«К сожалению, День рождения только раз в году». Все мы помним слова известного мультфильма. Глупый кукольный крокодил точно обрисовал весь драматизм ожидания заветного Дня. А прислушаться к словам песни, так и вовсе тяжко становится. Все, чего может ждать Геннадий от Дня рождения, – это бесплатный показ кино. Можно бы найти отговорки, мол, вот случится юбилей – тут тебе и подарок будет серьезный. Но я бы не стал так уж верить в это событие – никто не гарантирует, что в результате подарком не окажется что- нибудь типа стального коня из «Служебного романа». Хороший подарок – он достоин только хорошего юбилея. То ли дело компания Ibanez. Сейчас они во всю празднуют двадцатилетие бас-гитар Ibanez Soundgear! Такому серьезному юбилею – соответствующий подарок! Его-то мы и будем сегодня изучать.

Итак, Ibanez Soundgear или, проще говоря, Ibanez SR появились на свет в 1987 году. 80-е годы – очень важная пора для бас- гитаризма. Это время, когда концепция бас-гитары координально менялась.

Как и многие другие фирмы, Ibanez стремился создать новый эргономичный дизайн басов. Этому была своя причина – стандарты дизайна басов, которые установил Fender, многим поднадоели. Вариации на тему Fender Jazz Bass вылились в такие модели, как Rickenbacker и Gibson Thunderbird. Большего результата из этого традиционного дизайна было уже не извлечь.

Конечно, многие фирмы не обращали внимания на внешний вид инструмента, и спокойно использовали дизайн Fender – например, так поступал (и поступает) Rodjer Sadowsky. Но такие монстры, как Ibanez, не могли сидеть, сложа руки.

Надо было искать, искать новый дизайн бас-гитары, который будет достойно выглядеть в фантастические 90-е – эпоху компьютерной графики и Интернета, «Терминатора» и Международной Космической Станции.

С 1979 года Ibanez уже прославился своими невероятно клевыми басами Musician. Это были очень качественно сделанные инструменты с ярким, немного визгливым звуком. Их и сейчас можно приобрести с рук – если будет возможность, хотя бы возьмите такой на «тест- драйв»; гарантирую, вы будете очень удивлены.

Ibanez Musician был одним из первых басов нового типа: корпус без фальшпанели, колки по обеим сторонам грифа и активная электроника.

Вслед за Musician появилась серия Roadstar II, топовые модели которой стали еще эргономичнее, тоньше, а верхний рог вытянули намного дальше, вопреки сложившимся традициям. Эти изменения стали решающими для следующего шага компании Ibanez, и в 1987 году состоялась презентации новой серии басов. Так появился Ibanez SR, который, по утверждению самих представителей Ibanez, был задуман как «комбинация басов Musician и RB800 Roadstar II».

Басы Soundgear уникальны своей грациозной формой. Она никогда не менялась, и поэтому бас-гитары SR всегда можно заметить среди других инструментов. Любопытно, что знаменитый басовый прог-рокер Гари Виллис при создании собственной подписной модели выбрал именно корпус стандартного пятиструнного SR. Думаю, это лучшее подтверждение тому, насколько универсален дизайн этих басов.

За 20 лет сменилось множество моделей. Были и активы, и пассивы, 4-, 5- и 6-ти струнники, появилась элитная линейка инструментов Prestige, Bar tol ini стали выпускать специальные датчики для SR – одним словом, было столько всего, что во мне появилось стойкое убеждение, Ibanez Sr20th должен быть чем-то невероятным!

Наступило время разорвать праздничную обертку и открыть коробку с подарком. Кстати, сама «коробка» очень даже ничего – это коричневого цвета кейс из кожзама с позолоченными замками, на фронтовой стороне которого идет тиснение «SR20th Anniversary». Кстати говоря, в картонной коробке помимо басового кейса лежит кожаная папка от Custom Guitar Craft Division. В папку вложен сертификат соответствия, удостоверяющий, что наш бас имеет такой-то серийный номер, что он настоящий limited edition, и к тому же все это подписано местным нотариусом - Tatsuru Shimooka, Electric Bass Guitar Products Manager.

В общем, с нашим вниманием проводят классические предварительные ласки, чтобы пробудить настоящий ажиотаж (как будто его не хватает!). SR20th по идее разработчиков должен представлять собой выжимку лучших свойств всех басов серии SR. За основу для SR20th взята концепция SR5000 и SR3000, то есть басов класса Prestige. Элитные сорта красного дерева, элитная фурнитура, электроника, перламутровые вставки – все это выделяло когда- то серии 5000 и 3000 из общего ряда басов Soundgear.


Итак, медленно начинаем разглядывать подарок (или раздевать взглядом красотку – кому как нравится). Голову грифа венчает стальной логотип «SDGR» и волнистая золотистая надпись «20th Anniversary» – все это выглядит крайне непривычно. Сам гриф сделан из пяти слоев Венге/Бубинга, как и ранее SR3000. Это породы красного дерева типа махагона, которые обладают очень шершавой текстурой. Не могу сказать, что это идеальное решение. Делать грифы из таких пород дерева – уже сложившаяся традиция для Ibanez, но я, фанат Fender, считаю, что гриф из клена или чего-то такого же гладкого позволяет свободно перемещать руку вперед-назад, что очень важно при сложных пассажах, в то время как «текстурированые» породы более цепко держат руку на грифе и дают спокойствие при долгих выступлениях, когда пальцы мокрые и рука по грифу начинает скользить. Поэтому Венге/Бубинга – это шершавый, а следовательно, практичный гриф. Напомню, что вся модель, а в том числе и гриф, обладает классической формой Ibanez SR – а следовательно, гриф очень тонкий и удобный, что добавляет веса слову «практичный».

Удивительно, что Ibanez своей юбилейной модели уделили так мало перламутровых вставок, ведь для многих других басов они этого материала не жалеют. Наш инструмент имеет скромные точки разметки ладов, и не более. Ко всему прочему, гриф болченый. Это более чем странно, потому что, например, у SR5000 гриф вклеенный, и выглядит это гораздо богаче. Впрочем, не могу со всей уверенностью говорить о том, что это ведет к каким-то значительным изменениям в звуке или удобстве игры. Просто когда вам надоест играть на басу, вы открутите гриф и повесите эту красоту на стену – любоваться самому да гостям показывать…

Корпус Ibanez SR20th сделан из махагона. Стандартный серийный эргономичный корпус, ничем не отличающийся от других, если бы не одно но.

Бридж у баса монорейловый, то есть с отдельными конструкциями седел для каждой струны. Так вот на струну ми конструкция предусматривает D-tuner. Мне давно было интересно понять систему работы D-тюнеров у Ibanez, но случай представился только сейчас.

Так вот, возможности этой штуки значительно превосходят просто «рычаг для ноты Ре». Суть работы D-тюнера проста – есть зажим в районе седла, который, при отжатии рычага, снимается. Зажатая струна дает ноту Ми. А вот отжатая будет давать ту ноту, которую вы настроите предварительно с помощью специального миниатюрного регулятора.

То есть это может быть Ре, а может, вы иногда играете кавера «Арии» и вам нужно опуститься на Ми бемоль. Настроив седло на соответствующий уровень, вы на концерте одним движением руки отстегиваете струну, и у в ас уже нижняя нота на полтона ниже, как у настоящих металлеров. Приятно, что такой механизм почти не расстраивается, что очень важно для постоянных выступлений или просто репетиций таких вот выкрутасов с D-тюнером.

Поговорим о самом звуке. Звукосниматели у баса – Bartolini Custom. Поскольку большинство населения уже напрочь перестало различать Custom и серийные Bartolini, то единственное, что надо знать – звукосниматели такие же, как и на Ibanez SR 1000. Электроника Vari-Mid III HQ представляет собой трехполосный серединой, и вновь такой же, как и у Ibanez SR 1000.

Почему я уделяю SR 1000 столько внимания? Я не устаю рассказывать про прошлогодний визит Стива Вая в Москву. Его басист Брайан Беллер попросил себе для концерта еще одну бас-гитару. У него с собой было два инструмента Mike Lull: безлад и ладовый джаз- басовый пятиструнник с кленовой накладкой. Звук от ладового был яркий и звонкий, на таком классно шарашить соло слепом, что Беллер и демонстрировал неоднократно.

Но вот в миксе бас почему-то совсем не читался. Так вот для этих целей (как в последствии выяснилось) Беллер заказал Ibanez SR1000.

Самый обыкновенный серийный бас, привезенный нашими сотрудниками со склада компании. Беллер тут же спустил его в строй ре, и, о чудо, инструмент идеально лег в микс и создал отличную глубокую басовую прослойку на многие ваевские хиты.

Позже, когда мы проводили выставку Музыка-Москва 2007, на басовом стенде были выставлены такие сильные инструменты, как Ibanez K5 и Fender American Jazz Bass. И снова это случилось – SR 1000 убрал их всех.

Каким-то образом эта электроника и звукосниматели, которые ставят и на SR 1000, и на SR 20th, дают глубокий, но в то же время, очень четкий звук.

Интонации звука очень разные, а эквалайзер (действительно, дорогая качественная вещь) дает множество вариантов звучания. Также я потратил много времени, экспериментируя с параметрической серединой при игре на бриджевом датчике.

Результаты впечатляют – можно нарыть звуки от Руфуса Филпота до Банни Брюнела, и главное – при любых издевательствах на бридже вы не потеряете глубины в звуке!

Вот это и есть, наверное, главный вывод исследования SR 20th. Это бутиковая версия Ibanez SR 1000. Бас изукрашен и осыпан золотой фурнитурой, как индийская танцовщица.

Это инструмент больше для выступлений, чем для студии; он впечатляет своим дизайном, а при должном освещении вся фурнитура начинает здорово играть бликами, контрастируя с ярко-рыжим махагоном. При своем исследовании SR 20th я иногда забывался и начинал разглядывать бутиковый бас так, как грубый вояка разглядывает миниатюрный золотой мушкет, то есть на произведение искусства пытался примерить кондовую рубаху практичности.

Действительно, бас оставляет смешанные чувства. Вроде бы это юбилейное издание, и следовательно, оно должно сопровождаться большой помпой во внешнем виде. Однако часто там, где можно бы блеснуть, дизайнеры Ibanez повели себя более чем скромно. Масла в огонь добавляют такие практичные нюансы, как: D-tuner, «быстрый» шершавый гриф и отличный эквалайзер.

Во внутренних отделах кейса я также обнаружил полезные вещи – традиционный комплект струн Elixir и хороший кожаный ремень с очередным тиснением SR 20th. Безусловно, разработчики постарались на славу, только бы нам запомнился этот инструмент. Что ж, так и есть. Бас Ibanez SR 20th – это отличный подарок любому фанату бас-гитар, который хочет быть причастным к истории нижних частот. А история эта, она творится прямо сейчас – когда вы читаете эту статью, потому что время движется и уже пошел третий десяток лет с того момента, как придумали Ibanez Soundgear, или, как все мы уже привыкли говорить – Ibanez SR.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[07]2008   - Этот материал был опубликован в седьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.