Мальчик хотел быть музыкант ом. Его отец был музыкантом, не то что бы известным, но все же… Да и вообще в шестидесятых годах прошлого века любой здравомыслящий подросток хотел стать музыкантом, вопрос был только в том, на чем ты решишь играть. Папа играл на барабанах. Это было удобное решение – у тебя есть преподаватель, доступный 24 часа в сутки, который всегда рядом, к тому же не очень-то будет ругать за неуспеваемость. Однако барабанщиком мальчик пробыл недолго. На очередной игре в футбол мальчик повредил запястье, и нормально работать за ударной установкой не было никакой возможности. Но мир ритма уже завоевал сердце юного музыканта, так что особых сомнений в выборе не было. Мальчик захотел научиться играть на бас- гитаре – новом, модном инструменте, только-только замелькавшем на концертах и фестивалях. Люди покупали бас-гитары, пытались найти свежие способы игры, какие-то идеи, которые выделят их среди других басистов. Но и нструмент не был завоеван, у инструмента не было героя , королевство было без короля.


Что ж, прошло совсем немного времени, и 15-летний подросток получил от родителей заветный подарок – новый санберст Fender Jaz z Bas s. Есть даже фотография, где он гордо держи тв руках свою великолепную бас-гитару. Эта фотография была впервые опубликова на в сентябрьском номере журнала Bass Player за 1997 год. Специалистами было установлено, что этот Fender Jazz Bass был выпущен не позднее конца 1966 года. В последствии эт о стал очень известный бас, а произошло это, очевидно, потому, что мальчика звали Джако Пасториус.

  Fender 1966 Jazz Bass
Closed Classic
Master Built by Mark Kendrick

разговаривал : Тим Исмайлов, фотографии : Дмитрий Белинский

  Бас-гитары Fender сопровождали Джако на протяжении всей его карьеры – от первых нот до последнего концерта. Результатом этого тандема стал вошедший в историю неповторимый звук величайшего басиста в мире.

Бас-гитара, о которой сегодня пойдет речь, удивительна. Это точная копия Fender Jazz Bass 1966- го года. Уверенность в «точности» инструмента вполне обоснована, ведь эта бас-гитара создана в городе Корона, штата Калифорния, где базируется легендарная мастерская Fender Custom Shop. Однако не фраза Custom Shop придает уникальность этому инструменту.

Создателем этого инструмента является Марк Кендрик, один из пяти человек на земле с титулом Senior Master Builder Fender Custom Shop. Мастер во втором поколении – его дядя работал с Лео Фендером с середины 50-х – Кендрик носит славу лучшего мастера по бас-гитарам в Fender Custom Shop. Его работы, если так можно выразиться, идеальны. Лучше бас-гитары с надписью Fender просто не может быть, просто потому что лучше мастера по бас-гитарам у Fender нету. Но Кендрик – универсальный специалист, кроме басов он создает такие электрогитары, которых смиренно ждут: Марти Стюарт, Стинг, Кейт Ричардс, Эрик Клэптон и многие другие.

Однако помимо прочего Кендрик создает инструменты и для простых смертных. Так был создан и наш сегодняшний Fender 1966 Jazz Bass closed classic. Да-да, если уж делать инструмент у Марка Кендрика, то надо делать что-то из ряда вон выходящее – по крайней мере, если просишь копию инструмента 40-летней давности, то формат closed classic просто необходим, подробнее о нем поговорим позднее. Вернемся в историю этой бас- гитары. Fender Jazz Bass появился на свет в 1960 году. В самом начале 1962 года была выпущена новая версия Jazz Bass. Изменения коснулись прежде всего контрольной панели. Вместо прежней пары двойных ручек управления каждым звукоснимателем (их называли stack knobs) теперь появились три пластиковые ручки с разделением на громкость некового звукоснимателя, громкость бриджевого звукоснимателя и общий тон. Также в 1966 году Fender стали ставить собственные колки. Обратите внимание на фотографии – нет никакого «трилистника», колок простой овальной формы. Вот и все изменения, которые произошли с момента релиза. Такой он, Fender 1966 Jazz Bass.

Итак, доверимся мечте, пусть эта бас-гитара найдет свою сокровенную гитарную судьбу. Нет сомнений, именно этот бас стоял в магазине родного города Джако – Форта Лодердейл, штата Флорида – рядом с тем самым санберстом, который однажды приобрели родители Пасториуса. Пусть наш бас купит какой-нибудь небывало забывчивый мужичок и в скором времени закинет этот инструмент на чердак, где он и проваляется до сегодняшнего дня.

Только в такую историю можно поверить, когда берешь в руки наш Fender 1966 Jazz Bass closed classic, потому что невозможно определить, что больше удивляет – точное воспроизведение моделей тех лет или мастерски произведенное «состаривание» до формата closed classic, создающее впечатление, что этот бас несправедливо пролежал долгие годы нетронутым. Почти новый, лишь потускневшие стальные части да побледневший гитарный лак выдают почтенный возраст.

Однако поскольку это все- таки Custom Shop, необходимо наличие каких-либо элементов лоска. Поэтому гриф получил перламутровые маркеры (сегодня это уже в порядке вещей, но все- таки у Jazz Bass 66 года такого не было), а также кант грифа. В принципе, аккуратный бежевый пластик, забравший грани грифа и выступы ладов, очень красив.

Но все-таки ощущение неуютное. Не нужен этот кант для такого баса. Во всей линейке Fender Bass кант есть только на серии FMT American Deluxe, а также на моделях Marcus Miller и Geddy Lee. Кант был на Jazz Bass 75 года, это было действительно красиво – кленовую накладку обнимал черный кант, стильно смотревшийся в черно- элегантная по современным меркам окантовка грифа и перламут- ровые маркеры ладов – единственные детали, которые выдают моло- дость инструмента. В остальном, это добротная копия Jazz Bass 66 года

Овальная форма колков также продиктована жестким следо- ванием условиям винтажности модели. Однако это – модель 1966 года. Это должен быть более грубый и серьезный инструмент. Окантовка вносит какую-то «аляповатость», а лично мне нравится бросать взгляд на ребро грифа и видеть честную линию накладки ладов, а не пластик.

Перейдем к корпусу – конечно же, внимание приковывают к себе в первую очередь стальные пластины над звукоснимателями. И хотя неоднократно уже объяснялось их происхождение, но все же повторимся. Звукосниматели давали сильный фон, поэтому первая задача наших стальных крышек – экранирование звукоснимателей. А кроме этого – эти приспособления позволяли изолировать струны от соприкосновения с рукавами одежды басиста, то есть исключить вероятность случайного глушения струн материей.

Впрочем, судьба этих крышек всегда одинаковая – через какое-то время они снимаются, оставляя в память о себе винтажные отверстия от крепежных винтов на корпусе инструмента, а количество умельцев, готовых помочь убрать фон из звука, определенно дает гарантию, что все указанные проблемы исчезнут вмиг.

Простая и честная пассивная система электроники баса – две громкости и тон. Но какой звук! Настоящий звук Jazz Bass. Без всяких трехплосных эквалайзеров активных систем, без навороченных звукоснимателей. Два сингла – и чистый звук Jazz Bass попадает к вам в руки. Звук именно богатый – нету чрезмерной глубины или какой- то агрессивной краски, но есть невероятно широкая палитра звука, настолько щедрый инструмент на передачу тонких нюансов.

На таком басу хочется сыграть что-то в духе Джеймса Джемерсона или Бутси, приглушив тон, просто наслаждаясь под драм-машину вкуснейшими свежими переливами уже вроде бы избитых рифов. А слэп – слэп похож на раннего Маркуса Миллера, звонкий и яркий, но уже немного хрипловатый, на мощном аппарате просто магически привлекательный. Не буду говорить о теппинге – не хочется даже допускать мысль использования такой модерновой техники на таком олд-скульном инструменте.

Это бас-гитара для тех, кто знает традиции, кто знает roots of Jazz Bass. Естественно, бриджевый джаз- басовый звук стреляет серединой в лучших традициях. Естественно, звучание Fender 1966 Jazz Bass closed classic Mark Kendrick невозможно сравнивать с какими-то иными моделями, пусть даже топовыми.

Но главное в такой бас-гитаре – это потенциал. Сейчас это номинально лучший бас в линейке Fender Jazz Bass. Однако это новый, свежий инструмент, который пока не знает о многочасовых репетициях, утомительных концертах, перепадах температур, влажности и т.д. Можно лишь представлять, как зазвучит этот бас, скажем, через год, когда его разыграют. С чем можно будет сравнить этот звук? Я не знаю – видимо, лишь действительно с бас-гитарой 40-летней давности, с настоящим Fender 1966 Jazz Bass.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.