Ильдар Казаханов
"Blues For Moscow"

Многие гитаристы хотят приобщиться к джазу для расширения своего музыкального мышления, но не знают, как к нему подступиться. Наверное, наилучшим первым шагом к джазу будет блюз.

У этих стилей музыки общие корни, и блюзовая традиция является частью джазового лексикона. Небольшая пьеса «Blues For Moscow» – хороший пример блюза «по-джазовому». Ее структура и развитие будут интуитивно понятны всем, кто имеет хотя бы минимальное представление о том, что такое традиционный блюз и как его играть. Поэтому пьесу нетрудно освоить, а освоив – понять, в чем заключается «джазовость».

Тональность композиции – Си-бемоль мажор. Выбор может показаться несколько необычным для тех, кто привык играть в более «естественных» для рокеров и блюзменов тональностях, опирающихся на открытые аккорды. Но дело в том, что джазовые гитаристы часто играют вместе с духовыми инструментами, для которых Си-бемоль – это «опорная» тональность.

Первое, на что следует обратить внимание, – в отличие от традиционного блюза, опирающегося на пентатонику, в джазе предпочтение отдается мажорным гаммам. Кроме того, используется большое количество проходных нот, чему хороший пример – хроматический ряд в 3 такте. Вольное обращение с гаммами – это не только следствие того, что в джазе в принципе приветствуется подобная свобода. Исторически джазовая гитара как инструмент – это очень толстые струны, никак не располагающие к бендам. Поэтому «орнаментированный» выбор нот с большим количеством проходных тонов является также важной частью фразировки.

Для джаза характерным является аккордовый подход к соло. Используя различные надстройки к основной гармонии, гитаристы организуют насыщенное голосоведение. В данном случае соло опирается на аккорды все того же блюзового квадрата. Подход следующий: при помощи трех хроматических шагов осуществляется движение от одной модификации аккорда соответствующей ступени к другому его варианту. Чтобы было интереснее, по мере развития соло меняется его пульс и учащается синкопирование.

Триольный пассаж (17-18 такты) начинается со вполне привычной многим блюзовой минорной гаммы, которая плавно переходит в серию арпеджио уменьшенных трезвучий.

После него очень органично звучит хроматическое движение в духе «Пещеры горного короля» Грига, возвращающее нас из полета по гаммам на твердую почву.

Энергичная серия аккордов (вариации на тему I, IV и V ступеней тональности) подводит соло к финальному обороту.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[07]2008   - Этот материал был опубликован в седьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.