Диалог с маcтером
Знаменитый гитарный мастер Юрий Шишков отвечает на вопросы простых любителей гитары, посетителей сайта guitars.ru

Какие спецификации порекомендует Юрий, с точки зрения звука. Ведь Telecaster с характеристиками Les Paul, безусловно, будет иметь свой неповторимый голос, но не будет звучать ни как Les Paul, ни как Telecaster. Наверняка, у каждого мастера свой определенный подход и технология. Стоит ли придерживаться каких-то годами проверенных комбинаций дерева при заказе гитары в Custom Shop или же лучше поэкспериментировать с деревом? .../Максим Гурбанский

Вопрос не редкий. Если сюда включить тему "влияние датчиков, пород дерева и лакировки на звук гитары", то ответ на этот вопрос займет немало страниц...

Остановимся на "древесине". Давайте рассмотрим, к примеру, тот случай, когда лес пол с "пустотелым" корпусом будет звучать не так, как с "Solid". Разница в весе тоже дает изменение в звуке. Масса корпуса имеет значение, но его площадь" должна быть сбалансирована пропорционально, т.е. корпус с весом 3 кг и размером (возьмем тут просто прямоугольник) 4 см х 10 см х 100 см не будет звучать, как "простой" классический корпус с той же массой. Даже незначительное изменение в контуре корпуса повлияет на его звук, не говоря уже о разных брендах. Поэтому, если сделать телекастер из махагона и клена и даже подогнать его вес, он все равно, как вы сами сказали, не будет звучать, как лес пол.

Если говорить о "пустотелых" корпусах, то пустоты эти являются своего рода маленькими "камерами", где резонанс придает дополнительные оттенки звуку, так что порой для получения значительной разницы в звуке достаточно сделать "пустоты". Что касается того, "стоит ли придерживаться каких-то годами проверенных комбинаций дерева", то здесь все зависит от заказчика. Если вам по душе уже знакомый звук и тембр, тогда лучше выбрать то, с чем вы уже знакомы. Если же вы открыты душой к чему-то новому, можете поэкспериментировать. Единственный минус заключается в том, что вам самому может не понравиться результат.

Общается ли Юрий с негитарными мастерами, есть ли какой-то взаимный обмен опытом? Существуют ли какие-либо общие точки соприкосновения? .../Смыслов Александр

Думаю, что я могу гордится своими "негитарными" друзьями-мастерами. Например, мой друг Стив Бекмэн – мастер по железу. Так получается, что в Калифорнии, чем бы ты ни занимался, приходится иметь дело с автомобилями. Так и Стив. Большинство его работ связано с машинами, точнее, с их кузовами.

Если у вас имеется бампер, задняя фара, боковое стекло и гнутый капот от старой машины, Стив своими руками воссоздаст все, чего не хватает кузову автомобиля. Это будет идентичная копия. В его мастерской можно наблюдать за реставрацией довоенного мерседеса или созданием фюзеляжа автомобиля-ракеты, готовящегося побить рекорда скорости.

Примеры его уникальной работы можно найти в автомузеях и в коллекциях представителей элиты. Модели многих порше, феррари и других марок, существовавших в единственном экземпляре и зачастую похожих на груду металлолома, Стив вернул автолюбителям в первозданном виде. Как всегда бывает, мир необъективно оценивает великий талант моего друга, и лишь изредка его машины, попадающие на аукционы, дают представление о его мастерстве своими астрономическими ценами.

В одном из интервью Юрий говорил, что до работы на Fender он также получал предложение от PRS. Почему оно не было принято? .../Смыслов Александр

Предложение от PRS было не в моих интересах. Их интерес вызывал не только я сам, но и дизайн моей гитары "Angel" (с корпусом, близким к скрипичным формам). В то время я уже уверенно "стоял на ногах" в Washburn, а в этом случае в Америке нет смысла менять работу. Чутье мне также подсказывало, что приглашение было сделано с не совсем "чистым" умыслом. А предчувствия иногда не обманывают… Думаю, что я не ошибся, так как, уйди я с Washburn, мне вряд ли бы посчастливилось работать с Джимми Пейджем, Полом Стэнли, Даймбегом Даррелом и многими другими звездами, не говоря уж о многих интересных гитарах, которые я никогда не имел бы возможности сделать на PRS.

Существуют ли у мастеров Custom Shop какие-то приметы, суеверия в работе, может, поговорки забавные? .../Смыслов Александр

Приметы у нас в Custom Shop, конечно же, есть. Вот, например, если наш менеджер (начальник) Алекс не пришел на работу, это значит, что в этот день все мастера уйдут домой намного раньше...

Относительно суеверия, мы, к примеру, никогда не говорим клиенту, что гитара закончена (даже если осталось поставить на нее последнюю струну), пока она не лежит в кейсе.

Вообще, суеверие чаще встречается у тех, кто на гитарах играет, а не у тех, кто их делает.

С поговорками тут намного хуже, чем в России. Английский язык заметно отстает в своем литературном развитии от русского, а поэтому с юмором, анекдотами и поговорками в Америке напряженка. Если говорить о каких то фразах, то, исключая "трудно переводимые" выражения, известные по голливудским фильмам, выделить что-то уникальное очень тяжело. "Yes, it’s funny… but it’s true!"

Насколько важна хорошая стыковка грифа с корпусом? Я слышал хорошо звучащие гитары, у которых в этом месте был неровный и толстый слой лака, но также я слышал посредственные гитары, звук которых существенно улучшался после того, как снимался лак и шлифовалось посадочное место. Как влияет на звук данный конструктивный момент? .../Ереклинцев Алексей

Еще с давних времен все струнные инструменты делались с вклеенными грифами. Несмотря на то, что шурупы были изобретены также достаточно давно, они не использовались для соединения корпуса и грифа гитары практически до того момента, как Лео Фендер внедрил это "новшество" в массовое производство своих инструментов.

Идея эта, с точки зрения звучания, не самая прогрессивная, так как, даже не углубляясь в технические детали этого вопроса, можно понять, что "цельный" кусок дерева будет звучать лучше, чем два, скрепленные вместе. По этой простой причине самый долгий сустейн будет у гитары со сквозным грифом, затем – с вклеенным, и на третьем месте будет привинченный гриф.

Плотность "посадки" грифа на винтах сильно влияет на качество звука. Если взять инструмент с "грубой" работой в этом месте и убрать лишний лак, то для неопытного музыканта разница в звуке будет незаметной, но для того, кто играл на этой гитаре долгое время, изменения после "ремонта" моментально ударят по ушам. Если у вас в "кармане" для грифа на корпусе есть лишний лак, удалите его с помощью небольшого ровного кусочка дерева (или металла) и наждачной бумаги (если сможете), а лучше обратитесь к профессионалу.

Сделал ли Юрий "главную" гитару в своей жизни? Точнее, может ли он выделить из множества созданных им инструментов одну гитару, самую-самую (и если да, то почему именно ее и какова ее судьба)? А может быть, такая гитара только в проекте? .../Балденков Александр

На этот вопрос нелегко ответить однозначно. Во-первых, мое мнение о том, "что было моей лучшей работой", может не совпадать с мнением клиентов. Во-вторых, понятие "главная" гитара – вещь весьма субъективная. Вот, к примеру, можно ли считать, что моя первая гитара – самая "главная"? Ведь без нее моя жизнь не стала бы такой, какой она есть сейчас. Или взять инструмент, который "воплотил" душу старой побитой гитары Даймбега Даррела, сделанный мною по его личной просьбе; может быть, он тоже "главный", так как музыкант получил то, что искал, прежде чем ушел из этого мира. Можно ли назвать гитару "самой-самой", если она имеет волшебный звук, но абсолютно не нравился внешне?

Думаю, что обобщенно можно сказать, что любая творческая личность не останавливается на достигнутом и пребывает в постоянном поиске чего-то нового. В противном случае нет смысла заниматься любимым делом. Мне даже страшно представить, что лучшее, что я мог бы сделать, уже было создано. Есть гитары, которые нравятся мне больше, чем другие; и в какие-то моменты они казались мне "лучшим, что я создал". Бывает, что после завершения гитары (как правило, с многочисленными "украшениями") начинаешь смотреть, что можно было сделать по-другому, и возникают сомнения в ее дизайне или концепции. Думаю, что такое "неудовлетворение" собственной работой присуще многим людям с творческой специальностью, будь то художник, композитор, скрипичный мастер или авиаконструктор. И я в этом не исключение.

От людей, играющих на Fender, я часто слышу вопросы о том, какая лучше высота звукоснимателей относительно струн на Stratocaster и Telecaster? На что влияет высота датчика? .../Сергей Тынку

Подход к выставлению датчиков может быть различный. Очень часто фирмы, выпускающие звукосниматели, указывают рекомендуемую высоту или зазор между магнитами и струнами в своих инструкциях. На многих фабриках, в том числе и на Fender, это делается также с помощью замера по предписанным стандартам той или иной фирмы.

Я всегда это делаю следующим образом: на стратокастере я подвожу нековый датчик как можно ближе к струнам при "нажатой" ноте на последнем ладу (струны при этом не должны касаться звукоснимателя). После этого, взяв открытую струну ми, я с близкого расстояния наблюдаю за ее колебаниями. Если они носят "хаотичный" характер, я опускаю датчик (когда это происходит, можно услышать неровный звук в атаке). Если нет – я оставляю звукосниматель на месте. Остальные звучки я выставляю так, чтобы при переключении их мощность была на одном уровне. Это мой личный "стиль" выставления, и он не претендует на то, чтобы стать образцом для подражания. Но я нахожу его удобным, так как это позволяет на полную использовать мощность, заложенную в звукоснимателях.

Расстояние от струн до датчиков в большинстве случаев влияет на их чистоту и силу, но если силу компенсировать усилителем, то при опущенных звукоснимателях саунд будет чище и прозрачнее. Это может быть очень важным при игре в разных стилях, но за долгие годы работы с гитарами я встречал намного больше музыкантов, гоняющихся за высокой мощностью, а не за прозрачным тоном звукоснимателей. Но это уже дело вкуса.

Достаточно часто гитаристы спрашивают о том, как ты рекомендуешь хранить гитару? Электрогитару? Акустическую гитару? И почему? .../Сергей Тынку

Вопрос о хранении гитары возникает часто. Как правило, люди считают, что хранение инструмента – вещь нехитрая и особого внимания не требует. С одной стороны, это так и есть, но с другой – неверное отношение к этому важному аспекту может повлечь за собой плачевные последствия.

Выражаясь простым языком, если вас не устраивает климат, значит он не подходит и гитаре. Я не говорю о жизни на севере или в пустыне. Просто если вам жарко, влажно или холодно, и вы чувствуете, что долго при таких условиях вы не протянете, так же себя чувствует и ваш инструмент. Для примера, попробуйте залезть в багажник машины, когда на улице плюс 30, или наоборот – минус 20. Если вам станет "неприятно", то же почувствует и ваша гитара. Этих ситуаций следует избегать, так как это может стать последним днем вашего инструмента.

Конечно же, хранить гитары нужно в кейсах. Электрогитары хранить в них очень просто, так как практически вся поверхность корпуса и грифа покрыты лаком, и это предохраняет древесину от перепадов температуры и влаги.

А вот с акустическими инструментами следует придерживаться более серьезного подхода. Как правило, внутренняя часть корпуса акустической гитары не покрывается каким-либо лаком, и поэтому "открыта" перед воздействием влаги, сухости или же резких перепадов температуры. Если эта гитара сделана из "фанеры", то ей можно не уделять столько внимания, сколько гитаре из цельного дерева, ибо фанера легче переносит перепады температуры и влажности. Влага, кстати, является злейшим врагом вашей гитары, а точнее – ее неправильный баланс. Если гитара теряет влагу, то гриф, как правило, начинает "смотреть" внутрь "розы". Происходит это по той причине, что "пружины", теряя влагу, сжимаются и тянут за собой верхнюю деку. В связи с этим увеличивается и высота мензуры. Наиболее экстремальным и "трагическим" результатом высыхания верхней и нижней дек является появление трещин. В этом случае вашей гитаре кейс уже не поможет, и нужен будет капитальный ремонт"… Если же влаги слишком много, гриф начнет "смотреть" вверх (по причине "разбухания" "пружин" и верхней деки). В этом случае струны начинают ложится на гриф, а верхняя дека приобретает слегка выпуклую форму. Происходит это, по статистике, намного реже, чем высыхание корпуса, и реже приводит к плачевным последствиям, однако на пользу гитаре все равно не идет.

Если у вас есть хороший кейс, это еще не значит, что ваш инструмент надежно защищен от неприятностей. В любом кейсе для акустической гитары должен быть "увлажнитель" и пакет со специальным веществом для "оттяжки" влаги. Еще неплохо иметь гидрометр (небольшой приборчик, показывающий уровень влаги в кейсе). В хорошем музыкальном магазине всегда будет в наличии все необходимое для оснащения вашего кейса надежной "защитой". Если вы дорожите своей гитарой, тогда нет смысла экономить на этом.

Ну а что делать, если у вас нет кейса? Прежде всего, не следует ставить гитары на солнце, возле отопительных батарей или туда, где влажно. В крайнем случае, даже целлофановый мешок сможет уберечь ваш инструмент от больших проблем и, как это ни странно, прослужить "временным" кейсом. Однако проблема тут не только в неэстетичности, но и в неудобстве транспортировки инструмента. Поэтому старайтесь придерживаться того правила, что, если вы не можете купить хороший кейс, подождите и с покупкой хорошей гитары.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[07]2008   - Этот материал был опубликован в седьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.