Одним своим видом, холодной серой расцветкой, на которой тут и там блестит сталью фурнитура, этот инструмент бросает решительный вызов тотальной мании гитаростроителей делать гитары красивее и красивее, в своих стремлениях доходящих до полного безобразия.

Как поднимать целину
Fender Roscoe Beck V


автор статьи : Тим Исмайлов

Манят бескрайние просторы Родины. То тут, то там встречаются плакаты и картины, на которых раскинулись пшеничные поля, нивы, морскими волнами колышащие спелые колосья.

Заставляют задуматься о несбыточном, о недосягаемой прелести осенней страды, заготовках на монокорм, о том, что ни в одном твоем документе не промелькнет фразы о расчете зернофуража, планах посадки озимых и прочих, столь далеких от холодной офисной возни особенностях сельскохозяйственной беллетристики. Только и можем мутным взглядом скользить по очередным строчкам Есенина, воспевающего родные просторы, подсознательно уже допуская, что речь идет о забытом времени, иных местах иной вселенной, что пахарь – это какой-то древнеславянский сан, а рожь – это что-то связанное с гербом СССР. Оторваны мы от земли, что называется, тотально.

Но все-таки вспоминаются по детским книжкам, учебникам, по фотографиям из газет и выпускам новостей гордые индустриальные монстры сельского хозяйства — тракторы, экскаваторы и комбайны. Их игрушечные подобия в песочницах в миг превращались в огроменные агрегаты на пшеничных полях. Ощетинившиеся множеством рычагов приборные панели, блестящие на солнце хромированные гидравлические сочленения, необычные наклонные лобовые стекла. Не надо было никаких трансформеров и прочих продуктов больной фантазии иностранных мультипликаторов.

У нас были настоящие, всамделишные механические монстры, приводившие в такой восторг, затмить который могли разве что танки да «катюши» на редких экспозициях. Такая вот ностальгия хлестнула по мне, когда я взял в руки Fender Roscoe Beck V. И чем дольше я на нем играю, тем больше во мне крепнет уверенность, что вдохновить на создание такого инструмента могло только что-то трактороподобное.

Для примера, кто такой Роско Бек? Такой вот басист, детство свое прогулявший по просторам Техаса, выучившийся дергать струны и пустившийся в суровое открытое плавание сессионного музыканта. Играл он с Эриком Джонсоном (Eric Johnson), Джимми Воном (Jimmie Vaughan), Леонардом Коэном (Leonard Cohen) и разными другими блюзовыми и не очень блюзовыми музыкантами. По видео он известен как басист Эрика Джонсона на G3 1997 года. По правде сказать, после прослушивания аудиоверсии этого концерта, искренних джазовых запилов на песне Zap, Роско Бек представал несомненно качественным технарем-импровизатором. Но стоило услышать его собственный альбом Walk On, сплошь состоящий из блюзовых и кантри композиций, без единого бас-гитарного соло, все встало на свои места. Да, парень, ты все-таки целиком утонул в отчаянном искусстве чернокожих рабов, музыке, вобравшей в себя всю романтику труда в полях, на далеких американских пшеничных нивах. Не только пустынями славен Техас, но и сельским хозяйством, а значит, и там мелькают яркие детские взгляды, полные восторга от урчащих, бороздящих долгие гектары полей гигантских комбайнеров и тракторов.

Так что есть во мне достаточная доля уверенности, чтобы сравнивать Fender Roscoe Beck V с бравыми сельскохозяйственными агрегатами, гордо подымающими стяг, прославляющий достойного механического помощника человечества.

Одним своим видом, холодной серой расцветкой, на которой тут- там блестит сталью различная фурнитура, этот инструмент бросает решительный вызов вещи — само собой разумеющиеся.

Единственное — жаль, что колки в форме трилистника, все-таки колки треугольной формы, как, скажем, на Fender Active Deluxe Jazz Bass, — гораздо удобнее, эргономичнее, однако, борисовские, конечно, значительно выигрывают за счет своей основательности, не расходясь с общей идейной линией инструмента.

Форма грифа особенная — не останавливаясь на том, что кленовый гриф усилен графитовой вставкой, следует обратить внимание на его так называемую «ассиметричную форму». Тыльная сторона грифа немного скошена кверху, то есть при общей овальной форме на уровне струны си гриф все таки значительно толще, чем на уровне струны соль. Сделано это, по-видимому, в целях облегчения работы на тонких струнах, где требуется большая эргономичность, однако, по сути своей, нововведение не очень- то оправдано — этого удобства при игре почти не замечаешь, хотя, может, так и должно быть, ведь зачастую все удобное воспринимается априори. Отмечу, что гриф демократично выполнен достаточно широким и умеренно тонким; басисты, воротящие нос от тонких грифов, вполне могут чувствовать себя комфортно с Fender Roscoe Beck — в данном случае гриф не страдает чрезмерной худобой.

И в заключение, к корпусу гриф решили прикрепить сразу шестью болтами, еще раз отдавая дань индустриальному фанатизму. Корпус по общей своей форме напоминает делюксовые модели джаз басов, чуть более эргономичных, чем стандартные серии. Рабочая поверхность закрыта изящной фальшпанелью — жаль, что просто белого цвета; все-таки современные решения типа фальшпанели на Fender Reggie Hamilton Jazz Bass гораздо симпатичнее, а общую «холодность» инструмента такой оформительский ход точно б не нарушил.

Два хамбакера отстают друг от друга на достаточном расстоянии, чтобы создать хорошие рабочие площади как между, так и над ними. Подробнее об этом — ниже.

Бридж сделан фирмой Gotoh просто отлично. Точно вписываясь в общий облик баса, стальной серый бридж, достаточно большой для точной отстройки положения седел струн, опционально предусмотрены дырочки для крепления струн на бридже, и хорошо продумана конструкция крепления струн сквозь корпус.

Наконец, главная особенность бас-гитары — это звуковая система.

Как нормальный взрослый инструмент — Fender Roscoe Beck пассивный. Для регулировки звука сделана настоящая приборная панель. Прежде всего, отвечают за звук две ручки — громкость и тон. Что не понравилось, так это их конструкция из двух частей: корпуса регулятора и нашлепки сверху с буквой «F». При том, что сделаны ручки из черного пластика и особо между собой две части не скреплены, вполне ожидаемо было в один день обнаружить пропажу одной из нашлепок с «F». Конечно, приобрести новую ручку проблемы нет, однако ставит в недоумение сам факт установки на в общем- то топовую модель серийных инструментов Fender какого-то пластикового регулятора. В 2003 году на NAMM был представлен четырехструнный прототип Fender Roscoe Beck, на нем этот недочет исправлен установкой стальных регуляторов — что ж, лучше поздно, чем никогда.

Но главное — это три тумблера, которыми мы и будем наворачивать нужный звук.

Первый рычажок, находящийся между потенциометрами, является балансером на три положения работы звукоснимателей: нековый хамбакер, нековый и бриджевый, бриджевый хамбакер. Два остальных тумблера, устроившиеся за ручкой тона, регулируют соответственно режимы работы некового и бриджевого звукоснимателей по трем вариантам: последовательное соединение, работа одной катушки, параллельное соединение. Многообразие настроек звука благодаря этому решению — максимально возможное.

Конкуренцию Fender Roscoe Beck V в характеристиках могут составить, наверное, два инструмента: Lakland 55-02 и MusicMan StingRay 5. Конечно, в большинстве своем, эта троица инструментов может породниться мощными хамбакерами в бриджевой позиции. Все трое имеют яркие, светлые окраски звука, большую эргономичность, однако MusicMan StingRay 5 все-таки наиболее отличен от остальных двух инструментов именно своей определенностью, характерностью и узнаваемостью звучания. Опции в виде пьезозвукоснимателя и отсечения катушки лишь гасят MusicMan’овское лязгающее рычание, но как самостоятельные варианты звука малоубедительны.

Другое дело с Lakland 55-02, у которого больше общего с Fender Roscoe Beck V, в основном, за счет своей определенной толерантности к многообразию звучания и сдержанности в а грессии сигнала.

Fender Roscoe Beck V в параллельном соединении бриджевого звукоснимателя обладает мощнейшим выходом с характерным джаз-басовым звучанием. Рычащий, с пробивной серединой звук аналогичен звучанию Пасториуса на поздних альбомах, конкретно в работах с барабанщиком Брайаном Мелвином (Brian Melvin). Честно говоря, после такого яркого звука прелестей в режиме одной катушки почти не замечаешь — просто звук тусклее. Иное дело с вариантом последовательного соединения на бридже. Тут звук становится определенно MusicMan’овским.

При сильной атаке он крайне схож с работами Фли, например, в Californication. В любом случае, звучание баса по определению очень яркое, бас пассивный и чутко реагирует на любой нюанс в звуке. Резкие и плотные, отлично читаемые ноты — единственное, что возможно получить от Fender Roscoe Beck V.

Уплотняем включением некового звукоснимателя сигнал бас-гитары и пробуем слэп и теппинг. Сказать, что звучат они отлично, было бы не совсем честно. В слэпе явно не хватает жирка, порой, за счет плотности и можно получить схожесть со слэпом Маркуса Миллера, но в целом все- таки звук от слэпа получился без характера; слушая записи такого баса, особой узнаваемости ожидать не стоит.

Теппинг получился значительно приятней. Очень хорошо читаемый даже при слабой атаке; многообразие настроек позволяет получить самые разные окрасы при работе в этом стиле.

Вообще, стоит оговориться, что прелесть системы регулировки звука на F ender R oscoe B eck V именно в том, что одним движением руки переключаешь определенный тумблер — и окраска звучания уже другая. Можно забыть о многих ручках, громоздящихся друг над другом, всего можно достичь гораздо меньшим трудом.

Говорить отдельно о нековом звукоснимателе большого смысла нет — его звучание напрямую зависит от бриджевого хамбакера, в отдельности нековый звукосниматель дает просто глубокий звук, возможно, с какими-то нюансами, но джаз-бас, как мне кажется, живет именно работой на бридже, и подключение некового звукоснимателя должно выполнять роль требуемого уплотнителя звука — только тогда общие краски бас-гитары будут гармоничными при выполнении любых задач.

Инструмент, несмотря на свой достаточно массивный внешний вид, очень эргономичен. Расстояние между струнами достаточно большое, внятно приближенное к стандартам четырехструнных инструментов. Любые стили игры, от медиаторной до даблтампинга, будут здесь удобны. Fender Roscoe Beck V отвели 22 лада, и в общем- то даже в самых высоких позициях дискомфорта, помех от корпуса не возникает. Пятая струна звучит безапелляционно, хоть у инструмента мензура и 34 дюйма, но все равно, настолько чистое и глубокое звучание Си заслуживает отдельной похвалы.

Расстояние от некового звукоснимателя до грифа вполне достаточное для различных видов слэпа, широкие же хамбакеры на удивление не создают мнимого неудобства при игре над ними. Одним словом, ощущения при игре на Fender Roscoe Beck V — приятные. Как кабина у экскаватора — не важно, что ты грязный и чумазый снаружи, что огромным ковшом доводишь до идеала столь несовершенную планету и дымишь гадким дымом, — главное, что в кабине у тебя чистота и порядок, покой и полное умиротворение.

Fender Roscoe Beck V — это тот редкий случай, когда внутреннее содержание полностью соответствует оболочке. У инструмента яркий, злой и пробивной сигнал, красочный джаз-басовый звук, возможно, наиболее характерный во всей ценовой категории. Это машина для работы с серьезными партиями, это очень плотный инструмент. Таков и внешний вид — ничего лишнего, холодные стальные конструкции и теплые просветы деревянных частей. Машина для работы. Трактор. Экскаватор.

Общий итог: агрегат к уборочно-погрузочным работам готов полностью.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.