Steve Vai | Sound Theories, Vol. I & II

автор обзора актуального CD : Юрий Кириллов

Каждый раз, покупая свежий диск Стива Вая, невольно задумываешься о том, к каким новым музыкальным приключениям приготовил нас этот гений электрогитары. Удивительно, но его выдумка действительно не знает границ (особенно если сравнивать с другими гитаристами, творящими в жанре электрогитарного инструментала, чьи имена можно даже не называть, ведь их и так все знают). Сначала концертный альбом, записанный в разных уголках планеты, потом фрагмент эпико-музыкальной басни, а вот теперь работа с оркестром. Конечно, идея совмещения рок-музыки с оркестровой не оригинальна – начало, как мы помним, было положено еще в далеком 1969-м, когда Джон Лорд сочинил свой "Концерт для группы с оркестром", который Deep Purple исполнили на сцене Роял-Альберт-Холла. Поэтому оценивать очередной эксперимент Стива приходится, невольно прибегая к сравнениям. Но надо сказать, что здесь он – среди лидеров. Однако обо всем по порядку.

Однажды старый друг Стива голландец Ко де Клут пригласил гитариста поучаствовать в одном необычном шоу для нидерландской вещательной компании NPS. Ряд концертов с оркестром "Метрополь" прошел в 2004-2005 годах, после чего началась долгая и кропотливая работа над диском. По словам самого Стива, при мастеринге использовались сессии со всех концертов (разумеется, Вай отбирал только самое лучшее, стремясь, чтобы каждая нота "была на своем месте" – с учетом не только длительности и высоты тона, но и правильного интонирования).

Результат превзошел все ожидания, и вот в наших руках двойной диск Sound Theories, Vol. I & II. Разбитие на две части не случайно. Если использовать терминологию, применимую к виниловым пластинкам, то "на первой стороне", которая именуется "The Aching Hunger", мы видим Стива Вая – гитариста-виртуоза, "на второй", под названием "Shadows and Sparks", – композитора (так как при записи этих вещей сам Стив исполнял роль наблюдателя и не сыграл ни единой ноты). Открывает первый диск композиция Kill The Guy With The Ball (известная по альбому 1995 года Alien Love Secrets). Особый интерес тут вызывает вступление. Стив Вай как истинный музыкант подчинил себе оркестр и заставил его превратиться в механический рекордер, слепо повторяющий каждую сыгранную на гитаре фразу. При этом каждый второй гитарный проход оркестр зацикливает, из чего получается "адская музыкальная каша", все же не лишенная гармонии.

В одном интервью музыкант рассказывал, как в детстве ему приснился сон, что он джемует с небесным оркестром, и каждая гитарная нота отражается в хаотичном, но в то же время идеальном звуке божественных инструментов. И вот, наконец, настал тот момент, когда маэстро удалось воплотить юношеские фантазии в реальность. В целом Kill The Guy With The Ball звучит достаточно тяжело. Причиной тому служит использование рок-ударных с постоянным ритмом (здесь напрашивается сравнение с оркестровым проектом Ингви Мальмстина Concerto Suite For Electric Guitar & Orchestra, где шведский экспериментатор, в свою очередь, отказался от традиционной барабанной установки, снизив тем самым общую динамику звучания).

Плавно вытекающая из предыдущей мелодии The God Eaters почти не отличается от оригинальной версии с Alien Love Secrets, однако хоровые партии и чарующие оркестровые переливы добавляют некоторого трагизма.

The Murder Prolog – это связующее звено, построенное на арфовом проходе из Lotus Feet (композиция была также записана с оркестром "Метрополь", но появилась ранее на диске Real Illusions: Reflections). Надо заметить, что здесь не обошлось без припопсованных гармоний (типа: минорная тоника – шестая ступень – седьмая ступень – тоника), которые, однако, быстро сменяются "классическими ваевскими заворотами".

Но вот мы уже слышим первые ноты самой The Murder, которая зиждется на единой гармонии. Здесь музыкант дает волю пальцам и извлекает из гитары все, что умеет. Мрачное и напряженное настроение композиции поддерживают медные духовые, периодически отыгрывающие зловещую тему из The God Eaters. Стив Вай тем временем вспоминает свои разные соляки, так что, если напрячь уши, можно различить, например, соло из Jiboom (с альбома The Ultra Zone).

Очень порадовало появление на диске Gentle Ways (известной по диску Alive In An Ultra World). Эта незаслуженно забытая вещица, быть может, не уступает по красоте и мелодике пресловутой For The Love Of God. Исполнение с оркестром не сильно отличается от оригинального, что, однако, ни в коем случае не умаляет ценности композиции.

С большим воодушевлением публика (не забываем, что запись "живая") встречает Answers (с альбома Passion and Warfare). И хотя оркестр здесь опять выступает в роли аккомпаниатора, важная роль отводится медным духовым, придающим торжественности и пафоса.

Через незатейливую, но по-ваевски интересную мелодию I’m Becoming плавно переходим к произведению, написанному Стивом еще в 1980 году. Тут оркестр на первых ролях (гитара начинает солировать только ближе к середине). Изюминка Salamanders In The Sun заключается в том, что она безумно похожа на какой-нибудь саундтрек к классическому американскому фильму о любви, навроде "Касабланки", чему способствуют аккордовые (в основном, квартовые и квинтовые) проходы струнных, плюс колоритное звучание сурдин.

Следом идет Liberty – неотъемлемая часть любого концертного выступления музыканта. Здесь все достаточно стандартно – отклонения от оригинала минимальны. Стоит лишь отметить, что благодаря богатству оркестрового звука эта тема звучит действительно как настоящий гимн (а ведь в основе ее лежит именно гимн Соединенных Штатов).

Еще один стандарт – The Attitude Song. В это время обычно выбегал Эрик Сардинас, но на этот раз пришлось обойтись без него – на подыгрыше целый симфонический оркестр. Звучание снова весьма тяжелое, чему опять-таки способствует наличие полноценной барабанной установки, а сочные флажолеты великолепно гармонируют с неожиданными выкриками духовых.

Завершает диск, по традиции, "хит всех времен и народов" For The Love Of God. Тут уж Стив Вай просто обязан был придумать что-нибудь этакое. И придумал. Мрачное и достаточно тяжеловесное вступление, переходящее в знакомую любому уважающему себя гитаристу мелодию в исполнении гобоя. Надо отдать должное, арфа делает свое дело на сто процентов, и звукосочетание получается превосходное. Но вот вступление электрогитары какое-то скомканное. Может быть, имело смысл придумать что-нибудь более оригинальное, чем проезд медиатором по струнам… В целом, For The Love Of God не сильно отличается от классического исполнения, оркестр, в основном, аккомпанирует и лишь изредка напоминает, что он там тоже есть. Под конец, само собой, соло языком. Приходится признать, что это не самая лучшая вариация на тему.

Второй диск (на котором, как мы помним, сам Стив Вай не играет – тут он воплотил в жизнь еще одну мечту: продемонстрировать свой сугубо композиторский талант) открывается композицией Shadows And… Сначала звучит достаточно продолжительное вступление на перкуссии, быть может, несколько затянутое, но приходящие ему на смену арфовые и клавишные арпеджио вновь заставляют признать гениальность Стива. Вещица эта "собрана" так, что поочередно в ней появляются темы из небезызвестных Whispering A Prayer (с Alive In An Ultra World), There’s A Fire In The House (с Fire Garden) и Incantation (с Alive In An Ultra World), мелодии которых постепенно вплетаются друг в друга, превращаясь в одну новую, причем измененная ритмика придает особый шарм. А озорной свисток время от времени напоминает слушателю о юмористической натуре композитора.

Совсем другого характера Sparks, написанная в духе классической оркестровой музыки двадцатого века. Нежное скрипичное вступление здесь предваряет перекличку струнных мелодий с громогласными ударами духовых и ударных, которые постоянно держат слушателя в напряжении. Сочиненная в 1981 году пьеса Frangelica (разбитая на две части) очень напоминает по духу и звучанию Salamanders In The Sun, в первую очередь, похожими движениями аккордов и нетипичной мелодикой. Звук синтезатора как бы символизирует симбиоз классической музыки с искусством новой эры. Очень порадовало и соло на саксофоне во второй части, наводящее на мысли о неоджазе, который так часто можно слышать сегодня по радио.

Весьма необычная и яркая композиция Helios and Vesta интересна тем, что воспринимается она как единое целое, не разложимое на части. Сквозная тема здесь попросту отсутствует, зато имеют место частые тритоновые проходы, накаляющие общую атмосферу.

Завершает альбом вариация на тему из The Riddle (с Passion and Warfare) под названием Bledsoe Bluvd. Следует обратить внимание на то, что альбом Passion and Warfare вышел только в 1990 году, в то время как Bledsoe Bluvd была сочинена еще в далеком 1981-м. Достаточно воинственное начало, за которое отвечают виолончели и медные струнные, сменяется более лиричной мелодией; та же завершается в лучших традициях оркестрового саундрека, за что гром аплодисментов исполнителям и композитору обеспечен.

Ну что ж, можно с уверенностью заявить, что маэстро Стив Вай снова справился с заданием на сто процентов: представил интересную концепцию и сумел профессионально и очень творчески ее реализовать. И может быть, по истечении лет какой-нибудь старенький музыкальный обозреватель напишет в своем журнале: "Да, много мне довелось послушать рок-концертов с оркестром, но вот Вай был выше всяких похвал". Может быть, может быть… А пока будем ждать удачного завершения европейского турне в Москве, выхода концертного DVD и новых подвигов любимого супергитариста.

 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[07]2008   - Этот материал был опубликован в седьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.