Диалог с маcтером
Знаменитый гитарный мастер Юрий Шишков отвечает на вопросы простых любителей гитары, посетителей сайта guitars.ru

Интересно было бы узнать, например, какое количество гитар в среднем удаeтся сделать за месяц. Имели ли место в его творчестве не слишком удачные работы, и как в этом случае он с ними поступал? Обязательно ли гитары Custom Shop звучат лучше серийных инструментов или бывают исключения? .../Александр Зюзин

Количество гитар, сделанных в месяц, зависит от многих факторов. Сложность инструментов в этом случае – наиболее веский. В то время как вещи, относящиеся к цифрам на нашем производстве, т. е. "сколько", "по чем" и "как быстро", являются конфиденциальной информацией компании Фендер, я всe же могу сказать, что на момент моего поступления не работу в Кастом Шоп мы производили в среднем около четырeх (больше или меньше) инструментов в месяц на каждого Мастера.

Продолжительность срока доставки гитары клиенту с момента заказа занимала порой четыре года. Сроки не совсем приемлемые... Количество заказов, в добавок ко всему, росло. Для исправления ситуации была полностью пересмотрена структура производства и перераспределение работы штата. В то время как моя работа главным образом заключается в изготовлении гитар, неотъемлемой частью моих обязанностей является так же работа с документацией инструментов, подготовка и перетранспортировка гитар в покраску, сортировка дерева по качеству, сортам, весу, оттенку, направлению волокон, тону и т.п. Я так же ответственен за укомлектовку гитар датчиками и другой фурнитурой, которая выбрана клиентом, включая и ту, которую мы не производим сами. Чтобы высвободить моe время для максимальной концентрации работы с гитарами, многие эти и другие примитивные функции переложены теперь на "подмастерье" – учеников, которые в будущем придут нам на смену. В результате число отправляемых инструментов значительно увеличилось, а сроки ожидания в "очереди" сократились до одного года.

Такое понятие как "неудачная работа" в моeм случае не допускается. Представьте себе, что я делаю не гитары, а самолeты. Если иметь стандарт по изготовлению с разрешимым допуском погрешностей в качестве, то вы бы на моeм самолете летать не захотели. Гитара, конечно же, не такой деликатный продукт, однако мой подход к этому не менее критичен, так как я, как и многие музыканты бывшего СССР, знаю, что значит плохая гитара (вспомните хотя бы наши "Уралы"...) и как это чувствуется в руках. Не секрет, что гитары, которые я сегодня делаю, – не из самых дешeвых, и моe отношение к ним в вопросе качества – самое скрупулeзное. Если я недоволен своей работой, она никогда не покинет нашей мастерской. Уникальность моей работы ещe заключается и в том, что меня не может принудить поменять это решение даже президент компании Фендер. Моя роспись на обратной стороне грифа – последнее слово в принятии решения о завершении и отправке гитары.

Вопрос о "звучании" весьма сложный и неодносторонний. Я встречал за свою жизнь немало гитар, которые по своим стандартам не должны были хорошо звучать, но они звучали... Старые Фендера в руках Гилмора или Хендрикса звучат феноменально, хотя подход к изготовлению тех гитар был намного "проще", чем сегодня.

С другой стороны, я думаю, что если бы мне дали в руки гитару Гилмора, то я бы не смог еe заставить звучать так, как он. В этом случае индивидуальный тон гитары зависит не только от самой гитары, но и от того, кто на ней играет.

Качество изготовления самого инструмента – это уже, конечно, совсем другой вопрос. Тут Кастом Шоп является "Передовиком производства". Мы используем лучшие датчики и материалы, не говоря уже о людях. Всe это не может не отражаться на качестве и звуке инструментов. Попробуйте несколько инструментов и сравните.

Хотелось бы поинтересоваться у Художника о Духовной составляющей его жизни ТАМ – литература, поэзия, кинематограф и другиедетали культурной жизни Мастера. .../Мардашов Андрей

Moя "духовная" жизнь, наверное, не сильно отличается от духовной жизни людей в России. В первую очередь, потому что я всe-таки Русский человек. И хотя иммиграция отложила какой-то отпечаток на моe мировоззрение, мои привычки и мой внутренний мир остаются прежними. Как любой истинный человек из России, я считаю Православие неотъемлемой частью Русской души. Без веры в Бога многие трудности жизни были бы непреодолимы, особенно в иммиграции. С радостью смотрю на возрождение Церкви в России после долгих лет засилья атеизма...

Литература – вещь хорошая. Особенно когда есть время еe читать. Всe, что удаeтся читать сейчас, – это перед сном Библию. Бог "наградил" меня не самой цепкой памятью, и поэтому, каждый раз перечитывая Святое Писание, читаю его как в первый раз, и каждый раз открываю для себя что-то новое.

С кинематографом ситуация сложная. Смотреть кино сегодня – не такое развлечение, как много лет назад. Я думаю, что видеоэффекты достигли своих пределов и никого уже ничем не удивишь и не шокируешь на экране.

Боевики было интересно смотреть в СССР, когда они были только на "видиках" и носили сенсационный характер, ведь самый крутой фильм этого жанра в кинотеатрах страны был тогда "Экипаж". Конечно же, есть фильмы, которые интересно смотреть всей семьeй, типа "Пираты Карибского моря" или "Звeздные Войны". Если говорить о фильмах, которые мне дороги и которые я всегда смотрю с наслаждением, то это фильмы Советских времeн. Мой любимый фильм – "Белое солнце пустыни". Несмотря на войну "красных" и "белых" в этой картине и пересмотренную сегодня историю, нельзя не проникнутся пониманием извечной драмы между добром и злом – независимо от "цвета" армии. Поражает в нeм так же сила Русского таланта, создавшего такой шедевр на бюджет, который "Голливуду" не хватило бы на стул для режиссера.

Неотъемлемой частью моей духовной жизни является живопись. И хотя я не обладаю каким-то академическим образованием в этом жанре, я с удовольствием рисую. Мой любимый стиль – импрессионизм. Рисую я то, что преобладает в моeм воображении. Как правило, это опять же гитары. Если есть возможность, то рисую природу. В большинстве это океан или то, что к нему прилегает. Без океана или просто без воды рядом я бы уже, наверное, и не смог жить. Очень хотел попробовать писать иконы, но на это просто рука не поднимается. Это дело очень святое и серьeзное. Монахи подолгу постятся и молятся перед написанием икон. Куда мне, грешнику, за таким делом... Гитары научили меня подходить серьeзно ко всему, в том числе и к иконописи.

В одном из своих видеоинтервью Юрий говорил, что сам очень мало играет на гитаре, лишь тестирует новые инструменты, гоняя по ним гаммы. Почему Юрий не играет на своeм любимом инструменте в свободное время? Какой базовый звук больше нравится Юрию и почему: сингловый или хамбакерный? Есть ли у Юрия любимый усилитель и, если да, то какой? .../Алексей Толстов

Играть на гитаре люблю. Но со свободным временем действительно "напряженка". Однако я бы не сказал, что не играю часто только потому, что нету свободной минуты. Ведь раньше я играл как можно чаще, еще и чтобы совершенствовать свой уровень. Но теперь такой цели вроде бы как больше и нет. Если я могу проверить, как играют мои инструменты, и еще побренчать для знакомых "в кругу близких", и при этом не забывая партий, то уже можно быть довольным. Главное не давать "подушечкам" на пальцах сходить. Потому что их всегда тоскливо нагонять обратно. У меня нет строгого предпочтения в датчиках. Хотя и люблю хамбакеры, не могу скрыть того, что нековый сингловый датчик на телекастере всегда действует на меня завораживающе. И вообще, я в основном играю на нэковых датчиках. И тем более очень редко "смешиваю" два датчика, и только когда акустика помещения того требует.

Думаю, что мой вкус к усилителям со временем менялся в зависимости от стиля предпочитаемой музыки. Сперва мне нравился Peavey, потом Crate Acoustic Amp, а сейчас Fender Twin Reverb. При этом, как новые технологии не стараются, а побить старые "лампы" они до сих пор не могут, на мой взгляд. Говоря о лампах, приятно упомянуть, что в Америке (в том числе и на Фендере) при создании усилителей используются Российские лампы "Sovtek". Думаю, что те же самые лампы, которые в 70-е годы при переходе страны на транзисторы в магазинах "Радиотовары" можно было купить по 8 копеек за килограмм (или что-то близкое к тому). Времена меняются.

Насколько быстро разыгрывается новый инструмент? .../Михаил Ляшенко

Думаю, что многие при покупке инструмента имели возможность уловить что-то близкое к понятию "любовь с первого взгляда", когда вы чувствуете еe "как родную" с первых секунд прикосновения. А при попытке отложить гитару в сторону возникает непреодолимое сопротивление, потому что хочется играть на ней без конца. Во этом случае гитара будет "разыгрываться" за считанные дни или даже часы.

А если же вы пришли в магазин и купили гитару с "крючка" без особого к ней чувства и азарта, то тут жизнь с ней может сложиться по сценарию "стерпится – слюбится". И тут уже можно будет "притираться" к ней неделю или месяц (в зависимости от того, как часто вы на ней играете). В конце концов, история может закончиться тем, что вы еe продадите, как только подвернeтся "свой" инструмент.

В любом случае, если вам уже пора менять струны, а вы всe ещe не привыкли к новой гитаре – не тратьте времени и поищите себе что-то другое. Исключением может быть лишь тот случай, когда на гитаре играет "новичок" или ученик. То есть мои рекомендации – сначала научитесь немного играть, а потом пробуйте разные инструменты, чтобы выбрать "тот" для своего арсенала. А если вы профессионал, нужно придерживаться первого правила о "любви с первого взгляда".

Очень многие гитаристы просили меня спросить, как ты отбираешь древесину для своих гитар? Кстати, в России есть мастера, которые бьют молоточками древесину, потом что-то слушают и измеряют, утверждая, что дерево звучит какой-то определенной нотой. .../Сергей Тынку

На самом деле отбор древесины начинается задолго до того, как дерево попадает ко мне в руки. На первом этапе весь материал, поступающий в Custom Shop (а мы приобретаем его отдельно от основной фабрики, где делают "серийку"), проверяется на любые серьeзные симптомы "дефекта". Потом всe дерево, которое получает "добро", следует в "сушилку". Здесь оно находится до того момента, пока уровень влажности в нeм не опустится до нужного значения. Бывают, кстати, случаи, когда материал уже изначально поступает к нам "готовым" к использованию, и в этом случае идeт сразу на третий этап – сортировка по качеству.

Дерево сортируется по "грэйдам" – например, идущий на грифы клен Flame Maple и Birdeye Maple сортируется по категориям "А", где "АААА" – самая высокая категория с наиболее ярким рисунком древесных волокон. Дерево для корпусов также сортируется по категориям: "Лeгкое", "Чистое" и "Эстетичное по рисунку".

При получении заказа и выборе материала я ориентируюсь в первую очередь на "требования" клиента. Тут нужно помнить, что каждый "шаг" вверх в качестве дерева также отражается и на цене инструмента, поэтому если вы хотите гитару из самого лeгкого ясеня с самым безумным "огненным" клeном, будьте готовы к соответствующей оплате.

Что касается "стуканья по древесине", то этот приeм имеет двоякое предназначение. Прежде всего, надо сказать, что заимствован он был у скрипичных (и аналогичных струнных инструментов) мастеров. Его первая цель заключается в том, чтобы выявить скрытые в дереве трещины. Вторая – определить силу резонанса дерева или тон. Тот, кто ищет какую-то в дереве "ноту", он либо не знает, что делает, либо вводит в заблуждение клиента, а может быть, делает одновременно и то, и другое. Те, кто знаком с настройкой ксилофона, знают, что для его настройки следует спилить часть "планки" снизу или с торца, чтобы изменить высоту ноты (по этому принципу короткие планки – это высокие ноты на ксилофоне, и наоборот). По этой причине любая нота, найденная в "квадратном" куске дерева, будет изменена (утеряна) после вырезания корпуса гитары. "Просчитать", куда нота изменится, практически невозможно, что исключает и сам смысл еe поиска изначально.

Продолжая говорить всe же о "стуканье" по древесине, могу сказать, что это делается только при выборе дерева для джазовых гитар (процесс изготовления которых аналогичен работе со скрипкой). Делается это или постукиванием, или с помощью камертона (tuning fork).

Очень давно я слышал историю (или легенду) о том, как Страдивари ходил по деревням вдоль заборов и стучал по ним палкой, "ища" правильный или уникальный тон в доске. Если ему что-то нравилось, то он покупал понравившуюся ему доску у хозяина дома и делал из неe скрипки. В этом, мол, и секрет его магических скрипок. По многим причинам я думаю, что эта легенда далека от истины, хотя сам этот прин-цип действительно старый, как и сама история изготовления музыкальных инструментов.

Было бы интересно знать, что вдохновляет на создание новых инструментов. Не хочется ли иногда вырваться из рамок традиционного фендеровского дизайна? И создать гитару необычной формы, которая бы могла стать новой классикой в электрогитаре? Хотелось бы ему сказать, что очень понравилась гитара в форме скрипки (Yuriy Angel). Интересно, как она звучит. Делает ли Юрий на Фендере акустические гитары, как он делал на Washburn? Если не делает, нет ли тяги к этому? .../Михаил Леонов

Вырываться за рамки Fender я не могу и... не хочу. В первую очередь, весь мир знает Fender по его классическому дизайну. Это то, что весь мир хочет от нас – всем известный Fender. Было много попыток в прошлом создать "новые" формы и концепции, но время вновь и вновь доказывало, что не стоит изобретать велосипед. По этой самой причине сегодня множество компаний копирует Fender. Это очень универсальный и проверенный временем дизайн.

В мои первые годы создания гитар я пытался придумывать и делать что-то новое и уникальное. Но как хороша бы ни была твоя идея, это не значит, что она станет когда-нибудь "классикой". Для этого надо годы "испытания" временем и утверждения на рынке. К сожалению, эти процессы часто не имеют ничего общего с качеством самого дизайна. Если бы Лео Фендер сделал два Стратокастера не на фабрике, а у себя в гараже, и не начал бы серьeзную кампанию по внедрению этой гитары в массы, Страт, возможно, так и остался бы никому не известной моделью.

Вариант с моей "Скрипкой" (или "Angel") – хороший тому пример. В 90-е годы многие "гитарные" люди в Америке знали меня по этой гитаре. Одна весьма крупная компания даже хотела приобрести у меня еe дизайн, так как он действительно выделяется из "толпы". Я на это не пошeл, оставив его за собой, несмотря на сулимые мне тогда выгодные условия. Если бы я расстался с ним, то эта гитара была бы намного больше известна сегодня в мире, но вы бы никогда не узнали, что она была придумана в Советской маленькой квартире и нарисована мною на обратной стороне обоев, которые я привeз в Америку для воплощения в жизнь.

Звучит эта гитара очень интересно и чем-то напоминает по тону Гибсон Лес Пол (конечно, всe зависит от еe материалов и самой конструкции грифа: вклеенный или на болтах).

Сейчас я делаю только электрогитары. В первое время на Fender я помогал Бобу Бенедетто с внедрением в производство у нас его джазовых гитар, и тогда я делал небольшое количество акустических инструментов. Сейчас просто нет времени делать такие вещи в рамках Кастом Шоп.

По большому счeту, тяга к этому виду гитар у меня есть. Чтобы передать разницу между конструкцией таких инструментов и электрогитар, нужно сравнить изготовление парусника и водных лыж. Вроде бы два "водоплавающих судна", а вот сложность в конструкции и принцип движения совершенно разные. Или если их перевести в музыкальную среду для сравнения, то электрогитара – это звукоряд, а джазовая гитара – это симфония, и мне нравится классика…

Соотношение Ремесла и Творчества – считает ли Юрий, что нашел компромисс между ними, и его взгляд на то, как этого компромисса можно достичь. .../Михаил Ляшенко

Если говорить о "ремесле" как о технической части самой гитары, а о "творчестве" как о ее украшении и инкрустации, то я скажу, что мой компромисс в этом вопросе еще полностью не найден.

С самого начала моей карьеры как гитарного мастера я стремился к совершенству моих инструментов как в музыкальном, так и эстетическом плане. Думаю, что гитара должна так же хорошо выглядеть, как и звучать. Вопрос о компромиссе или о том, сколько "украшения" на гитаре должно иметься, чтобы это было "приемлемо", больше относится к тому, кто на ней будет играть. Одному кажется, что достаточно "звездочек" на 12-ом ладу как украшения, а другому нужно на $50000 "золота, камней и резьбы", чтобы она была действительно полноценной.

Моя работа состоит в том, чтобы сделать заказчика довольным. Вот, к примеру, взять гитару, которую я сделал для Ernie Isley. Для многих такая гитара была бы только украшением на стене или важным экспонатом в коллекции. Для Ernie это гитара, на которой он играет так же "беспощадно", как и подросток на дешевой "швайке". Для него это, в первую очередь, инструмент, но он считает, что вложенный в него элемент искусства по достоинству воплощает в нем частичку души мастера.

Общаешься ли ты с людьми, которые играют на твоих гитарах? .../Сергей Тынку

Общения такие происходят часто. Есть люди, которые либо приходят вновь, чтобы заказать еще один инструмент, или просто присылают сообщения, письма, диски и записи с музыкой, исполненной с помощью моих гитар. Такие вещи всегда приятны и говорят мне о том, что время не было потрачено даром и кто-то с удовольствием наслаждается плодом твоего труда.

Иногда доводится слышать людей, которые купили мою гитару у кого-то "с рук" после того, как она принадлежала кому-то ранее в течение многих лет. Как правило, эти люди начинают говорить об инструменте как будто только что сделанном. В эти минуты поистине чувствуешь, что твоя гитара получает "вторую жизнь", и тогда ты пытаешься вспомнить детали об этой гитаре, ее истории и конструкции. Для нас, гитарных мастеров, каждая гитара – это своего рода "записная книжка", по которой можно вспомнить многие события, сопутствующие ее изготовление, как рабочие, так и бытовые.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.