Gibson ES-335

и  с  т  о  р  и  я

Энди Саммерс: Gibson ES-335 – великая гитара. Она не имеет себе подобных. Она прекрасно подходит для самых разных ситуаций и музыкальных стилей. Два слова в ее пользу: она не заводится при большой громкости! Кроме того, вы можете играть упражнения в гостиничном номере без усилителя. Я играл на различных версиях ES-335 большую часть своей жизни. Музыкантом, благодаря которому я решил пойти и купить эту гитару, был американский гитарист Грант Грин. Я начал с модели 1958 года с инкрустацией накладки грифа точками и со звукоснимателями P-90, которую потом кто-то стащил из багажника нашего фургона в Лондоне, и затем через мои руки прошло множество гитар этой модели, пока я не нашел свою любимицу – модель 1960 года арбузно-красного цвета. У ES-335 богатое прошлое, и она, без сомнения, пребудет с нами еще долгие и долгие годы. Так что – читайте…

«Бревно»

ES-335, первая «полуакустическая» гитара Gibson с тонким корпусом, по сути, представляла собой комбинацию новаторского дизайна и заимствований из более ранних моделей Gibson.

Пытаясь создать инструмент, который был бы не цельнокорпусным, но и не полностью акустическим, Тед МакКарти и команда разработчиков Gibson черпали свое вдохновение из одного из ранних экспериментов Леса Пола. В конце 30-х годов Лес Пол сделал гитару, которую можно назвать прототипом ES- 335 на зародышевой стадии. Одна из первых попыток Леса Пола сделать цельнокорпусную гитару (метко прозванную впоследствии «бревном»), неожиданно вылилась в появление первого известного нам образца полуакустической гитары. Разумеется, это не входило в планы Пола – он всего лишь хотел продемонстрировать жизнеспособность идеи цельнокорпусной гитары и ее производственный потенциал.

Столкнувшись с серьезным противодействием и множеством предубеждений, Пол принял решение придать своей гитаре более традиционный облик. Как только он это сделал (отпилив у обычной акустической гитары Epiphone без выреза закругленные «бока» и приклеив их к своему «бревну»), Пол не просто доказал жизнеспособность цельнокорпусной гитары, но также и создал образец первой «полуакустики».

Идея закрепить звукосниматели на центральном блоке древесины, который идет от пятки грифа до струнодержателя, и прикрепить по бокам две звуковые полости позднее дала фирме Gibson возможность создать инструмент, который бы обладал всеми преимуществами цельнокорпусной гитары и не имел бы недостатков электроакустической гитары. Более того, звуковые полости давали такому гибридному инструменту акустический резонанс и сустейн, не свойственный никакому иному типу гитары.

В период с 1957 года по 1958 год команда, возглавляемая МакКарти, разработала поистине новаторский инструмент, основанный на принципах, заложенных в «бревне» Леса Пола. Вследствие размеров и веса «бревна» компания решила добавить центральный блок к популярной линейке инструментов с тонким корпусом. Но вместо того, чтобы соединить эту идею с уже выпускающимися моделями, был разработан совершенно новый инструмент. Проявив невероятную изобретательность, Gibson выпустили гитару, кардинально отличавшуюся от всех других моделей в линейке ES (Electric Spanish, электрические испанские) и в то же время позаимствовавшую от них очень многие черты.

Первая полупустая или, если быть более точным, полуакустическая гитара, сделанная Gibson, имела обозначение ES-335T. Она была выпущена в 1958 году (первая партия была поставлена дистрибьюторской компании CMI 21 февраля) и довольно благожелательно принята музыкантами. Тем не менее, первый серийный номер (A27483) был занесен в реестры компании лишь в апреле 1958 года.

Размеры

Приступая к работе, команда разработчиков исходила из того, что центральный блок должен быть либо тонким, либо узким для того, чтобы не увеличивать вес гитары. Именно по этой причине модель Les Paul Standard/Custom имела самые маленькие размеры за всю предшествующую историю компании. Тем не менее, было принято решение, что новая полуакустическая гитара должна выглядеть, как более традиционные модели наподобие Byrdland, ES-350T или ES-225T.

Gibson открыли новую страницу в истории электрогитары, так как до них никто не производил подобных инструментов. Если «бревно» определило базовую концепцию, на которой была основана ES-335, приемлемые формы и размер по-прежнему предстояло найти.

Как это обычно происходило в компании, существующие модели были подвергнуты тщательному исследованию на предмет выявления, применимы ли их размеры, конструкция и фурнитура к новой модели. Таким образом, многие черты, нашедшие свое воплощение в ES-335, могут быть обнаружены в большом количестве предшествующих моделей.

Несмотря на давнюю традицию «внутреннего» заимствования, разработчики в итоге остановились на размерах, которые отличались от существующей линейки гитар с тонкими корпусами и электроакустических гитар.

Многие из гитар Gibson, начиная с их самой первой электрической гитары (модель ES-150 1936 года) имели размеры 16,75’’x20,25’’.

Этот удобный и, как следствие, популярный размер имели и многие последующие модели электроакустических гитар Gibson, такие как ES-125 (1946 год), ES-175 (1949 год) и ES-135 (1954 год). Те же самые размеры, за исключением уменьшенной глубины корпуса, имели и некоторые модели из бюджетной линейки, в том числе ES-225 (1955 год) и ES-125Е (1956 год).

Ни один из ныне живущих работников фирмы Gibson не может припомнить точных причин, по которым этот популярный размер в модели ES-335 был округлен до 16’’x19’’. Убранные полдюйма были практически несущественными для целей снижения веса. Однако выбор глубины для корпуса модели ES-335 (1,75’’) может быть объяснен гораздо проще. Несомненно, что именно это значение глубины было позаимствовано у модели Les Paul Special/Junior и у последовавших инструментов, таких как ES-225 и ES-140T.

Вырезы

Первые примеры дизайна музыкальных инструментов с двумя симметричными вырезами датируются 1920-ми годами – это «mando’cello» Gibson F2 и F4. Если же говорить об инструментах, более близких к ES-335, то здесь можно назвать выпускаемые конкурирующими компаниями гитары Fender Stratocaster (1954), Fender Precision Bass (1951), а также различные модели Rickenbacker (начиная с 1956 года).

Сам по себе нижний вырез на ES-335 был навеян закругленным «венецианским» вырезом на моделях Gibson Byrdland и ES- 350T (обе выпущены в 1955 году). В результате добавления симметрично расположенного выреза в верхней части корпуса родился новый эстетичный и практичный дизайн. Наличие двух вырезов создало практически полукруглую выборку в месте крепления грифа, что в сочетании с небольшой глубиной корпуса обеспечило свободный доступ ко всем ладам. Музыканты, привыкшие зажимать басовые струны большим пальцем (при игре аккомпанемента и аккордов), теперь могли делать это по всей длине накладки грифа.

Конструкция

В отличие от «бревна» Леса Пола, которое было разработано специально для того, чтобы продемонстрировать идею наличия центрального блока во всей его красе, ES-335 выглядела более сдержанно и своим видом напоминала обычную гитару с выпуклым верхом. Центральный блок, сделанный из бруска цельного клена шириной 10 см и глубиной 2,5 см, был скрыт внутри корпуса и вклеен между верхом и низом, сделанными из ламинированного клена, через еловые прокладки.

Эти прокладки приклеивались ко внутренней стороне верха и низа корпуса перед склеиванием всей конструкции. Центральный кленовый блок прикреплялся к обечайке до приклеивания верха и низа. После этого все три детали собирались вместе, образуя корпус гитары, после чего следовали фрезеровка, вклеивание окантовки и шлифовка.

Издалека ES-335 выглядела, как любая другая полуакустическая гитара с тонким корпусом, невзирая на новый дизайн с двумя вырезами.

Помимо взвешивания, узнать о конструкции гитары можно было единственным способом – заглянуть через резонаторные отверстия в форме буквы «f», откуда можно было разглядеть край центрального блока.

Ламинированный верх ES-335 склеивался из двух слоев махагона, тополя или липы (в зависимости от конкретной партии), расположенных между двумя наружными слоями клена. Как и на других гитарах Gibson, сделанных из ламинированной древесины (ES- 125, ES-135, ES-140, ES-175, ES-225 и ES-350T), слои дерева повергались температурной прессовке в течение 8 минут под давлением 90 кг, чтобы придать им необходимый изгиб.

Однако шаблон, использовавшийся для выгиба верха и низа ES- 335, существенно отличался от того, на котором создавались мягкие изогнутые формы прочих ламинированных гитар – здесь «рога» у каждого из двух вырезов имели заметные выпуклости.

Фактически это придавало ES- 335 облик гитары с выгнутым верхом – остроумное и внешне привлекательное решение, которое позволило не акцентировать внимание на ее «полупустой» конструкции.

Однослойная окантовка верха и низа корпуса также способствовала созданию иллюзии того, что эта модели имеет полый корпус.

Поскольку ES-335 в технологическом плане значительно отличалась от остального модельного ряда, запуск ее в производство потребовал существенных затрат на переоборудование. Некоторые из операций, например, выборка отверстий под звукосниматели, шлифование, вклеивание окантовки и окраска, были, несомненно, схожи с теми, что осуществлялись при изготовлении прочих моделей. То, что обечайки, а также верх и низ были одинаковыми (до фрезеровки), также облегчало производственный процесс. Тем не менее, к примеру, были введены девять новых операций по изготовлению и вклеиванию центральных блоков, что повлекло за собой необходимость в новых шаблонах, формах и сверлильных лекалах, что существенно увеличивало затраты на производство ES-335.

С высоты сегодняшнего дня запуск в производство модели ES-335 можно расценивать как смелый шаг, который показал всем, что Gibson уверены в новой полуакустической модели.

Гриф и голова грифа

Стык грифа, сделанного из одного куска гондурасского махагона, и корпуса приходился на 19-й лад, хотя в каталогах Gibson 1958 года издания по ошибке был указан 20-й лад. Несмотря на то, что ранние образцы ES-335 имели неокантованную накладку грифа из бразильского палисандра, впоследствии они получили окантовку, которая с середины 1958 года стала стандартной на всех гитарах этой модели.

Как и размеры корпуса, разметка грифа точками, а также мензура 24,75’’ были поз аимс т вов аны у моделей- предшественников – от ES-150 1936 года до ES-125T, ES- 225, ES-135 и Les Paul Special/Junior.

Голова грифа не имела окантовки и покрывалась шпоном остролиста, окрашенным в черный цвет, с инкрустированным фирменным логотипом. Так называемая «корона», которая применялась также на моделях ES- 350T, ES-175, ES-5, ES-295, а еще на различных акустических гитарах, врезалась в промежуток между 2-м и 5-м колками. Этот декоративный элемент, который впервые появился в 1938 году (акустическая модель L7), встречается на огромном количестве моделей Gibson и в настоящее время стал практически торговым знаком компании.

Как и на других моделях, ширина головы грифа наращивалась за счет подклеивания двух полосок махагона, что было необходимо для того, чтобы на голове грифа поместились колки Kluson. Крышка анкерной гайки в форме колокольчика, расположенная, как обычно, перед верхним порожком, завершала облик головы грифа.

Электроника и фурнитура

Как и прочие модели- современники: Les Paul Custom и Standard, L5 и Super 400 CES, Byrdland и ES-350T, ES-335 оснащалась новыми звукоснимателями – «хамбакерами». Хотя Gibson официально представили хамбакеры только в середине 1957-го года (на модели ES-175), попытки разработать звукосниматель с меньшим уровнем шумов начались уже в 1953 году. Разработка и получение патента на такой звукосниматель – дело рук двух ведущих инженеров компании по электронике, Уолта Фуллера и Сета Ловера.

Хамбакер, имеющий две катушки (в противоположность синглу, сделанному с использованием одного магнита), был разработан с целью убрать посторонние наводки – шумы, создаваемые люминесцентными лампами, плохим заземлением либо трансформаторные шумы. Фактически, само слово «хамбакер» означало «подавляющий шумы».

Важным свойством хамбакера было его крепление к корпусу, в котором применялись пружинки, позволявшие регулировать наклон звукоснимателя более удобным образом, что, в сочетании с регулируемой высотой магнитовыводов и способностью подавлять шумы, делало хамбакер самым удобным и универсальным звукоснимателем, созданным Gibson на тот момент.

Корпус хамбакера подвешивался в черной пластиковой рамке, которая позволяла звукоснимателю не касаться корпуса гитары. Это не только уменьшило способность полуакустических гитар заводиться на большой громкости, но и позволяло избежать нежелательных шумов, создаваемых микрофонным эффектом. Возможность утопить звукосниматель глубоко в корпус гитары позволяла установить гриф практически заподлицо с корпусом и добиться очень низкого положения струн. Эта особенность, возникновение которой поначалу никто не предвидел, сыграла важную роль в определении облика ES-335.

Хотя Ловер зарегистрировал патент на хамбакер 22 июня 1955 года, все патентные права он получил лишь 28 июня 1959 года. Следовательно, большинство хамбакеров раннего выпуска имели наклейку с обратной стороны с надписью «Patent Applied For» («Подана заявка на патент»). Именно благодаря этим наклейкам появилась известная аббревиатура P.A.F. Даже несмотря на получения патента в 1959 году, хамбакеры с наклейками P.A.F. специально продолжали устанавливать на ES-335 (и прочие модели) до 1964 года.

В 1952 году Тедом МакКарти были придуманы бридж «tuneo- matic» (названный так за шесть регулируемых седел под струны) и фиксированный струнодержатель. Их разработка была во многом инициирована требованиями покупателей, так как комбинированный бридж/ струнодержатель раннего образца, устанавливающийся на Les Paul Standard 1952 года, ES-295 1953 года и ES-225 1955 года, были приняты довольно прохладно.

МакКарти припоминает, что новый фиксированный струнодержатель был разработан специально для линейки Les Paul, что подкрепляется тем фактом, что первой моделью, на которую были установлены этот струнодержатель и новый бридж, стал Les Paul Custom 1954 года, за которым вскоре последовал Les Paul Standard (1955 год).

Фиксированный струнодержатель мог подниматься и опускаться относительно корпуса гитары благодаря двум винтам, вкручивающимся во втулки, что ослабляло или повышало натяжение струн, в зависимости от индивидуальных предпочтений музыканта. При этом многие ES-335 раннего выпуска оснащались тремоло-системами Bigsby, вследствие чего было необходимо как-то замаскировать отверстия под винты крепления струнодержателя. Обычно это делалось при помощи таблички из многослойного (черного и белого) пластика с выгравированной надписью «Custom Made» («Сделано на заказ»). Табличка прибивалась и сажалась на клей прямо на месте отсутствующего струнодержателя и отверстий его крепления.

Защитная накладка на корпусе ES-335 также делалась из пятислойного (черного и белого) пластика. В отличие от ES-175 и прочих электроакустических гитар, защитная накладка на ES-335 привинчивалась прямо на корпус инструмента, а не прикреплялась к грифу. Крепление к обечайке было выполнено в традиционном стиле: через регулируемую металлическую резьбовую шпильку и никелированный упор, который, в свою очередь, крепился к накладке через пластиковую проставку со внутренней резьбой.

Прочая фурнитура состояла из шести раздельных колков Kluson Deluxe, двух никелированных ремнедержателей, четырех ручек регуляторов и переключателя звукоснимателей.

Никелированные колки имели точно такие же бутоны в форме «тюльпанов», как и ES-175 или Les Paul Standard. Аналогичные колки, на самом деле, использовались во многих моделях Gibson, начиная с 1940-х годов. Зубчатый механизм колков был закрытым, чтобы избежать попадания грязи и пыли. В верхней части крышки каждого из колков видно маленькое отверстие для смазки механизма.

Ремнедержатели, поставляемые с гитарой в стандартной комплектации, крепились к нижней части обечайки (ввинчиваясь в брусок из махагона) и прямо под стыком грифа с корпусом (на противоположном конце этого бруска).

К 1958 году распайка, включающая в себя независимые регулировки громкости и тембра для каждого из звукоснимателей, стала стандартной. Трехпозиционный тумблер позволял выбрать один из следующих вариантов включения звукоснимателей: нижнее положение – задний звукосниматель; среднее положение – задний и передний звукосниматели одновременно; верхнее положение – передний звукосниматель.

Этот тумблер и четыре регулировки впервые встречаются в конце 1952 года на моделях ES- 350 и ES-295. До появления ES-335 тумблер располагался вдали от регулировок громкости и тембра, обычно в верхней части корпуса.

Тем не менее, на ES-335 тумблер находился рядом с регулировками громкости и тембра. Основным поводом для такого решения послужило упрощение производства: монтаж распайки через узкие резонаторные отверстия и небольшую выборку под задний звукосниматель был и без того сложной и длительной процедурой.

Вводить же подобную процедуру еще в одном месте гитары вряд ли было хорошей идеей. Более того, близость тумблера к руке музыканта позволяла быстрее переключать звукосниматели, и поэтому такое решение было принято покупателями доброжелательно.

1958-1962 Расширение модельного ряда

Как и все прочие гитары Gibson, оснащенные звукоснимателями PAF, ES-335 выпуска конца 50-х годов и начала 60-х годов ценятся очень высоко: их звуковые качества и внешний облик стали практически легендарными.

Звучание и удобство ранних ES-335 установили планку, по которой судят многие инструменты, выпускаемые в наше время, а их форма, полуакустическая конструкция и внешний вид оказали существенное влияние на другие гитары. Множество реплик и подражаний служат свидетельством тому высказыванию, что самый честный вид лести – это подражание.

Учитывая тот факт, что в 1959 году были выпущены две более дорогие и богато оформленные версии ES-335 (ES-345 и ES-355), удивительно, что самой популярной моделью из всей линейки остается простая, но, бесспорно, элегантная ES- 335 с разметкой накладки грифа точками. Такой популярностью эта гитара обязана, по большей части, группе джаз-роковых музыкантов с Западного побережья Америки: Ларри Карлтону (по прозвищу «Мистер 335»), Ли Ритенуару, Джею Грейдону и Робену Форду; все эти гитаристы в 70-е годы и в начале 80-х играли на ES-335 «с точками», а их искусный стиль игры оказал огромное влияние на бесчисленное множество других музыкантов.

Поскольку оригинальная модификация ES-335 с разметкой точками была снята с производства в 1962 году, таких гитар было выпущено крайне немного. Общий объем поставок был примерно равен 2309 штукам.

Возникший в итоге фактор дефицита и, как следствие, эксклюзивность обладания, привлеки внимание коллекционеров, которые, следя за растущими в геометрической прогрессии ценами на Les Paul Standard, выпущенные в тот же период времени, принялись скупать хорошо сохранившиеся экземпляры ES-335 с разметкой грифа точками.

Как и в случае с Les Paul Standard 1958-1960 года выпуска, высокие рыночные цены неизбежно привели к появлению подделок. Довольно распространена ситуация, когда на более поздних ES-335 менялась накладка грифа с разметкой прямоугольниками на накладку с разметкой точками.

Спустя почти двадцать лет после выпуска последней из ES-335 «с точками» Gibson приняли решение переиздать эту модификацию (хотя и со значительными изменениями) и тем самым только подтвердили вечную актуальность этого классического дизайна.

Если подходить к рассмотрению моделей в хронологическом порядке, то и последующие модели с разметкой накладки прямоугольниками также существенно отличались от своих предшественников «с точками». Далее мы поговорим о спецификациях каждой модели в отдельности, уделяя особое внимание сходствам и незначительным различиям между ними.

Инкрустация точками

Наиболее очевидной и, вероятно, наиболее излюбленной характерной особенностью ES-335 ранних выпусков была разметка накладки грифа точками. Точки из искусственного перламутра были врезаны в накладку из бразильского палисандра на 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19 и 21 ладах.

Несмотря на то, что точки присутствовали и ранее на многих других гитарах Gibson, они, как правило, применялись на инструментах бюджетной и средней ценовой категории. ES-125, ES-140, ES-225, Les Paul Special, Les Paul Junior, L48 и LG – вот наиболее типичные примеры.

Учитывая дополнительные затраты на переоснастку станков и возросшее число производственных операций при изготовлении ES-335, тот факт, что была использована такая простая инкрустация, вызывает удивление. Компания всегда богато украшала свои дорогие инструменты, и по мере уменьшения цены количество украшений снижалось. Почему в гитаре, в разработку которой были вложены значительные средства, была использована инкрустация, ассоциирующаяся с инструментами бюджетной ценовой категории, остается загадкой.

Не дает ответа и первоначальная розничная цена ES-335 – 267,5 $ за гитару цвета «sunburst» либо 282,5 $ за натуральное покрытие. За исключением цельнокорпусных моделей, ни одна из гитар Gibson с вырезами на корпусе не имела разметки на 21-м ладу. Эта дополнительная разметка была введена специально, чтобы привлечь внимание к прекрасному доступу к верхним ладам, и, в то же время, придавала накладке грифа сбалансированный и симметричный внешний вид. Четыре одиночных точки были расположены над двойными точками на 12-м ладу, а под ними были еще четыре одиночные точки, что создавало иллюзию очень длинной накладки грифа. Никогда прежде накладка грифа не-цельнокорпусной гитары не была столь доступна по всей ее длине.

Длинная защитная накладка

Компания Gibson всегда придерживалась политики унификации материалов, дизайна и компонентов. Благодаря этому достигалась значительная экономия производственного времени, затрат на сырье и, видимо, самое важное: снижалось количество производственных операций и затраты на переоснастку.

Если, например, одни и те же заготовки грифов и лекала могли использоваться более, чем в одной гитаре (как это было в случае с различными моделями Les Paul), требовалось меньшее число операций для созданий полной линейки инструментов.

Та же самая логика применялась при использовании компонентов, например, звукоснимателей (хамбакеров и синглов P-90), колков Kluson, черно-белых многослойных защитных накладок и бриджей tuneo- matic, все из которых подходили для самых разнообразных моделей гитар Gibson.

Как уже говорилось, бридж tune-o-matic в сочетании с фиксированным струнодержателем впервые появился на Les Paul. Колки Kluson ставились на большое число моделей, выпущенных до ES-335 (ES- 175, ES-300, ES-350, L4, L7 и т.д.), в то время, как ручки потенциометров в виде «шляпок» появились на всей линейке электрогитар Gibson с 1955 по 1960 год (за исключением полуакустических моделей, на которых потенциометр крепился на накладке).

Изменения компонентов не всегда, впрочем, были инициированы самой компанией. Часто это происходило по воле соответствующих поставщиков.

Объемы поставок могли снижаться либо поставщик мог вносить изменения в спецификации компонентов. Парадоксально, но в те времена такие изменения значили не так много. Но категорично заявлять, что Gibson постоянно меняли ручки, колки, накладки, цвета и т.д. в целях совершенствования либо модернизации своих инструментов было бы излишним упрощением сложной системы различных обстоятельств.

Для того, чтобы сохранить взаимозаменяемость компонентов на различных линейках инструментов, ES-335 получила некоторые детали от других гитар. Наиболее существенным из этого в свете сегодняшнего дня видится установка удлиненной защитной накладки.

Эта накладка вырезалась по лекалам, предназначенным для прочих моделей серии ES. В результате накладка на ES-335 выходила за бридж и смотрелась на этой гитаре непропорционально.

Сама накладка была сделана из пяти перемежающихся слоев черного и белого пластика с фаской по краю, для того, чтобы показать промежуточные слои. Накладка крепилась к гитаре в двух точках через регулируемую металлическую шпильку, закрепленную одним концом на накладке (через пластиковую проставку), а другим – на металлическом упоре, привинченном к боку гитары.

Поскольку гриф имел очень низкую посадку, защитная накладка привинчивалась прямо к верху гитары, точно так же, как и на Les Paul того же периода.

Высота грифа была слишком мала, чтобы здесь можно было применить более сложную систему крепления к накладке грифа, использовавшуюся на большинстве электроакустических Gibson и на джазовых гитарах с глубоким корпусом.

К 1960 году появились пять новых гитар Gibson с тонким корпусом и двумя вырезами: ES345, ES355, ES330, а также басы EB2 и EB6. К тому времени было принято решение, что серия ES300 должна обзавестись своей собственной, более пропорциональной защитной накладкой. Изготовленная из того же материала и крепившаяся к корпусу точно так же, как раньше, новая накладка была не просто уменьшена в размерах по сравнению со старой.

Необходимо заметить, что введение укороченной накладки было не следствием действий поставщиков, а, скорее, сознательной попыткой усовершенствовать и индивидуализировать серию ES300, а также подтвердить, что эта серия будет производиться длительное время. Новый крепеж, которого потребовала более пропорциональная накладка, вылился в переоснастку и изменение ряда производственных операций.

Эти затраты лишний раз показывают нам серьезность намерений Gibson в отношении зарождающейся линейки полуакустических гитар. Несомненно, постоянно возрастающий уровень продаж также сыграл свою роль в укреплении уверенности компании. Объем поставок в 1958-1960 годах отображает не только выпуск пяти новых полуакустических моделей, но и существенный рост их продаж.

Длинная защитная накладка, применявшаяся относительно недолгое время на моделях самых ранних выпусков, в настоящее время стала большой редкостью.

ES-335 выпуска до 1960 года со звукоснимателями PAF, ручками в форме шляпок, разметкой грифа точками и длинными накладками считаются самыми лучшими, высшим светом среди полуакустических гитар. Более того, форма и изгибы корпуса также пережили ряд эволюций, претерпев несколько небольших, но, тем не менее, значительных изменений.

«Уши Микки-мауса»

С 1958 по 1962 год изгиб вырезов ES-335, а также профиль обечайки создавали явно выраженную полуокружность. Это является отличительной особенностью ранних моделей с разметкой грифа точками, и поскольку эту особенность нелегко подделать, она служит надежным показателем подлинности инструмента. «Рога» на этих гитарах с закругленными вырезами были слегка шире и более напоминали по форме лопасти, чем «рога» на более поздних моделях, которые стали уже и потеряли характерный закругленный профиль. Широкие круглые «рога» моделей 1958-1962 года с разметкой накладки грифа точками любовно называли «ушами Микки-мауса».

Перед и зад «ушей Микки-мауса» подвергались высокотемпературной прессовке для создания выпуклости, подобной той, какая встречается на дорогих моделях компании.

Данная выпуклость, тем не менее, располагалась на меньшей площади поверхности, из-за чего создавалось ощущение более явно выраженного выступа.

В 1962 году эта симпатичная черта была вновь изменена по технологическим причинам, вследствие чего изгиб был уменьшен.

Некоторые бывшие работники Gibson припоминают, что явно выраженная выпуклость была изменена по двум причинам: появление трещин и непрочность внешнего слоя ламината в верхней точке выпуклости при шлифовке.

Поскольку шлифование верха и низа ламинированных гитар было непростой операцией, чем сильнее была выражена выпуклость, тем больше был риск снятия всего верхнего слоя в месте выступа.

Возможно, мы никогда не узнаем, сколько корпусов ES-335 были «протерты» подобным образом, однако этого хватило, чтобы Gibson сменили лекала и оснастку прессов.

С уменьшением изгиба изменился и профиль всего «рога». В верхней точке его радиус был уменьшен и «уши Микки-мауса» обрели новый стремительный облик.

Вряд ли музыканты заметили столь незначительные изменения в то время – нужно помнить, что все это происходило задолго до появления коллекционеров гитар как таковых. Парадоксально, но более узкие «рога» с менее заметной выпуклостью, а также переход от длинной защитной накладки к укороченной и от разметки точками к прямоугольникам тогда, вероятно, воспринимались как улучшение!

Покрытия

Как и в случае с подавляющим большинством электрических гитар Gibson, которые предлагались в варианте с натуральным покрытием или в цвете «sunburst», натуральное покрытие стоило дороже и, как результат, встречалось реже. В период с 1958 года по 1960 год было сделано 209 ES-335 натурального цвета, в то время как гитар цвета «sunburst» было выпущено 1193 штуки.

Прозрачное покрытие вишневого цвета, впервые использованное в 1959 году для модели Джорджа Гобела (L5CT), появилось на ES-335 в первые месяцы 1960 года. Пробная партия состояла всего из 21 штуки, хотя в последующие годы число вишневых ES-335 значительно возросло и достигло 420 штук, выпущенных в 1961 году. Данная тенденция продолжалась до 1967 года, когда количество вишневых ES-335, выпущенных за год, достигло внушительной цифры – 3122 штуки.

Модель с натуральным покрытием была снята с производства в 1960 году и не выпускалась более десяти лет. Поскольку ES-335 натурального цвета в период с 1958-го по 1968-й год производилась в очень малых количествах (всего 209 штук из 21622 ES-335, сделанных за эти годы), эти гитары очень высоко ценятся музыкантами и коллекционерами.

Хотя это и не отображалось в официальной статистике поставок, существуют несколько экземпляров необычных расцветок. Среди них можно встретить коричневый и оливковый цвета, в тот период обычно используемые Gibson для гитар Epiphone, а также «аргентинский серый» и непрозрачный черный (в последний цвет окрашивали Les Paul Custom).

Характерные особенности 2-го поколения ES-335 с разметкой грифа точками

Второе поколение ES-335 с разметкой грифа точками выпускалось с лета 1960-го года по весну 1962-го. Основными отличительными чертами этой модели была укороченная защитная накладка на корпусе и доработанные бутоны колков. В течение осени и зимы 1960-го года «перламутровые» бутоны колков Kluson приобрели дополнительное пластиковое кольцо.

Натуральное покрытие корпуса как альтернатива sunburst было заменено на прозрачное вишневое. Изменения защитной накладки корпуса, колков и цветов также относятся ко второму поколению модели ES-345. В остальном же, за исключением неокантованной накладки грифа на некоторых из самых ранних выпусков ES-335, модели второго поколения ES-335 «с точками» и ES-345 были практически идентичны их предшественникам.

Новые украшения: ES-355TD и ES-355TD SV

Выпуск модели ES-355 в конце 1958 года ознаменовал собой расширение линейки полуакустических гитар ES-300. Gibson уже осуществили подобную процедуру с серией Les Paul, когда после выхода стандартной модели вслед ей были выпущены более дорогая и более бюджетная модели, призванные отхватить как можно большую долю рынка.

ES-355 стала флагманом серии – ее изначальная розничная цена составляла $495. По сути, во многом она перекликалась с прочими инструментами высшей ценовой категории, такими, как L5, Super 400 и Les Paul Custom, что ставило ее особняком от собратьев по своей серии. Ее накладка из черного дерева с инкрустацией перламутровыми прямоугольниками была унаследована от L5 и Les Paul Custom, в то время как инкрустация головы грифа в виде ромба уже появлялась на Les Paul Custom и Super 400.

На ранние выпуски ES-355 ставились защитные накладки с многослойной окантовкой, имитировавшие черепаший панцирь, которые, так же, как на ES-335 того же периода, вырезались из накладок, предназначенных для других моделей (в данном случае, L5C, L5CES и Byrdland). Уменьшенный вариант этой роскошной накладки появился в конце 1960-го года. Многослойная окантовка корпуса и головы грифа, а также позолоченные металлические части завершали список украшений. Хотя все эти навороты касались, в основном, внешнего вида, они были призваны подчеркивать роскошь и престиж модели.

По неизвестным нам причинам даже конструкция ES-355 и ее менее богато украшенной младшей сестры ES-345, выпущенной в том же году, подверглась изменениям. Вместо махагона, тополя или липы для внутреннего слоя ламинированного корпуса на этих моделях, как правило, использовали ель, вклеенную между двумя слоями клена. Хотя наружные слои древесины обычно имели более ярко выраженный рисунок волокон, чем на ES-335, внутренний слой ели был не виден. Таким образом, ель, очевидно, была выбрана либо благодаря своим звуковым качествам, либо из экономических соображений.

Помимо более богатого декора ES-355 отличается от ES-335 и ES-345 тем, что подавляющее большинство ES-355 оснащалось на фабрике позолоченным тремоло Bigsby модели B-7. На ранние выпуски ES-355 также ставили позолоченные колки Grover «Rotomatic».

Помимо одного или двух экземпляров, сделанных на заказ, отверстия для фиксированного струнодержателя были не нужны, и, следовательно, их даже не сверили. E S-355 с пластиной с надписью «Custom made», закрывающей эти отверстия, встречается крайне редко.

Тремоло Bigsby B-7 ставилось на менее дорогие модели за отдельную плату, и число заказов на такие инструменты было крайне невелико, чтобы окупить изменения, которые требовалось вносить в производственный процесс. Но если закрытие отверстий пластиной было бюджетным решением, допустимым для недорогих инструментов, разумеется, это было неприемлемо для эксклюзивных (и более дорогих) ES-355.

Таким образом, в большинстве случаев установка позолоченных тремоло Bigsby и отсутствие таблички «Custom Made» является наиболее явным признаком более дорогой модели.

Тремоло Bigsby B-7 ставились до января 1961 года, когда им на смену пришли тремоло собственной разработки «Gibson Vibrola» с рычагом сбоку. Тем не менее, как и в случае со звукоснимателями PAF и с номерами патентов, какое-то время параллельно устанавливались как Bigsby, так и Vibrola (с лета 1960 года по конец 1961-го).

В январе 1959 года, за месяц до появления «стерео» модели ES-345, была выпущена версия ES-355 со стерео-выходом и переключателем Varitone (ES- 355TD SV). Этот инструмент имел стереофонический выход и дополнительный шестипозиционный переключатель. К 1960 году продажи стерео-версии ES-355 превысили продажи стандартной модели, и такая тенденция сохранялась вплоть до 1970 года, когда модель без переключателя Varitone была окончательно снята с производства.

Судя по всему, основным цветом моделей ES-355TD и ES-355TD SV был вишневый, хотя также встречаются черный, натуральный, белый и бледный sunburst (подобный цветам «Royal Tan» и «Royal Olive», в который красили некоторые модели Epiphone). К сожалению, Gibson не проводили разделения по цветам в сводках продаж до 1971 года.

Невзирая на свою универсальность и внешнюю привлекательность, ES-355 TD SV никогда не была настолько популярной, как менее богато украшенная модель ES-335. Тем не менее, среди известных музыкантов, игравших на ES-355 TD SV, можно назвать такие имена, как Чак Берри, ББ Кинг, Дэйв Йорко (группа Johnny and the Hurricanes), Алекс Лайфсон (Rush), Джимми Доукинс, Грэйди Мартин, Тони Моттола, Фредди Кинг и Бернард Батлер (Suede).

ES-345

Выпущенная в феврале 1959 года модель ES-345 была призвана заполнить промежуток между ES-335 и ES-355.

Хотя, как и большинство ES-355, она также имела стереофоническую схему электроники и шестипозиционный переключатель Varitone, обозначение «SV» не использовалось. В отличие от ES-355TD SV, ES-345 не имела моноверсии, поэтому в дополнительном обозначении не было необходимости. Существующие несколько экземпляров ES-345 с моноэлектроникой очень редко встречаются и считаются моделями, сделанными под индивидуальный заказ (по сути, ES-335 с измененной инкрустацией накладки грифа).

Помимо стереофонической схемы и позолоченных металлических частей, единственное различие между ES-355 и ES-345 состояло в палисандровой накладке грифа с инкрустацией двойными параллелограммами, подобными тем, что на моделях ES- 175, ES-350T и L7C. Впервые такая инкрустация встречается еще в 1935 году на модели Advanced L12. В отличие от всех этих инструментов, тем не менее, на ES-345 не было маркера на 1-м ладу.

Форма корпуса и длинная защитная накладка на ES-345 и ES-355 пережили все те же стадии эволюции, что и на ES-335. ES-345 производилась в намного больших количествах, чем ES-355TD SV, и была почти на сотню долларов дешевле, благодаря чему эта модель приобрела широкую популярность и постоянно выпускалась вплоть до 1982 года.

Среди известных музыкантов, ассоциирующихся с этой гитарой – Элвин Бишоп, Биг Джим Салливан, Фредди Кинг, Тони Хикс (the Hollies), Тони Кларкин (Saxon), Билл Нельсон (BeBop Deluxe) и Джон Маклафлин, который в семидесятые годы играл на модифицированной ES-345 со скаллопированной накладкой грифа.

ES-330

Хотя эта модель имела ту же самую форму корпуса и точно такие же размеры, что и ES-335, ES-345 и ES-355, у ES-330 отсутствовал центральный блок. Таким образом, это был полноценный акустический инструмент, во многом стоящий ближе к таким электроакустическим гитарам с тонким корпусом, как Byrdland, ES-350T и ES-295. Однако, в отличие от Byrdland и ES-350T, которые были инструментами высшей категории, ES-330 представляла собой бюджетную модель, стоявшую в линейке гитар с двумя вырезами и тонким корпусом на ступень ниже, чем ES-335.

Изначально ES-330 задумывалась как «ученический» инструмент и получила обозначение, отличное от других гитар 300- серии. Ее 22-ладовая накладка грифа стыковалась с корпусом в районе 16-го лада (в отличие от 19-го на остальных гитарах этой серии); и это изменение потребовало переноса бриджа.

Трапециевидный струнодержатель, аналогичный тому, что ставился ранее на ES-125, ES-135 и ES-150, был использован взамен стандартного фиксированного, устанавливавшегося на ES-335 и ES-345. Как следствие измененного положения грифа, бридж tune-o-matic был перенесен точно в то самое место, где на ES-335 крепился струнодержатель.

Как и на прочих «ученических» электрогитарах компании (ES-125, ES-140, ES-225 и Les Paul Junior), вместо хамбакеров использовались синглы P-90. Хотя ES-330 никогда не комплектовались звукоснимателями PAF на фабрике, значительное количество их владельцев меняли синглы P-90 на хамбакеры. Некоторые ES-330 также дорабатывались путем прикрепления центрального блока, как в ES-335. Подобные модификации были направлены на то, чтобы получить инструмент, по звучанию подобный ранним ES- 335, но за значительно меньшие деньги. Фактически, ранние ES-330 часто называли «ES- 335 «с точками» для бедных».

Среди прочих заметных отличий, выделявших ES-330 из остальной линейки, были более простые колки Kluson с круглыми пластиковыми бутонами и отсутствие инкрустации на голове грифа.

Несмотря на то, что ES-330 изначально создавалась как модель ученического уровня, она имела качество и звучание профессиональной модели.

Отсутствие деревянного центрального блока давало гитаре более объемный звук, обычно ассоциировавшийся с электроакустическими инструментами с более глубоким корпусом, такими как ES-175 и L5CES. Богатое звучание этой гитары, удобные размеры и сравнительно легкий доступ к последним ладам привлекли внимание некоторого числа джазовых музыкантов. Грант Грин, Эмили Ремлер, Терри Смит, Бола Сит, Эрнст Рэнглин и Эдди Дюран извлекали из этого простого инструмента волшебные звуки.

Как свидетельствуют сводки продаж, ES-330 пользовалась значительно большей популярностью, чем любая другая гитара Gibson с тонким корпусом.

EB-2

Представленная в 1958 году вскоре после выпуска ES-335 модель EB-2 (от «Electric Bass», модель №2), стала первым серийным полуакустическим басом. Поскольку его форма, конструкция и породы древесины были идентичны тем, что применялись на модели ES-335, форма и очертания вырезов этого баса пережили те же самые изменения в процессе производства.

На самом деле второй электрический бас Gibson имел много общего со своим предшественником EB-1. Оба имели мензуру 30,5’’, двадцать ладов и гриф, сделанный из одного куска махагона, который стыковался с корпусом на восемнадцатом ладу.

Звукосниматели и колки Kluson, выполненные «под банджо», были теми же самыми, хотя к 1961 году и то, и другое поменялось.

Примерно в феврале 1959 года в схему электроники был добавлен кнопочный переключатель «Bass-Baritone», который давал возможность получить от EB-2 глубину звучания, характерную для контрабаса. В октябре или ноябре 1960 года вертикальные колки Kluson от банджо были заменены на традиционный колковый механизм.

Хотя бас EB-2 был временно снят с производства и не выпускался в период с 1961-го по 1964-й годы, затем он появился вновь, пережив несколько незначительных изменений.

Несмотря на то, что модели EB-2 и Epiphone Rivoli (по сути, EB-2 с другим логотипом, выпускавшийся на той же самой фабрике) никогда не были так популярны, как электрические басы Fender, их часто использовали поп-группы нала 60-х годов. The Animals, Swinging Blue Jeans, Dakotas, Dreamers, Hermits, Jaywalkers, Kinks, Merseybeats, Outlaws, Pacemakers и Yardbirds – вот некоторые из популярных групп того периода, которых часто можно было видеть с басами EB-2 или Rivoli.

«Эйс» Кеффорд, бас-гитарист группы the Vikings, который позднее играл в the Move, и Таб Мартин (из the Peddlers) были наиболее известными почитателями версии EB-2 1958-59 годов с колками от банджо.

EB-6

Полуакустическая модель EB-6 выпускалась в небольших количествах с 1960-го по 1962- й год, когда ей на смену пришла цельнокорпусная версия (с корпусом в стиле SG). Как предполагает обозначение, это был 6-струнный бас, настроенный на октаву ниже обычного гитарного строя. Невзирая на мензуру 30,5’’, расстояние между струнами и единственный звукосниматель были идентичны стандартным ES-335. На ту, и на другую модель ставились обычные колки Kluson с бутонами в виде «тюльпанов».

Во всем остальном бас EB-6 был шестиструнной модификацией EB-2 вплоть до наличия кнопки «Bass-Baritone».

Серийные номера

На различных версиях ES-335, ES-345 и ES-355, выпускавшихся в промежутке между 1958-м и февралем 1961- го года, использовалась система серийных номеров с буквой «A». Сам серийный номер наносился резиновым штампом на овальную оранжевую этикетку, приклеенную внутри гитары на нижнюю часть корпуса, под верхним резонаторным отверстием.

Номера с приставкой «A» впервые появились в 1947 году, и сам номер тогда состоял из 3 знаков (например, A100). К 1958 году, когда были выпущены первые ES-335, количество знаков возросло до пяти (например, A27438).

Другим способом установить год выпуска инструмента является фабричный порядковый номер.

Эти номер обозначались одной буквой в обратном алфавитном порядке, от Z в 1952 году и вплоть до Q в 1961 году, когда эта система была отменена.

Фабричные порядковые номера наносились чернильной печатью со внутренней стороны корпуса гитары, и их можно увидеть через нижнее резонаторное отверстие.

На большинстве ES-330 система фабричных порядковых номеров использовалась взамен оранжевых этикеток.

Фабричные порядковые номера (с 1952 по 1961 годы):
Z=1952, Y=1953, X=1954, W=1955, V=1956, U=1957, T=1958, S=1959, R=1960, Q=1961.


читать далее :    1  |  2  |  3 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[07]2008   - Этот материал был опубликован в седьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.