American SpeciaL Stratocaster

Слова "максимально экономичный", скажем прямо, не настраивают на какие-то предвкушения в адрес инструментов. Но когда ты вынимаешь из коробки мягкий чехол, извлекаешь из него гитару, снимаешь с нее ярлычки, постепенно начинаешь понимать, что в руки тебе попало нечто, обещающее куда более приятные ощущения, чем можно было бы подумать изначально.

Первое впечатление: довольно легкая по весу гитара, ее лаковое покрытие имеет сочные оттенок и выполнено безупречно, точно так же вкус и качество демонстрируют округлые, соответствующие винтаджным традициям, обводы корпуса. Быстрый осмотр гитары водль и поперек подтверждает то, что если и были какие-то компромиссы, то однозначно не в качестве работ. Все сделано точно и аккуратно, начиная от того, как гриф стыкуется с корпусом и заканчивая нюансами типа затянутых заподлицо (как и полагается) шурупов пикгуарда.

Полимерные лаки намного легче в работе, чем используемый на многих гитарах высокого класса нитроцеллюлозный лак, требующий большого количества слоев, ручного труда на каждом этапе и длительной сушки.

В плане экономического эффекта разница колоссальная, но обратной стороной медали является то, что с точки зрения натуральности взаимодействия дерева и лака полимерный лак заметно проигрывает нитроцеллюлозному. Когда в 70-х в угоду эффективности производства Fender стали использовать полиэстерные лаки, это вызвало заслуженную критику гитаристов, считавших, что гитары просто «замурованы» в покрытие. По счастью, уретановый лак, применяемый Fender сегодня, достаточно тонок, и инструмент в руках оставляет ощущение именно дерева, а не куска пластика.

Внимательный осмотр раскрывает еще один секрет экономии – корпус делается не из двух, как у более дорогих «американцев», а из трех кусков дерева. Справедливости ради, Fender подбирают куски не «на авось», и со стороны этот трюк не бросается в глаза. Для полного успокоения напомним, что если вы купите на винтажном рынке Fender 60-х, он, скорее всего, окажется сделанным из трех кусков, и на его ценности это никак не отразится.

Гриф у Special Strat целиком кленовый, покрыт матовым лаком и увенчан увеличенной головой грифа в стиле конца 60-х.

Fender не стали сильно увлекаться винтажным стилем, и анкер у грифа современный, двойного действия, с регулировкой со стороны головы грифа (а не противоположного торца, как у старых гитар). Конечно, гитара смотрелась бы более солидно, если бы у нее лицевая сторона головы грифа была отполирована, но это как раз то, чем можно поступиться из ценовых соображений, и вообще дело вкуса.

Иногда кажется, что в середине 80-х кто-то на Fender, размещая заказ на фурнитуру, по ошибке написал пару лишних нулей в заявке на «безвинтовые» колки типа Schaller и ритейнеры в Free-Fryte – с такой завидной регулярностью их неиссякаемы и запас находит себе место на той или иной модели. Вот и опять они приветствуют нас с головы грифа, на которой куда уместнее смотрелись бы ритейнеры- «бабочки» и колки Kluson с отштампованной буквой «F». Но опять же, спорить о том, какой элемент дизайна какой версии Strat «правильнее» по историческим, эстетическим, практическим и каким еще угодно – хоть кармическим – соображениям, можно часами до хрипоты и так не прийти к консенсусу.

В бридже стоит тремоло типа vintage synchronized, в таком же стиле, что и оригинальная разработка Fender на шести винтах и со штампованными седлами. Вместе с ретро-стилем головы это смотрится отлично, ну а о том, что конструкция тремоло была удачей с самого начала, не стоит и упоминать. Нельзя не сделать реверанс за то, что крышка блока пружин с тыльной стороны выполнена не винтажно – с отдельными овальными отверстиями – а с одним широким проемом, что делает установку струн куда удобнее.

Хромовая фурнитура, трехслойный пикгард, ручки и переключатель в тон ему, тонкий блестящий лак – все это очень контрастно смотрится на фоне тренда прошлого года – серии Road Worn. Похоже, рынок наелся потертого лака, выцветшего пластика и ржавого железа.

В отношении грифа скажем большое спасибо за то, что вся винтажность начинается и заканчивается дизайном головы. Собственно гриф сделан по всем современным канонам Fender – умеренный С-образный профиль, кромки рабочей поверхности слегка скруглены, 22 лада джамбо, радиус 9.5”. Все это располагает как к мощным бендам и сочному вибрато, так и позволяет разгуляться в скоростных проходах. Это оптимальный стратовский гриф на все случаи жизни, к которому привыкаешь мгновенно.

Относительно звукоснимателей Fender Texas Special мнения гитаристов сильно расходятся сообразно их вкусам. Кто-то обожает их яркий, насыщенный спектр верхних частот, а кому-то то же самое кажется слишком уж резким и прямолинейным звучанием. В данном случае нельзя не отметить, что выбор датчиков крайне удачен. Возможно, дело в «экономичном» подходе к производству корпуса гитары – три куска, уретановый лак – но, как бы то ни было, природная нахальность этих датчиков значительно укрощена, и во всех пяти положениях переключателя мы получаем отменный результат.

Еще один предмет споров между сектами стратопоклонников – как должна быть сделана распайка потенциометров тембра. Если вы из тех, кто уверен, что бриджевый датчик должен иметь собственную регулировку тембра, поздравляем, ваша взяла. Если убрать на Strat Special тембр до шести, то машина для прорезания превращается в нечто более деликатное. А если убрать до трех или четырех, но и прибавить на усилителе драйва, то возникает устойчивая иллюзия, что звучит инструмент идеологически ближе к SG или ES-335. Этому способствует схема, окрещенная Билли Гиббонсом Greasebucket, которая убирает ненужный верх, не делая при этом звук неразборчивым. Вернув тембр в максимальное положение, мы получаем все необходимое, чтобы окунуться в мир хоруса, задержки и больших, красочных аккордов.

Перейдя в нековое положение, получаем возможность поиграть в Гилмора. Датчик динамичен и звонок на чистом звуке, а при увеличении гейна дает певучий, округлый звук. Верх при этом никуда не пропадает, так что можно очень убедительно имитироватьНила Роджерса. Средний датчик не имеет регулировки тембра, поэтому он всегда звучит максимально открыто, что оптимально для фанковых риффов, имитации Tele на драйве и тванга в духе кантри.

Позиции 2 и 4 имеют очень выраженный характер звучания, каждый со своей характерной «вокальной» интонацией, успешно читающейся как на чистом звуке, так и в паре с хорошей педалью драйва. Всегда приятно разочаровываться в смутных подозрениях, а в данном случае они развеялись напрочь. Это не имитация, оправдывающая клеймо «made in USA» только формально. Нет, это инструмент, позволяющий решать профессиональные задачи, принося удовольствие музыканту и слушателям.

American SpeciaL Telecaster

Если организовать конкурс моделей гитар за максимально точное попадание в «яблочко» с минимального числа попыток, то, на наш взгляд, приз достался бы самому давнему и самому первому дизайну Fender. Лео Фендер настолько правильно все придумал, что Telecaster в первозданном виде – хотя и в вариациях на тему – дожил до нашего времени. При таком славном прошлом и спрос с Tele Special серьезный.

Со своим собратом по серии эта модель имеет одни и те же конструктивные особенности: корпус из трех кусков ольхи, отлично покрытый уретановым лаком, цельнокленовый гриф с матовым лаком, таким же набором 22 ладов и радиусом 9.5”, такие же колки и такой же тип ритейнера (вследствие заметно меньшей площади головы он всего один).

Поскольку «классика» Tele подразумевает более аскетичный подход к обводам корпуса без вырезов, скосов и скруглений, смотрится инструмент менее «попсово», чем Strat Special, и по той же причине в среднем по серии, он, похоже, чуть потяжелее. Но при этом его никак не назовешь неотесанным бревном – гитара изготовлена с тем же вниманием к деталям, и кроме все того же трехкускового происхождения (которое на санберстовых инструментах может напоминать хозяину о себе) глазу зацепиться не за что.

Помимо очевидных различий в дизайне корпусов и голов грифов, наличествуют не в меньшей степени ожидаемые различия в электронике и фурнитуре. Как и у собрата по серии, выбор сделан в пользу винтажной конструкции бриджа, только это, как и положено Tele, фиксированный бридж с корпусом-«пепельницей» и тремя латунными седлами.

Количество датчиков также классическое – два Texas Special, которые в полном соответствии жанру представляют собой звукосниматель с открытой катушкой в бридже и закрытый хромовой крышкой «тюбик» в неке. В отличие от многих Tele прошлого, датчик имеет открытые регулировочные винты, что позволяет выставлять его высоту с гораздо меньшей морокой. На пикгард Fender пустили черный слоистый пластик, который считается для Tele более каноническим, чем любой другой.

Темброблок у Tele Special устроен по установившемуся после 1967 года в качестве фактического канона образцу – мастер-громкость, мастер-тембр, трехпозиционный тумблер. Дополнением к канону является уже упомянутая ранее схема Greasebucket.

Прямолинейный характер Tele раскрывается, как только берешь гитару в руки. При таком же грифе, что и у Strat Special, нет никакой излишней строптивости, как у винтажных гитар с меньшим радиусом и меньшими ладами. Все идет как по маслу, играем ли мы бенды в кантри (родная стихия для Tele), проходы в блюзе или роковое агрессивное вибрато. Ты просто берешь гитару и играешь, ни о чем больше не думая.

Если описывать общий характер звука одним словом, то это будет «ясность». Также в сравнении с в целом довольно сдержанным Strat здесь наличествует больше наглости. Бриджевый датчик звучит на чистом звуке так ярко, как ему и хотелось бы, но, что характерно для всех хороших Tele, по мере увеличения гейна звучит менее резко. Контур Greasbucket позволяет смягчать звук тембром, как угодно, не превращая его в мутную вату, и, присовокупив к этому хорошую порцию гейна, можно вплотную приблизиться к территории Gibson.

При переключении на нековый звукосниматель яркость сохраняется, но само собой прибавляется и теплоты. Оптимально для игры классик- роковых соло, а если прибрать тембр, то можно извлечь и очень насыщенный джазовый саунд. Как и следовало ожидать, среднее положение переключателя – это «зона тванга», но все тот же трюк со смягчением тембра и увеличением гейна придает звучанию другое измерение.

Заключение

В модельном ряду Fender серия American Special находится одной ступенькой ниже заслуженных American Standard, которые для многих и являются Strat и Tele – ни убавить ни прибавить. Появившиеся чуть ранее (и чуть менее дорогие) Highway One также заполняют нишу между мексиканскими Fender и флагманскими American Standard и American Vintage. Но не все гитаристы настолько готовы ради дополнительной экономии отказаться от блестящего лака в пользу матового. Вот для них и предназначены American Special, которые за счет минимального модельного и цветового ряда, а также пары-тройки умеренных компромиссов, дают возможность приобрести «по-взрослому» выглядящий американский Fender за вполне гуманную цену.

Те, кто любит универсальность, выберут скорее Strat с его пятью вариантами звучания, тремоло и эргономичным корпусом. Тот, кто точно знает, что нуждается именно в Tele, получит именно то, что хочет. В любом случае можно констатировать, что новая серия Fender оказалась в нужное время и в нужном месте. Разумеется, больший выбор расцветок и, быть может, кофр посолиднее, были бы весьма кстати, но лучше пусть Fender экономят на этом, а не на более принципиальных моментах.




актуальная информация


релиз нового журнала


веб-колонка главного редактора


веб-колонка для бассистов


гитаристы на наших страницах


путь великих гитарных брендов


статьи и обзоры о гитарах


обзоры гитарной техники


актуальная гитарная музыка


повышение мастерства


подшивка вышедших журналов


размещение рекламы в журнале


вся информация об издании


полезное скачивание


небольшие ролики про гитарное




#1[10]2010   - Этот материал был опубликован в десятом номере Guitars Magazine.




Рейтинг@Mail.ru

©  Guitars Magazine   Все права защищены.
Сайт создан и поддерживается собственной
веб-службой журнала Guitars Magazine.