

Если первые стратоподобные гитары Джексона выходили с 22-мя ладами, то потом он стал использовать возможности расширения доступа к верхним ладам, дававшиеся конструкцией со сквозным грифом и глубокими вырезами, и увеличил количество ладов до 24, расширив диапазон извлекаемых нот. На обновленном корпусе устанавливалась мощная комбинация синглов и хамбакеров, эволюционировавшая в сторону стандартного для суперстратов сочетания два сингла плюс бриджевый хамбакер, с добавлением жесткого замкового вибрато. Джексон распространил также «наклонное» заостренное перо грифа. Так и родился суперстрат: новый инструмент для скоростных, играющих с высоким гейном гитаристов, соответствующий их потребностям и способный развивать и совершенствовать их силовые амбиции.

В 1986 году марку Charvel передали линейке делавшихся в Японии инструментов, а бренд Jackson оставили для гитар, производившихся в США. К 1987 году производство американских «Джексонов» переместилось на новую фабрику в Онтарио, Калифорния.

К 1987 году King V стала серийной моделью. Еще через два года название Strat Body было изменено на менее спорное с юридической точки зрения – Vintage Style, а в линейку вошла еще одна модель, Dinky.

Другой новинкой в джексоновской линейке в то время стала подписная модель Фила Коллена (Phil Collen). Ее радикально зачищенный и оконтуренный корпус сильно отличался от устоявшихся представлений о рок-гитаре. Более доступная модель Коллена – РC3 – вышла в 1997 году.

В 1985 году Джексон организовал совместное предприятие с техасским дистрибьютором International Music Corporation. В 1989 году он ушел.

Позднее он занимался разработкой инструментов для Washburn и некоторых других компаний.

После его ухода сложились три линейки: Custom Shop, американская серия (US series) и Jackson Professional. Инструменты Custom Shop делались индивидуально в США и стоили таких денег, что большинству смертных не приходилось о них даже задумываться.

Мелкосерийные модели US series выходили каждая в десяти различных расцветках лака на выбор. Что касается Jackson Professional, эта делавшаяся в Японии линейка задумывалась для завоевания рынка качественными версиями американских оригиналов. Среди них была модель Фила Коллена, а также новая Fusion Pro и Warrior Pro категории ультра. Цены на Jackson Professional для японских инструментов были довольно высоки, при этом выбор оставался ограниченным, хотя компания незамедлительно реагировала на появление новых тенденций. В 1992 году в линейке Professional появилась модель Infinity в стиле PRS, сохранившая притом характерные особенности Jackson типа заостренного пера и надежного вибрато. В 1993 году в каталоге Jackson появилась JIX в духе ретро, а также Kelly Standard в линейке Custom Shop. На протяжении 90-х гг. выходили и другие мелкосерийные вариации этих тем.

Jackson сконцентрировались на тех направлениях, которые считались их сильными сторонами, но продолжали расширяться и в сегменте недорогих инструментов. Запущенная в 1993 году серия Concept представляла относительно доступные версии джексоновских моделей японского производства, а линейка Performer делалась в Корее и шла по еще более низким ценам. В 2000 году в Индии стали делать серию Х.

Приобретение Jackson японской электронно-музыкальной компанией Akai в 1997 году привело к прекращению производства родственной марки Charvel. Но модель Charvel Surfcaster сохранилась как серийная модель Jackson, введенная в линейку в следующем году (родилась она как джексоновская гитара custom shop).

Сегодня Jackson продолжает совершенствовать форму корпусов своих инструментов. В 2000 году слиянием стилей Kelly и Rhoads была создана модель Kelly Star KS2.

Корпорация Fender, приобретя в начале нашего века бренды Charvel и Jackson, решила вдохнуть новую жизнь в эти бренды, начав как масштабно переиздавать классические модели, так и выводить на гитарный рынок новые уникальные инструменты.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.