В 1979 вокалист небезызвестного британского коллектива Black Sabbath Джон «Оззи» Осборн вынужден был – по понятным причинам – уйти из группы, которая предала идеи и принципы жанра. Однако Оззи не спешил уходить на покой и принялся проводить кастинги музыкантов для нового сольного проекта. И вот появился один гитарист. Разумеется, речь идет о Рэнди Роадсе, легенде электрогитары из Санта-Моники, штат Калифорния. Молодой музыкант приехал покорять Британию с одной гитарой и простеньким усилителем, и он не на шутку вынес Оззи мозг.

Marshall 1959 RR
Фирменное звучание Рэнди Роадса.

Уже через три года Рэнди не стало: он погиб в глупейшей авиакатастрофе. С Оззи он успел записать только два альбома, щедро приправленных искрометными соло и кинетическими риффами, после чего общественности пришлось по- настоящему скорбеть о по тере молодого т аланта. Одним из незыблемых вкладов Рэнди Роадса в мир гитары стал его фирменный звук. Но никакого большого секрета здесь нет: гитарист просто заказал себе приглянувшийся усилитель и использовал его до конца дней. Это был, разумеется, белый Marshall JMP 1959 Super Lead, приобретенный в 1980 году после посещения фабрики. Обозреваемый сегодня 1959RR основывается именно на этой модели с учетом проведенных модификаций.

За разработку прототипа взялся один из самых опытных инженеров по именным моделям Marshall Дэнни Томас, который расскажет сегодня историю создания этого усилителя.

«Я направился в Мусонию в Северном Голливуде, - рассказывает он, – где расположена музыкальная школа, которой руководит его мать Делорес и где сам Рэнди преподавал в юности – его кабинет до сих пор существует. Его мама очень добрая, и брат у него – тоже славный малый».

Удалось ли поиграть на оригинальной модели? «Да, мне был обеспечен полный доступ к его усилителю. Я полностью его разобрал, все изучил и измерил, сравнил со спецификациями других усилителей того времени. Это был стоковый JMP 1959».

«Они собрали все оборудование, которое им прислали из турне Оззи после катастрофы, – продолжает инженер. – Мы открыли авиакейсы и извлекли оттуда оборудование. Все досконально изучили, измерили, сделали чертежи схем и фотографии, составили каталоги. Затем мы применили эти спецификации для прототипа здесь у нас [в штаб-квартире Marshall в Милтон-Кинс]. Наверно, у семьи сохранились и гитары, и примочки, но я их не видел – только 100-ваттную голову и шесть белых кабинетов».

Было ли что-то в усилителе Рэнди особенного, что бы отличало его от других моделей этого периода? «Когда я изучал схемы, то обратил внимание, что в одном месте был удален резистор, это я з афиксировал в своих записях».

«Потом, – продолжает Дэнни, – я узнал, кто собирал и тестировал аппарат Роадса, и нашел на фабрике этого человека. Он рассказал, как встречался с Рэнди и как тестировал и модифицировал его усилитель».

Так что же там модифицировали?

«Я спросил его, какие изменения были внесены в схему, и он сказал, что каскадировал первую лампу: сигнал с обычного канала возвращался на вход канала high treble. Такого рода модификации применялись для достижения более сильного гейна, а Рэнди как раз попросил сделать звук чуть более мясистым. Вот и все».

Как вы реализовали эту модификацию в 1959RR?

«Первый канал – это стандартный ’59 Plexi, а второй канал – модифицирован, только необходимо скрутить первую громкость.

Рэнди устанавливал ручки громкости на 6-6.5.

Таким образом, основной задел оставался за второй громкостью. Еще необходимо оттянуть низы. А в остальном его настройки выглядели так: presence – 6, середина – 5.5, ВЧ – 6.5. Повторите их, и вы сможете приблизиться к фирменному звучанию Рэнди».

Вы не думали о том, чтобы сделать отдельную кнопку для включения фирменного звука Рэнди, как, например, в случае с недавней новинкой Marshall 2203KK? «В своей основе 1959RR – это дань памяти Рэнди Роадсу, и, как и в случае с Hendrix 1959, мы старались приблизить усилитель максимально к тому, на котором играл музыкант. В случае с Керри Кингом [гитаристом Slayer] мы вместе целенаправленно работали над тем, чтобы «уместить» его внешние примочки в рамки одного усилителя».

Ну что ж, запасшись таким багажом информации, мы можем со спокойной совестью подключить гитару и проверить все вышесказанное на себе. И давайте сразу условимся: 100-ваттный Super Lead – это усилитель не для слабаков!

Достаточно взять пару аккордов, чтобы понять, что 1959RR, как и его классический предок 1959 года, обладает мощной и необузданной внутренней энергетикой. Мы спросили Дэнни, в чем заключается секрет такой пробивной мощи 100-ваттных маршалловских ‘Plexi’?

«Эти усилители разрабатывались, чтобы доносить звук до задних рядов многотысячных стадионов.

Очень часто достаточно просто развернуть кабинет, чтобы добиться иного звучания. Это сегодня приходится предупреждать звукорежиссеров, что вам не нужно подключение гитары в пульт. Не пугайтесь: не обязательно играть громко, чтобы добиться великолепного звука от усилителя Marshall, но они созданы как средство связи с аудиторией.

Гитара должна дышать, а иначе можно пользоваться моделирующими процессорами и играть так же, как на записи – а кому это нужно!»

Установив все параметры так, как это делал Рэнди, мы, по совету Дэнни, развернули кабинет 4 х 12 «лицом» к стене и незамедлительно получили возможность оценить, что такое сценический звук восьмидесятых.

Канал 2 в отличие от Plexi намного жирнее, мощнее, свободнее и мясистее, и здесь не идет в сравнению никакой Tube Screamer со товарищи.

И, разумеется, непередаваемая никакими процессорами или примочками ламповая динамика, реагирующая на вашу игру медиатором, присутствует в п ервозданном виде.

Но у нас не очень получилось воссоздать того резкого и сфокусированного саунда, который можно слышать на записях Оззи. И Дэнни объясняет это тем, что Рэнди использовал эквалайзер и дисторшн Boss для раскачки усилителя, так что если вам принципиально максимально близко подойти к «тому самому» звуку, следует подумать и о приобретении каких-нибудь дополнительных девайсов.

Наконец, остается спросить у Дэнни, как будет выпускаться 1959RR. «Это будет ограниченная серия, но назвать точное число экземпляров я пока не берусь – нам бы хотелось, чтобы люди имели возможность приобрести этот усилитель, – отвечает Томас. – Если выпустить всего штук триста, мы не минуем сумасшедшего ажиотажа среди поклонников Рэнди по всему миру».

Как бы то ни было, очень приятно осознавать, что наследие этого рано погибшего гения живет и по сей день не только в сердцах поклонников, но и в подобных моделях усилителей и гитар.

Наконец, если вы равнодушны к творчеству Роадса, не списывайте со счетов эту модель, поскольку в любом случае классические белые Plexi-усилители Marshall на дороге не валяются, так что обратите внимание на 1959RR, быть может, он вам приглянется.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[07]2008   - Этот материал был опубликован в седьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.