Минуло полвека с тех пор, как Gibson явили миру санберстовый Les Paul Standard, тем самым породив целый культ, хотя в ту пору инструмент был далеко не популярен. Теперь наряду с Fender Stratocaster это самая популярная и узнаваемая электрогитара. Как и Fender, Gibson выпускают различные исторические точные реплики, но также представили в 2008 году новый Standard и новую модель Traditional. Первая гитара переосмысляет классический рецепт, вторая отдает дань традициям производства современных Les Paul последних двух десятилетий.

При внешнем сходстве скрытое различие таится в корпусах. Traditional в целом имеет сплошной корпус с тем, что Gibson называют "отверстиями компенсации веса" – технология, придуманная, чтобы справляться с увеличением веса махагона, доступного гитарным компаниям для массового производства.

"В начале 80-х, когда Gibson начали "облегчать" Les Paul, не было никакого расчета в методах высверливания отверстий", – говорит Фрэнк Джонс из Gibson USA. И именно такой подход использован в Tradtitional. Новый Standard имеет увеличенную зону вклейки грифа плюс акустические полости, которые, опять же, снижают вес, а также увеличивают резонанс. "Мы хотели подойти к вопросу облегчения гитар по-научному, чтобы дизайн был более продуманным как с точки зрения веса, так и звука". Ну что же, откроем кофры…

Les Paul Traditional
Охватив взглядом и руками этот инструмент, вспоминаешь – если подзабыл – какой великолепный дизайн у Les Paul. В простоте его округлых контуров есть нечто неувядающее, что заставляет вариации последователей "на тему" выглядеть неуклюже и попросту "неправильно". Однако, вынув гитару из кофра, вспоминаешь и про размеры и вес. При максимальной толщине корпуса 60 мм и толщине по краю 50 мм, выпуклость по-скрипичному профилированного топа выступает довольно плавно и менее выражена, чем у "однорогих" от других производителей. Кленовый 18 мм топ, как обычно, сделан их двух кусков и имеет легкую "волну", оттененную ретро санберстом умеренно темного коричневого тона, переходящего в золотистый янтарный.

Разумеется, тыльная сторона не имеет никакого профилирования. Она плоская, с радиусом закругления меньшим, чем у Fender. Передняя кромка окантована. Лак (красноватого оттенка) счищен с канта, чтобы тот подчеркивал тон махагона на корпусе и грифе. Правда, очищен он не на все 100% идеально. Сама по себе окантовка на грифе и корпусе выглядит несколько толстоватой, определенно толще, чем у винтажных гитар, но визуально хорошо сочетается с кремовыми рамками датчиков и пикгардом. Корпус состоит из двух кусков махагона, но гриф – однокусковый, если не считать "уши" на голове грифа.

Заявленный профиль грифа – образца 1959 года, круглый и толстый, хотя не настолько, как у некоторых винтажных моделей. Гриф превосходно окантован по краям – совсем нет ощущения "бревна" в руке. В соответствии с винтажными спецификациями голова грифа отклонена на 17 градусов, что требует от канавок на верхнем порожке ровности и отсутствия заусенцев, как собственно и есть на деле. Колки TonePros/Kluson сочетают в себе винтажный вид (если не брать в расчет винты зажима фиксаторов снаружи колков) с более стабильной современной осью колка и большим передаточным числом. Ход плавный, точный без ощущения чрезмерной тугости или разболтанности.

Неотполированная накладка грифа из коричневого палисандра выглядит сухо и несколько (как и пластиковые маркеры) неряшливо, но сами лады обработаны хорошо. Хотя можно попенять на, быть может, слишком плоский, на чей-то вкус профиль ладов и не настолько изящную, как у продукции мемфисовского Custom Shop, накатку окантовки. Но все это – часть дизайна современных Les Paul, и, как и новые Custom Shop (а также Standard 2008), гриф Traditional обработан "умной" машиной Plek – хотя в отличие от Standard никаких наклеек или других намеков на это на гитаре нет.

Но в целом предпродажная подготовка гитары вполне на уровне – что не всегда можно было сказать о серийных Les Paul последних лет.

То же самое можно сказать и о нитроцеллюлозном лаке, который хотя и не тянет на блестящее, почти зеркальное, "остекление", в которое погружены те же PRS, все же сильно отполирован. Хотя в различных местах, таких как кромки тыльной стороны и головы грифа, он далеко не так гладок. Но опять же смотрится лак намного более ярко и менее "тяп-ляп", чем на многих серийных Les Paul последних лет. Правда, вряд ли кто-то почувствует себя обделенным в плане лака – хотя бы потому, что многие гитаристы предпочитают старый добрый нитроцеллюлозный лак и не особо горят желанием смотреться в гитару, как в зеркало. Гитара для того, чтобы на ней играть,.. да?

Комплектация довольно стандартная: два хамбакера ’57 Classic с никелевыми крышками в тон к сделанным в нэшвилльском стиле бриджу tune-o-matic и струнодержателю. Рюмки для ремня традиционно для Gibson маленькие, а гнездо для шнура расположено на прочной хромированной металлической пластине.

2008 Standard
Если дизайн Traditional обращен в прошлое, то новый 2008 Standard смотрит в будущее и содержит много нововведений, явно нацеленных на то, чтобы не отставать от более современных брендов, таких как PRS и ESP.

В чем бы ни было дело – в рекламируемых акустических полостях, попросту более легком махагоне или в том и другом – 2008 Standard будет полегче и более отзывчив, если постучать костяшками по корпусу.

В целом конструкция у обеих моделей очень похожа, хотя у Standard основа корпуса однокусковая, а кленовый топ чуть менее узорчатый. Без пикгарда гитара смотрится также более стройной, без излишеств. А вот накладка грифа и маркеры выглядят суховато, правда у ладов более округлый профиль. Предпродажная подготовка такого же качества, включая верхний порожек.

Насчет колков могут быть расхождения во мнениях. На гитаре стоят замковые колки Grover с хромированными, а не классическими пластиковыми Kluson, "тюльпанами". Фиксация замка осуществляется зажимом в оси колка при помощи тыльного винта, закручивающегося вручную. Замки наличествуют и в бридже tune-o-matic, и в струнодержателе – они фиксируются на опорных винтах. Это комплектующие TonePros, и, если заявляемое увеличение сустейна сложно проверить, они безусловно не свалятся, если вы снимете все струны разом.

В сравнении с Traditional основные различия наблюдаются в грифе и электронике. Gibson анонсировали "асимметричный" профиль грифа, что редкость, особенно на серийных гитарах – единственное, что вспоминается, это оригинальный именной Van Halen Music Man. Со стороны 6 струны профиль скорее D-образный, а со стороны 1 струны – скорее С-образный, с более сглаженной кромкой. Гриф чуть менее толстый (20.5 мм на 1 ладу и 22.73 мм на 12), чем у Traditional, который, будучи почти таким же на 1 ладу (21.28 мм), разгоняется до 25.5 мм на 12.

Различия в электронике начинаются со звукоснимателей BurstBucker Pro 1 в нековой позиции и BurstBucker Pro 2 в бриджевой. Сквозь полупрозрачную дымчатую крышку тембр-блока видны позолоченные потенциометры Bourne, также используется другой входной разъем – Neutrik с фиксацией, который незаметно утоплен сбоку гитары. Если снять крышку тембр-блока, открывается картина в стиле хай-тек: четыре квадратных потенциометра припаяны на печатную плату с логотипом Gibson. Звукосниматели, как и провода от переключателя, подсоединяются к плате через промаркированные разъемы без пайки.

Даже две гитары одной и той же модели редко звучат идентично, но в данном случае мы имеем явные различия в конструкции и электронике, поэтому эти два Les Paul действительно заметно отличаются по звуку. Traditional звучит знакомо для всех, кто когда-либо обладал Les Paul последних двух десятилетий производства. Пара звукоснимателей ’57 Classic и традиционная начинка тембр-блока дают ожидаемое жирное звучание, которое будет родным и знакомым для многих владельцев современных LP. Есть хороший баланс между датчиками, мягкий нажим в мощности сигнала, но не слишком "горячий", без перебора в середине или потери динамики. Хотя, возможно, это не лучший вариант, если вы привыкли постоянно менять окраску звука при помощи ручек громкости или тембра. Если громкость убрать, особенно при работе двух датчиков, звук становится чуть мутноватым, излишне мягким, и несколько теряется читаемость. И, наоборот, подбавим гейна, и трудно не оценить классическую плотность и силу звука.

Несмотря на то что 2008 Standard демонстрирует набор современных усовершенствований, он звучит на самом деле более классически. Что мы имеем в виду, так это то, что на бриджевом датчике, который будет чуть "погорячее" ’57 Classic, мы получаем больше яркости и атаки. Звук очищается громкостью хорошо, и вы действительно можете получить классическое звучание Les Paul – больше классического блюза (Питер Грин), чем современного рока (Слэш), если хотите. Нековый звукосниматель звучит очень сладко и певуче. Мы имеем больше читаемости, но сигнал слабее, чем у бриджевого датчика, и баланс хуже, чем у Traditional. Конечно, это дело вкуса, но нам, чтобы его выровнять, потребовалось повозиться с высотой звукоснимателей. С другой стороны, микс датчиков звучит более четко – уберите громкость, и в звуке будет больше синглового качества, чем у Traditional. На ощупь оба схожи с современными Gibson. Лады поначалу кажутся несколько шероховатыми. И, хотя новый более тонкий профиль Standard найдет своих приверженцев, гриф Traditional более знакомый на ощупь.

Если говорить о разнице в собственном резонансе гитар – не забывая про разницу в технологии выборки дерева для уменьшения веса – она не сильно различима, учитывая к тому же разницу в датчиках. Можно сказать, что Standard звучит более живо и динамично, чем Traditional c его почти компрессированным тембром – но что из этого имеет отношение к конструкции корпуса, к конкретному куску дерева и к электронике, дифференцировать сложно.

Основной бизнес Gibson – это выпуск современных вариантов своих классических моделей: они могут быть точными историческими репликами или подписными инструментами, несколько заглядывать в будущее (как новый Standard) или обращаться не совсем к историческому, но довольно популярному более позднему периоду (Traditional). Безусловно, к этому сложно придраться, за вычетом нескольких мелких упущений, особенно учитывая то, насколько повысилось качество производства в деталях.

Что выбрать – более плотный по звуку Traditional или более яркий 2008 Standard – дело ваших личных предпочтений в плане того, что вам нужно от Les Paul.

По-честному, они оба заслуживают внимания. Наши личные предпочтения склоняются – несмотря на непривычный профиль грифа – к звуку Standard. Но вам может больше понравиться Traditional. Что надо непременно отметить – это то, что если Gibson продолжат следовать курсом на более внимательное к мелочам серийное производство, то некоторые бутиковые аналоги LP будут смотреться неадекватно дорогими.


 




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[08]2009   - Этот материал был опубликован в девятом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.