Владимир Холстинин
"Антихрист"

Стандартный строй гитары сложился таким образом, чтобы музыкантам было удобно играть все основные аппликатуры и позиции. Однако когда речь идет о «продвинутых» конструкциях аккордов, становится ясно, насколько возможности гитары ограничены по сравнению, например, с клавишными инструментами. Если на клавишах нет проблем с одновременным звучанием рядом стоящих нот, то на гитаре, как правило, эти ноты должны быть расположены на одной и той же струне или пальцы должны стоять «враскоряк». Выручает в таких ситуациях использование открытых струн.

И несмотря на то, здесь тоже возникают некоторые ограничения в отношении тональностей и того, в каких аккордах какие интервалы возможны, всегда есть возможность найти удачный контекст для известного приема.

Песня «Антихрист» группы «Ария» начинается с интро, задающего мрачную, напряженную атмосферу. В основном, оно построено на чередовании двух аппликатур, каждая из которых обыгрывает один такт (в размере 12/8). Заметим, что ни одна из аппликатур не является диатоническим трезвучием. Первый аккорд (будем для краткости говорить так, хотя с формальной точки зрения это трезвучие не является полноценным аккордом) отличается некоторой гармонической неопределенностью.

В принципе, пара Си – Фа-диез дает квинту, сильный консонансный интервал, который заставляет нас воспринимать аккорд, как какую- то часть минорного или мажорного аккорда Си. Но пара Си – Соль, в свою очередь, дает обращение мажорной терции от Соль, достаточно сильного консонанса. Таким образом, зыбкость звучания аккорда, привнесенная полутоновым интервалом между Фа-диез и Соль, усиливается и тем, что возможно развитие в различных тональностях.

Второй аккорд, тем не менее, утверждает нас в тональности Си. Движение басовой ноты от Си к До диктует «испанский» лад Си-фригийский. То, что До является примой аккорда, подчеркивает квинта До – Соль. Мрачноватая окраска фригийского лада усиливается тем, что во втором аккорде мало того, что по-прежнему наличествует напряженный полутоновый интервал, в добавок к нему появляется тритоновый диссонанс До – Фа- диез. Настойчивое остинатное звучание открытой Соль подчеркивает гармоническое напряжение, предлагая уход в параллельную тональность (обратите внимание, альтерация на нотном стане дана для Соль-мажор), а также усиливает общий гипнотический эффект от перебора, в котором время от времени меняется только одна нота. В завершающем квадрат обороте используется очень популярный в тяжелом роке минорный (фригийский лад на время уступает место натуральному минору) каданс VI-VII-i, звучание которого разнообразит все то же использование остинатной открытой струны в аппликатурах.

Начинается оборот с аккорда Соль-мажор, далее пара прима-терция смещается в Ля-мажор, но открытая струна (Ре) играет теперь в аккорде роль не квинты, а добавленной кварты (образуя напряженный полутоновый интервал с До-диез).

После перехода в следующий аккорд Си-минор открытая Ре звучит в унисон с минорной терцией на пятой струне. Затем идет обратное движение в Ля, подготавливающее разрешение в Си на очередном повторе вступительного риффа или для перехода к куплетному риффу.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.