JOE SATRIANI:
ЧЕМ ВАЖНО ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ МУЗЫКИ?

ВЫ БУДЕТЕ ЛУЧШЕ ИГРАТЬ
Эдди Ван Хален не знает всех тонкостей музыкальной теории, а Джими Хендрикс вряд ли когда-либо общался с Ноэлем Реддингом о том, в каком ладу лучше всего звучало бы соло из «Hey Joe». А теперь задайтесь вопросом: вы из того же лагеря гениев, что и Джими, или все-таки принадлежите к группе менее гениальных музыкантов, таких, как большинство из нас? Музыкальная теория как раз помогает понять этих «богов гитары» и то, что они делают, а тем самым учит нас играть, как они. Таково и мнение самого Джо: «Когда мои ученики спрашивают, зачем им учить теорию, я обычно говорю: “Вот вы можете играть, как Стив Рэй Воэн? Если нет, то как же быть? Узнать, почему он играл именно так, или просто ждать, пока вы сами собой не превратитесь в Воэна?”»

КУЧА ГИТАРИСТОВ ЗНАЕТ ТЕОРИЮ - И ОНИ РУЛЯТ
Хоть и нельзя отрицать, что многие гитаристы с трудом отличат лидийский лад от супер-локрийского, но будут при этом великолепно играть, необходимо помнить, что бесчисленное множество великих музыкантов, подкованных в теории музыки, играют просто фантастически. Джо учил многих великих, и результат очевиден. «Каждый великий гитарист и каждый великий музыкант строит свой музыкальный мир по-своему. Кто-то пошел в школу и получил диплом, а кто-то вышел на большую дорогу, чтобы учиться, – говори он. – В конце концов, по опыту обучения таких парней, как Стив Вай, Кирк Хэмметт, Алекс Скольник и Ларри Лалонд, могу сказать, что своим успехам они обязаны тем знаниям, которым когда учили и меня. Именно благодаря этому их концерты и студийные записи стали гораздо интереснее».

ОНА РАЗВЯЗЫВАЕТ ВАМ ЯЗЫК
«Музыкальная теория – это ваш словарный запас. Что, если бы вместо этих моих слов вы прочитали: “Джо сказал, что музыкальная теория – это круто!” “Что? И все?” – вы бы почувствовали, что вам сказали далеко не все. Вот так и в музыке. Если мне надо рассказать историю гитариста из потустороннего пространства и назвать ее “Not Of This Earth” (название трека с первого альбома Джо), разве мне хватит до-мажора, соль- мажора и фа-мажора? Разве это заставляет людей думать о потустороннем пространстве? Или я все-таки придумаю такие странные аккорды, сочетание которых будет вызывать у вас недоумение и ощущение загадки? Те аккорды, что я сочинил, создают в моем воображении весьма необычные картины. Потом я посмотрел на все и это и подумал: “Я знаю, что это. Это аккорд в лидийском ладу, потом минор, потом лидийский, а затем миксолидийский. Я знаю эти гаммы, и я могу сочинить мелодию, которая легким полетом прорвется через эти лады”. Зрители не видят процесса, но слышат результат – гитариста с иной планеты».

ТЕОРИЯ НЕ ПОДАВЛЯЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Вопреки бытующему мнению, музыкальная теория – это не смирительная рубашка музыки, которая диктует, что надо играть. По мнению Джо, звучание слова «теория» пугает людей, но бояться нечего. «Я обычно говорю своим ученикам: “Сегодня я научу вас музыкальной теории, но теория – как линейка. Линейка не решает, насколько длинным или коротким должно быть что-то. Но если вам необходимо что-то измерить, вы воспользуетесь линейкой, которая поможет «назвать» ту или иную длину”. В этом и состоит музыкальная теория: это набор фраз или слов для описания того, что вы хотите сыграть. И никто не заставляет вас делать того, чего вы не хотите».

ОНО ВАМ ПОМОЖЕТ ЗАПОМНИТЬ УБОЙНЫЙ РИФФЫ И ФИШКИ
«Задумываете ли вы в своей голове песню, говоря: “Что это я слышу?” или слушаете какую-то музыку, отмечая: “Прикольно. А что это?”, вам в любом случае необходимо выдумать язык, посредством которого та часть вас, которая играет, будет общаться с той вашей частью, которая слушает музыку. Я как-то в 15-летнем возрасте возвращался домой с вечеринки, и в моей голове крутились великолепные риффы, которые быстро испарились. Я пришел домой и подумал: “Черт подери! Да я даже не могу запомнить крутого риффа, который только что был у меня на уме!” Теперь, когда я слышу в голове рифф, я могу сразу определить: это тоника, уменьшенная нона и кварта; потом я возвращаюсь к своим делам, а рифф всегда смогу восстановить».




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[08]2009   - Этот материал был опубликован в восьмом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.