КАЗАЛОСЬ БЫ, ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО СЕРИЯ КОМБО MESA/BOOGIE «F» БЫЛА «ГОРЯЧЕЙ НОВИНКОЙ »… НО ВРЕМЯ ЛЕТИТ ОЧЕНЬ БЫСТРО, И НОВЫЕ ВЕЯНИЯ ГИТАРНОЙ МОДЫ ЗА НИМ НЕ ОТСТАЮТ. ОГЛЯНУТЬСЯ НЕ УСПЕЕШЬ, КАК ПРИВЫЧНОЕ МЕСТО В КАТАЛОГЕ ЗАНЯТНО УЖЕ ДРУГОЙ СЕРИЕЙ, ПРИЧЕМ С СОВСЕМ НЕПОХОЖЕЙ, ДРУГОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ

  Калифорнийский Экспресс

автор статьи: Александр Авдуевский

Если полистать подшивку каталогов Mesa Boogiе, то их содержимое можно условно поделить на две половины: модели, прописавшиеся на страницах надолго (возможно с учетом усовершенствованией), и интересные, но не очень успешные коммерчески эксперименты. И есть еще одна особая категория – усилители начальной (по меркам Mesa) ценовой категории. Эта ниша присутствует в каталоге всегда, потому что продукция класса «мой первый Boogie» Mesa необходима для расширения круга приверженцев.

Но при этом сам модельный ряд никак не отличается стабильностью и преемственностью, потому что производитель ориентируется как на текущую моду, так и на собственные новшества. Например, сошедшее со сцены в 2007 году поколение F-Series было ориентировано на рычащее звучание серии Rectifier. А пришедшая ему на смену серия Express исповедует уже другую концепцию.

За последние год-два в индустрии ламповых гитарных усилителей сформировалась ниша под названием «recording amp», буквально «усилитель для записи».

То есть, она и раньше была, но заполняли ее одноканальные «бутиковые» малютки-головы мощностью ватта на два. Студия не содрогается, нет проблем с обратной связью, больше контроль, меньше компромиссов в схеме между качеством звука и громкостью, эксклюзивные трансформаторы, раритетные лампы, тщательная ручная сборка… Ну и цена, как у приличного 50Вт усилителя.

В настоящее же время появился выбор массово производимых «усилителей для записи» от известных брендов. Хотя они и не попадают в категорию студийного хай-энда, они куда более универсальны и обладают при этом если не меньшей, то, во всяком случае, не большей, стоимостью за ватт и большим количеством этих ватт. И у всех них есть одно общее качество – они могут давать убедительный ламповый звук с вкладом секции мощности при щадящей громкости и компактных размерах. Это дает возможность записываться дома «по-правоверному» с микрофоном, а также без ущерба для соседей музицировать, не отвыкая от ощущения «лампы». Буквально друг за другом усилители этой категории представили Fender (Princeton Recording), Peavey (Mini Colossal) и Mesa (Express).

Серия Express состоит на сегодняшний день из двух моделей, выпускаемых как в формате комбо, так и компактных голов – Express 5:25 и 5:50. Памятуя о рэковых стереоусилителях мощности Mesa с названиями 2:90 или 2:100, можно даже подумать, что разработчики в порыве вдохновения создали системы surround. На самом деле цифра 5 означает не количество каналов, а то, что усилители могут работать в 5Вт режиме, наряду с 25Вт и 50Вт соответственно. В 25Вт варианте используются две лампы EL84, в 50Вт – 6L6. Архитектура секции мощности является гибридом уже давно опробованной в предыдущих сериях «мой первый Mesa» технологии Dyna- Watt и позаимствованному у Lone Star (см. номер 5(1) за 2007 год) 5Вт режиму Класса А на одной лампе. (О преимуществах однотактного Класса А поговорим чуть позже, когда речь пройдет о звучании Express). Второе различие между 25Вт и 50Вт моделями заключается в том, что в формате комбо первая использует 10” динамик Eminence, а вторая – один или два динамика Celestion C90. (Напомним, для сравнения, что в комбо F30 стояли более «рычащие» динамики Celestion V30).

Простая логика подсказывает, что 5:50 явно задумывался а) как сценический усилитель, который приживется и дома, б) как заметно более доступная альтернатива Lone Star (что автоматически подразумевает и «а») и в) не радикально, но вполне ощутимо дороже 2:25. Поэтому дальше разговор пойдет в первую очередь о младшей модели серии, которая куда более «домашняя» по природе.

Итак, серия Express – это двухканальные усилители. Каждый канал имеет полностью независимый комплект настроек – гейн, трехполосный тембр-блок, мастер-громкость, реверберация и contour (что это такое, рассмотрим позже). Кроме того, каждый канал имеет два альтернативных режима.

На первом это Clean и Crunch, на втором – Blues и Burn. Совпадение это или нет, но можно при желании назвать их каналами «С» и «В», а вот каналами «чистого» и «перегруженного» звука – нет. Дело в том, что, хотя канал «B» и в самом деле имеет больше гейна, чем канал «С», логика организации вариантов звучания не следует схеме «чистый и чуть задрайвленный на одном, ощутимый драйв и дисторшн на другом». Предполагая, что в концертной работе пользователи будут чаще всего тяготеть к определенным комбинациям звучания, Mesa дали возможность выстраивать именно их. Люди, ориентированные на очень традиционный блюз, могут составить себе переключаемую пару из Clean и Blues. Если кто-то любит чуть погорячее – из Blues и Crunch. Если еще горячее – Crunch и Burn. Ну и доступен вариант из двух крайностей – Clean и Burn, позволяющий играть жесткую музыку с отдельными лирическими моментами (или наоборот).

Теперь подробнее. Режим Clean – это чистый звук, который при повороте ручки гейна до упора превращается в хороший брейк-ап. Общий характер, артикулированный, звонкий, с хорошей динамикой. Режим Blues, в принципе, продолжает движение вверх по гейну оттуда, где останавливается Clean, но сам характер звука уже несколько другой. Более округлый и теплый.

Поскольку чистый звук у Mesa исторически восходит к Fender, можно сказать, что (условно) «чистая» зона в Express начинается с «твиновского» звучания, а продолжается «бассмановским».

Точно такие же генетические различия мы наблюдаем и в зоне «драйв/дисторшн». Режим Crunch дает характерный британский звук, ассоциирующийся с серией JTM. Режим Burn в свою очередь ориентирован на достижения серии Mark. Максимум дисторшн, объективно не особо высокий, но любая «грелка» позволяет успешно докачать перегрузку.

Ну и не будем забывать, что 5Вт позволяет существенно насытить звук обертонами, происходящими от секции мощности. Не вдаваясь в технические подробности, просто отметим, что маломощный режим по опредлению дает раннюю подгрузку выходной лампы, и кроме того, в режиме на одной лампе нет рекомбинации полупериодов, что увеличивает количество четных гармоник. Поэтому звук становится более плотным, но не слишком «грязным».

Касательно 5Вт режима в Express, хотя Mesa внедрила уже опробованную ранее в Lone Star Classic технологию, реализация ее явно имеет свои особенности. Прежде всего, режим мощности задается глобально, а не для каждого канала по отдельности. Это имеет простое объяснение – сдерживание итоговой цены, при том, что для «домашнего» усилителя такая чисто концертная характеристика не очень важна. Важнее другое – по мере понижения мощности в Lone Star не наблюдается радикального уменьшения громкости, просто звук становится все более задрайвленным, и усиливается компрессия. Причем воспринимается это именно как постепенная модификация уже наруленного звука. В Express очень заметно просаживается громкость, что для «домашнего» усилителя, конечно, плюс, но при этом динамика и общий характер звука меняется столь же сильно. По сути, если в основном режиме настроен вполне определенный звук, то переключение усилителя в 5Вт режим вынуждает снова серьезно колдовать над ручками.

Вот это первый на моей памяти случай, когда приведенные в конце руководства пользователя трафареты для записи настроек реально нужны.

Потому что тембр-блок у Express так называемый интерактивный. Опять же, не вдаваясь в теорию построения многополосных частотных фильтров, просто констатируем факт. Ручка Treble по мере поворота вправо не просто открывает все больше частот в соответствующей полосе, а успешно зарезает то, что ниже полосы. Таким образом, если выкрутить ручку Treble до упора, ручкам Mid и Bass остается не такое уж большое поле для деятельности. Взаимодействие двух других настроек тоже требует известной взвешенности. Крайнее левое положение Mid и/или крайнее правое положение Bass чреваты разрушением баланса звука. А для тех, кто любит по- модерновому притопленную середину и подчернкнутый низ, на каждом канале предусмотрена настройка Contour. Этот, простите за тавтологию, контур активизируется/ отключается либо глобально с ножного переключателя, либо фиксировано, но на любом канале по выбору. Настройка эта повторяет идею Dynamic Voicing на предусилителе Triaxis. А та, в свою очередь, является удачным решением вопроса, как реализовать 5-полосный эквалайзер серии Mark в виде одной настройки. Поскольку подавляющее большинство гитаристов используют графический эквалайзер именно для построения характерной «галочки», которая может быть радикальной или же деликатной, то Contour делает то же самое.

Поскольку сочетание как среза, так и подъема частот требует активной полупроводниковой схемы, для приверженцев истинно лампового звука предложен компромисс. Countour регулирует не только профиль «галочки», но и баланс между «прямым» и «профильтрованным» сигналом, который меняется в пользу последнего по мере углубления «галки». Если есть необходимость просто подтянуть низ, то это можно сделать с минимальным вторжением в ламповый тракт.

А возможность подтянуть низ очень актуальна. Я бы сказал, актуальна вдвойне. Во-первых, не будем забывать, что в 5:25 10-дюймовый динамик в полуоткрытом корпусе. А во-вторых, трансформации звука, возникающие в 5Вт режиме, затрагивают в первую очередь низы, и не в их пользу. Благодаря Contour можно добиться полностью аутентичного ощущения комбо 1x12” – разумеется, открытого и с «серединистым» динамиком. Но упомянутое раньше сходство со взрослым плексиподобным звуком просто удивляет. Принимая во внимание то, что существенная часть низа все равно срезается микрофоном при записи, нет сомнений, что на записи иллюзия будет еще более достоверной.

Оба канала имеют независимые настойки реверберации. Пружинный ревербератор глобально включается-выключается с ножного переключателя. То есть вместе с переключением Contour и каналов получается всего три кнопки. Кроме того, как и у многих «взрослых» усилителей Mesa, предусмотрены релейные входы управления для интеграции с устройствами коммутации, управляемыми по MIDI или с рэковыми процессорами, имеющими релейные выходы. Входы управления в принципе повторяют функции напольного переключателя с той только разницей, что переключение Contour на каналах может быть осуществлено независимо. Петля эффектов последовательная и неотключаемая, что может оказаться несколько неудобным для концертной практики любителей строить цепи педалей. Но учитывая и без того достаточное количество всяких наворотов, полагать это мелочной экономией не стоит.

Еще один повод поворчать – отсутствие у Express возможности «тихой» записи. Нет выхода с комбоэмуляцией, в отличие от «эфок», где он наличествовал с возможностью отключения секции мощности. Это, возможно, разочарует или отпугнет ряд потенциальных покупателей, но, если вдуматься, концепцию «recording amp» это не подрубает. Идея-то, не забудем, заключается в записи с микрофоном на приемлемой громкости. И если кому-то это нужно в первую очередь, то вопрос гарантированно спокойного сна домочадцев и соседей у человека как-то решен. Либо жилищные условия соответствующие, либо он считает это не своей проблемой.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.