Владимир Холстинин
"Игра с о гнем"

Есть в композиции творческий прием – парафраз, когда известная музыкальная тема в слегка измененном, но узнаваемом виде вписывается в канву произведения. Речь идет, разумеется, не о банальном плагиате, когда автор надеется, что первоисточник не будет опознан. Наоборот, идея парафраза в том, что слушатели понимают, откуда взялась тема и что она обозначает. Само собой в качестве исходного материала берется, как правило, музыка, намертво запечатленная в слуховой памяти народных масс. Цели, с которыми используется парафраз, могут быть разные. В рекламе парафраз часто задействуется, чтобы вызывать у слушателей определенные ассоциации, но при этом не тратить деньги и усилия на покупку авторских прав. (Так, например, поступили с «Miserlou» в рекламе шампуня и с «Final Countdown» в рекламе жевательной резинки). Иногда парафраз строится на контрасте между привычным и итоговым настроением, когда исходную мелодию переносят в другой лад (например, заменяя ноты, соответствующие мажорным ступеням, на минорные или наоборот).

На похожей технике строится другой известный прием – придание мелодии восточного колорита (Волк из «Ну, Погоди!» в серии про цирк играет подобным образом известную колыбельную дрессированной кобре). Отголоски таких ассоциирующихся с весьма определенными ситуациями тем как «Happy Birthday», «Jingle Bells», траурный марш Шопена или свадебный марш Мендельсона нередко появляются в произведениях, прямо или косвенно связанных с соответствующей тематикой.

Группа «Ария» использовала прием парафраза в одной из своих самых эпических и концептуальных композиций – «Игра с огнем». История, на которой строится драматургия произведения, безусловно, навеяна легендой про великого скрипача и композитора Николо Паганини, согласно которой он продал душу дьяволу в обмен на гениальное мастерство.

Лирический герой песни – скрипач, скорее всего итальянец (упоминается Милан), не менее талантливая и противоречивая фигура. Но все же не сам Паганини, хотя бы потому, что последний не был казнен на потеху толпе.

Поэтому логично, что вступительный рифф, придуманный Владимиром Холстининым для «Игры с огнем» очень напоминает 24-й Каприс Паганини, но при этом его не повторяет (и если скрипач действительно продал душу, формальных претензий насчет авторских прав из преисподней последовать не должно). Вы можете сами сверить парафраз с оригиналом, который для удобства читателей мы приводим в виде третьей партии гитары в той же тональности, что и рифф. Отметим только, что помимо видоизменения самой мелодии наличествует и адаптация темы под характерный стиль «Арии». Ритмика выровнена под «умеренный антагадан»© Арии, а некоторые мелодические акценты гармонизированы в интервал.

Кстати, это хороший пример того, как можно, не затуманивая основу мелодии, сделать за счет выборочной «раскладки» аранжировку интересней.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#2[06]2007   - Этот материал был опубликован в шестом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.